Строить здания или строить схемы?

Закон о госзакупках по-прежнему работает в ущерб качеству в строительстве

24.02.2013

О качестве строительства социальных объектов постоянно говорят на всех уровнях власти. Препятствием для его повышения иногда становится законодательство. 94-й закон о госзакупках — это закон о процедуре, а не о результате. На смену ему должен прийти закон о федеральной контрактной системе. Очень важно, чтобы при его формировании были учтены основные недостатки 94-го закона, чтобы в стремлении сэкономить бюджетные деньги мы не ограничились формальной экономией (как построить подешевле) в ущерб качеству и экономии настоящей (как построить надолго).
Сегодня Батайск является одним из наиболее динамично развивающихся городов Ростовской области. Здесь строится и капитально ремонтируется множество объектов социальной сферы, есть большие планы для дальнейшего строительства. Руководство города, мэр Батайска Валерий Путилин искренне заинтересованы в том, чтобы не сбавлять, а, напротив, наращивать темпы строительства. В свою очередь, мы как строители со стажем и опытом, патриоты своего города, готовы принимать участие в реализации этих планов. «КавказСпецСтрой» работает далеко за пределами Ростовской области, выполняет сложные заказы для РЖД на всей территории юга России. Особое место в деятельности компании занимает работа на железнодорожных объектах по программе подготовки к Олимпийским играм 2014 года в Сочи. Начиная с 2008 года ООО «КавказСпецСтрой» принимает активное участие в ее реализации. Однако работа в родном городе всегда остается для нас приоритетной. Мы видим здесь большие возможности.

При этом существуют проблемы, которые не под силу решить ни строительным компаниям, ни даже местной власти. Это проблемы в сфере законодательной базы. Приведу пример: сегодня в городе есть планы по строительству социальных объектов (школы, детского сада), по капитальному ремонту ЦГБ, однако к середине февраля не объявлено ни одного тендера. После того как их наконец объявят, будет необходимо еще два месяца для того, чтобы собрались участники торгов. Таким образом, начинать работы компания, выигравшая аукцион, сможет только к августу. Но наиболее благоприятное и экономически выгодное время для строительства уже будет упущено. Ремонт кровли в июле и ремонт кровли в ноябре серьезно отличаются.

Еще одна проблема: когда получаем проектную документацию, мы видим, что она уже устаревшая. Проект был заказан 2-3 года назад, и он тоже делался с расчетом на минимальную стоимость, т. е. экономили на всем, на чем можно сэкономить, чтобы вписаться в определенную аукционом сумму. При этом когда строительная компания получает такой проект школы или больницы, администрация хочет видеть в итоге современный объект высокого качества. Но этого не получится, потому что уже на уровне проекта заложено удешевление. А как известно, хорошее дешевым не бывает.
Законодательные ограничения работают на то, что экономия на качестве начинается уже на уровне проекта. И не потому, что исполнитель хочет сделать плохо, а потому что он — проектировщик, строитель — поставлен в такие рамки 94-м законом. Мы стараемся сделать хорошо за счет минимизации прибыли, а иногда и срабатываем себе в убыток за счет других, коммерческих, заказов. Но это ненормальная ситуация. В прошлом году мы ремонтировали ЦГБ, нам пришлось перерасходовать 4 млн рублей — в итоге мы сработали себе в убыток. Но тут появляется и другая аргументация: мы живем в этом городе, эту больницу мы делали для себя, своих близких. Нам нужен не только подряд, нам нужна хорошая современная больница. Кому нужен такой закон, когда тендер в Батайске может выиграть компания из Владивостока? Ведь если рассуждать логически, им проезд и провоз техники будет составлять полцены объекта, значит, они будут нанимать рабочих здесь. А кто будет нести ответственность? Не проще ли сразу взять подрядчиком местную надежную компанию? К сожалению, все эти вопросы можно решить только на уровне государственной власти. Для того чтобы строительство социальных объектов было эффективно, нужно, во-первых, повысить качество проектно-сметной документации.

Естественно, пойдет удорожание, но оно будет компенсировано сроками эксплуатации, более долгим периодом до следующего ремонта. Во-вторых, пересмотреть условия торгов, с одной стороны, не допуская удешевления в ущерб качеству, а с другой, не давая возможности вполне законным способом получить контракт недобросовестным компаниям. На уровне государственной власти уже пришли к выводу, что заниматься бесконечным латанием тришкиного кафтана, создавая все новые формы этого 94-го закона, который в ряде случаев приобрел абсолютно одиозный оттенок, бессмысленно. Хотелось бы, чтобы новые правила были установлены с учетом мнения и предложений тех, кто будет по ним работать и не нуждались в постоянной корректировке. Со своей стороны, если говорить о Батайске, мы готовы обсуждать с руководством города вариант, когда строительная компания строит социальный объект по самым современным требованиям за свой счет. Власти при этом могут осуществлять надзор за строительством. По окончании строительства объект принимается специальной комиссией, а затем выкупается муниципалитетом. Такая схема позволит строителям работать с учетом самых современных требований, а заказчику получать готовый качественный объект с гарантией, оплачивать реальную и обоснованную, а не гипотетическую его стоимость.

Справка
ООО «Кавказ-Трансюжстрой» было учреждено в июле 2007 года по инициативе управляющей компании «Трансюжстрой» для реализации общих задач, связанных со строительством и реконструкцией объектов железнодорожного транспорта на Северо-Кавказской и Приволжской железных дорогах.
10 сентября 2007 г. ООО получена лицензия на осуществление строительной деятельности ГС-3-61-01-27-0-6141028803-016549-1. В дальнейшем, после законодательной отмены лицензирования в строительной отрасли, ООО «КТЮС» вступило 14.12.2009 г. в качестве члена в НП СРО «ОСОТК» и получило Свидетельство о допуске к выполнению строительно-монтажных работ.
13 декабря 2010 года ООО «КавказТрансюжстрой» переименовано в ООО «КавказСпецСтрой». Общество «КСС» осуществляет свою деятельность на основании Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по строительству, реконструкции и капитальному ремонту № 0223-25072012-6141028803-С-118-004 от 21 августа 2012 года. Предприятие прошло сертификацию в системе менеджмента качества применительно к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту согласно Свидетельству о допуске и соответствует требованиям ГОСТа Р ИСО 9001-2008(ИСО 9001-2008).
Авторы: Виктор Харченко, генеральный директор ООО «КавказСпецСтрой»