Виктор Шумейко, президент РГСУ: «Во всем мире власти считаются с мнением строительных союзов»

Уже в 2014 г. в Ростовской области планируется ввести в эксплуатацию порядка з млн кв. м жилья

18.01.2013

 Вместе с тем без конструктивного решения на уровне власти проблем, которые уже могут претендовать на «почетное звание» неразрешимых, выполнение намеченных планов тоже становится проблематичным.

Замечательно то, что развивается малоэтажное строительство, растут коттеджные поселки, в том числе и экономкласса, которые должны были, по первоначальному замыслу, стать доступным жильем. Но стоимость квадратного метра в них слишком велика для большинства населения. И это при том, что при строительстве используются новые материалы, новые технологии, что существенно его удешевляет.

В свете вступления в ВТО для нас может быть показательным европейский опыт. Например, в Германии все коммуникации: канализация, водоводы, газ, электричество — к строительной площадке подводит город. У нас за все в основном платят строители, а в конечном итоге расходы ложатся на плечи покупателей жилья. Комплексный подход к освоению городских территорий — один из приоритетов правительства Ростовской области. В донской столице сегодня реализуется три таких проекта: жилмассив «Западные ворота» (Левенцовка), 140-й военный городок и жилой район Декоративные Культуры. Только в процессе застройки этих площадок в Ростове должно появиться более 1,5 млн кв. м жилья. Всего же по программе «Развитие жилищного строительства в Ростовской области на 2010-2015 годы» через три года планируется выйти на показатель 3 млн кв. м жилья. Для достижения этого амбициозного показателя нужно уже сейчас начинать готовить площадки под комплексную застройку, решать вопросы с их инженерной и транспортной инфраструктурой, готовить кадры. Строительный университет — основная база подготовки кадров — должен как минимум в 2 раза увеличить выпуск специалистов по основным техническим специальностям. Необходимо активизировать подготовку специалистов рабочих профессий, тогда как сейчас, наоборот, их выпуск в прошлом году в регионе уменьшился примерно на 30%. По-прежнему «застрял» в стадии решения вопрос о прохождении экспертиз и получении разрешений на строительство. Так, компании, выигравшей аукцион и заключившей договор аренды участка, нужно в течение года выполнить проектную документацию. Две трети этого срока уходит на согласования и разрешения. Но самая большая проблема — это ФЗ о госзакупках, закон, который вместо того, чтобы защитить рынок от коррупции, стал одним из ее источников. К тому же он отрицательно влияет на качество строящихся объектов. Иногда компанию, по всем параметрам соответствующую заказу, могут снять с конкурса из-за неправильно поставленной запятой, а заказ отдать предприятию, никогда раньше не имевшему дела с таким видом работ, или фирме со штатом из трех человек. Это уже практически система, к которой все в России привыкли. Но как объяснить после вхождения в ВТО западной компании с огромным опытом, что при участии в конкурсе ее главная задача — предельно снизить стоимость контракта? Что объект стоимостью в 1 млн рублей можно реализовать за половину этой суммы?

Во всем мире на уровне власти сильно влияние строительных союзов, они имеют решающий голос в вопросах, касающихся строительного сообщества. Именно строительные союзы, ассоциации должны занимать активную позицию в вопросе совершенствования нормативов градостроительного проектирования, выходить с предложениями к власти и лоббировать интересы сообщества, чтобы упростить и усовершенствовать ту законодательную часть, которая сегодня тормозит развитие отрасли.
Авторы: Лариса Никитина