По дороге в ВТО

По дороге в ВТО

Первые результаты от вступления в ВТО строительная отрасль почувствует через три года

Деловое сообщество и строительный бизнес, которым небезразлична перспектива развития отрасли, на вступление России в ВТО отреагировали положительно. Потому что понимают, что в сотрудничестве с партнерами по Всемирной торговой организации мы значительно проще и быстрее, обходя административные барьеры, сможем внедрить в стране современные технологии, оборудование и материалы. Как пример могу привести ситуацию с автомобильной промышленностью: невзирая на проблемы, иностранные производители пришли на российский рынок, и из-за их прихода вряд ли проиграли граждане нашей страны.

Не стоит ожидать, что к нам хлынет поток иностранных компаний, желающих вытеснить с рынка отечественные строительные предприятия, и это несмотря на высокой уровень производительности труда у европейских рабочих. Давайте поймем следующее: очень давно на нашем рынке нет иностранной рабочей силы. Есть иностранный менеджмент, топ-менеджмент, и я могу назвать максимум два десятка компаний, которые успешно используют российские рабочие руки. О какой производительности труда мы говорим?! Российского бетонщика или инженера, который контролирует российского бетонщика? Если у российского бетонщика низкая производительность труда — это беда для нас с вами — потребителей их продукции, для заказчиков и, в конце концов, для безопасности строительства. И на самом деле эту катастрофическую ситуацию надо срочно менять, ведь по оценкам, которые дает Минрегион, производительность труда российских рабочих составляет 60% от аналогичных профессий на западных рынках. Помогут ли нам западные менеджеры или нам самим надо кардинально перестраиваться — это ключевой вопрос современного момента, и есть надежда, что членство в ВТО поможет разрешить его. Поэтому не думаю, что нам стоит бояться итальянских или американских рабочих — они к нам не придут.

Что касается наших ближайших соседей, то у Украины или Турции положение с производительностью труда аналогично нашей, а о Беларуси я и не говорю — они давно наши равноправные партнеры, и угрозы для рынка они не представляют. Поэтому, повторюсь еще раз, вряд ли массово игроки завтра начнут осваивать вдруг образовавшийся строительный рынок ВТО — Россию. Вхождение во Всемирную торговую организацию в любом случае вынудит российских строителей активизировать свои усилия по повышению конкурентоспособности и двигаться дальше в работе по обновлению управленческой, производственной и проектной базы. Уже сегодня все серьезные заказчики, проверяя портфолио организации, требуют наличие широкого спектра сертификатов, а каждая уважающая себя компания сертифицирована на соответствие требованиям международных стандартов, в том числе ISO 9001:2008. За последний год нам удалось достигнуть согласия в практикующей и научной среде в вопросе гармонизации еврокодов и СНиПов. Проблема заключалась в том, что в начале 2000-х годов в стране начали выстраивать нормативную пирамиду, формирующуюся на техрегламентах, на регламентах национальных стандартов и далее по иерархии. Но не сумели довести до конца эту систему. Сейчас над ней работают, и то, что сделано в последнее время, я расцениваю как положительный результат. Трудно определить по времени, как быстро членство в ВТО отразится на деятельности отечественного строительного комплекса. Но если все будет хорошо, не будет серьезных «революционных» перемен, связанных с ситуацией в европейской и отечественной экономиках, то через три года мы почувствуем первые результаты от вступления в ВТО, а через 5-7 лет это будут уже системные положительные изменения. Не вижу никаких отрицательных предпосылок — строительная отрасль России уже созрела к переменам к лучшему.

Автор статьи - Азарий Лапидус, доктор технических наук, профессор, заслуженный и почетный строитель России, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

Логотип Вестник Строительство