Ремесленники XXI века

Немецкая модель профподготовки позволила готовить специалистов нового типа в РФ путем интеграции начального и среднего образования

21.07.2013
Яндекс.Дзен Instagram
С 1998 г. Фонд Еберхарда Щека реализует в Уральском колледже технологии и предпринимательства Екатеринбурга германо-российские образовательные проекты по подготовке кадров ремесленного профиля. Новая модель трехлетнего профобразования позволяет достичь уровня «ремесленника» (НПО), а дополнительное обучение сроком 1,5 года — стать «ремесленником-менеджером» (СПО). Выпускники колледжа сочетают в себе качества рабочего высокой квалификации и работника среднего звена (мастера, менеджера, техника). Опыт подготовки молодых кадров признан Минобрнауки РФ передовым и уже внедряется в других учреждениях профобразования. О результатах 15 лет работы в России рассказал управляющий фонда Eberhard-Schöck-Stiftung Петер Меллер.

Внедрение и распространение новой, ориентирующейся на европейские образовательные учреждения системы подготовки кадров — такова цель всех проектов, которые реализует Фонд Еберхарда Щека в Уральском колледже (см. подробности в справке). Содержание обучения максимально приближено к немецким и западноевропейским стандартам. Среди них — ориентация программ на требования практической работы, взаимосвязь педагогической теории и практики, выполнение практических работ по реальным заказам, личная ответственность учащихся за выполнение своей работы; увеличение практического обучения в сфере профобразования. Полученные навыки и квалификация позволяют выпускникам выгодно отличаться от строителей-неремесленников, имеющих узкоспециализированную подготовку.

Маркетинговые исследования по результатам образовательной деятельности говорят о том, что практически все выпускники имеют предложения по трудоустройству еще до защиты дипломной работы. По итогам практики на предприятиях 90-95% обучающихся получают приглашения от работодателей. При этом до 10% выпускников НПО основывают свой собственный бизнес.

Как показал опрос выпускников 2002-2012 гг., до 60% «ремесленников» трудоустроились по профессии НПО, в то же время лишь 50% «ремесленников-менеджеров» трудоустроились по специальности СПО, а остальные 50% — по профессии НПО, полученной на первом уровне образования в колледже. Речь идет о плиточниках, сантехниках, кровельщиках, малярах-дизайнерах. Около 15% стали руководителями (бригадирами, начальниками участка), из них почти каждый второй вырос до руководителя через два года после трудоустройства, 20% — через три года.
Согласно исследованию РГППУ о проблемах становления профессионального ремесленного образования в РФ(1), все же существуют и проблемы с социально-профессиональной адаптацией выпускников. Дело не столько в отсутствии умений, навыков или профессионально важных качеств у выпускников, сколько в тех условиях, которые предоставляются работодателями. После трудоустройства выпускники подвергаются опасности постепенной потери своей квалификации из-за неадекватных условий труда и содержания работы (заниженные расценки, переработки, выполнение работ, не соответствующих квалификации, повышенное содержание пыли, плохая вентиляция и освещенность, отсутствие душевых и комнат отдыха и т.д.). Как показывает таблица Какие компетенции важны для российских и немецких выпускников и работодателей, критерии для отбора персонала в двух странах порой диаметрально противоположны. Результаты опроса показывают, что для выполнения общестроительных, малярных, отделочных и т.д. работ российским работодателям требуются трудолюбивые, исполнительные работники, имеющие опыт работы. В то же время высококвалифицированные молодые специалисты, которые могут организовать рабочий процесс и самостоятельно принимать решения, требуются в меньшей степени. — Если говорить о педагогической составляющей этой модели, то, во-первых, важно отметить уровень российского современного профобразования в целом, — говорит Петер Мелер. — На наш взгляд, в сфере обучения практическим навыкам он очень низок сегодня. Преподаватели могут прекрасно обучить теоретическим навыкам. Но когда дело доходит до практики, современной методологии и дидактики образования, все гораздо хуже. Педагоги должны были понять, что им необходима такая степень компетентности, чтобы любые практические задания они могли выполнить сами, своими руками. Это и есть основа любого обучения! Чтобы поменять систему образования в России, необходимо в корне изменить ментальность самих преподавателей, разработать систему «преподаватель для преподавателя».

Программы обучения профессиям ремесленного профиля внедрены и в другие образовательные учреждения Свердловской области — ГОУ СПО СО «Асбестовский политехникум», ГОУ НПО СО «Социально-профессиональный лицей «Строитель», ГОУ СПО СО «Каменск-Уральский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства». И для этой системы, разумеется, соответствующим образом готовятся педагоги.

(1) Проблемы становления профессионального ремесленного образования в России: коллективная монография / Г.М. Романцев [и др.]; под ред. Г.М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. Ун-та, 2012.

Какие компетенции важны для российских и немецких выпускников и работодателей (оценки в баллах)

Значимость компетенции

По мнению выпускников (Германия)

По мнению работодателей (Германия)

По мнению выпускников (Россия)

По мнению работодателей (Россия)

Дисциплинированность

4

6

3

3

Работоспособность

5

7

7

1

Профессиональная мобильность*

6

8

8

8

Коммуникативность

5

7

1

2

Креативность

4

5

5

7

Эстетическая чувствительность**

3

3

6

6

Ручная умелость***

4

4

2

4

Специальные компетенции****

5

6

4

5

* готовность к переквалификации, самостоятельность ** дизайнерские навыки, чувство стиля

***быстрое осваивание операций, хорошая координация движений, чувствительность пальцев

****умение различать угол наклона, расстояние, длину, ширину, объем и т.п.

Фонд Еберхарда Щека

Справка
В Уральском колледже технологии и предпринимательства реализованы два германо-российских проекта — «Поддержка ремесел через профессиональное образование» (в 1998-2005 гг. подготовлено 748 выпускников НПО и 317 — СПО) и «Профессиональное образование специалистов малого предпринимательства в сфере строительства Свердловской области» (в 2006-2011 гг. подготовлено 109 выпускников НПО и 14 — СПО). В 2012 г. запущен третий проект — «Подготовка специалистов для высокотехнологичных видов работ в сфере автомобильного сервиса». Достигнуты следующие результаты:
— разработана и внедрена модель системы подготовки специалистов нового типа для работы в малом бизнесе путем интеграции начального и среднего профобразования;
— создана учебно-материальная база: реконструировано восемь и создано четыре учебных мастерских, а также полигон для кровельщиков;
— создана система социального партнерства с наукой, производством, общественными организациями, работодателями, административными структурами;
— повысился престиж строительных профессий: Уральский колледж стал более привлекательным для выпускников школ и работодателей.
Авторы: Ольга Лазуренко