— Владимир Петрович, чем был вызван пересмотр Стратегии?
— Пересмотр был обусловлен рядом причин.
— Развитие каких отраслей было сильнее всего изменено в новой редакции Стратегии?
— Обновленный вариант Стратегии дополнен новым разделом — «Международные отношения и внешнеэкономическая деятельность». Более детально изложен и содержательно дополнен раздел о конкурентных преимуществах нашего региона. В его составе выделен подраздел, дающий представление о специализации Ростовской области в системе общероссийского разделения труда. Перечень разделов, характеризующих экономический потенциал Дона, дополнен металлургическим и химическим комплексами. Здесь же добавлен раздел, посвященный добыче и переработке полезных ископаемых, прежде всего угля. Это позволило ликвидировать пробел в первоначальном варианте Стратегии, связанный с отсутствием понимания перспектив развития отрасли, реализующей основной сырьевой ресурс области и исторически являющейся традиционной для нашего региона. Дополнение документа данным разделом также вызвано необходимостью донести до жителей области, проживающих
Раздел, посвященный сфере услуг, дополнен подразделами: «Потребительский рынок»
— В нынешнем варианте Стратегии большое место уделяется проблемам и развитию АПК. Что нужно для того, чтобы отрасль работала успешно?
— В сфере экономики обновленная Стратегия предполагает сконцентрировать усилия на опережающем развитии агропромышленного комплекса, модернизации и дальнейшей диверсификации традиционных для области отраслей промышленности, создании реального механизма трансформации научных знаний в капитал и более эффективном использовании
— Новую редакцию Стратегии можно назвать социально ориентированной. Чем было вызвано усиление именно этого направления? Какие основные изменения будут идти в социальной сфере?
— Наиболее слабым местом первоначального варианта Стратегии была тема основных направлений и перспектив социального развития области. Здесь полностью отсутствовали разделы, посвященные здравоохранению, культуре и молодежной политике, физической культуре и спорту, социальному обслуживанию нуждающихся категорий граждан, ЖКХ, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Все эти сферы отражены в обновленном варианте Стратегии. Они содержат приоритетные направления действий на долгосрочную перспективу с тем, чтобы обеспечить повышение уровня и качества жизни жителей Дона. В рамках социальной сферы особо следует отметить потенциал здравоохранения и высшей школы, которые располагают уникальными компетенциями не только в масштабах округа, но и в целом в России. Именно они должны стать локомотивами развития и приоритетами вложения инвестиций в человека. Такой подход позволит в обозримой перспективе качественно изменить экономический потенциал Ростовской области и уровень жизни в регионе.
Учитывая стратегические социальные приоритеты России, в новой Стратегии предлагается здравоохранение определить в качестве приоритетного направления
— Стратегия предполагает гибкость и адаптивность к меняющейся деятельности. Насколько часто ее придется корректировать, например, понадобятся ли корректировки в связи со вступлением в ВТО?
— При разработке нового варианта Стратегии мы исходили из того, что в условиях устойчивого прогнозируемого развития региона Стратегия будет корректироваться не реже одного раза в пять лет. Кроме того, она подлежит корректировке в случае возникновения причин, влияющих на ее актуальность или обуславливающих невозможность ее реализации. Что касается работы в рамках ВТО, то обновленной Стратегией предусмотрены мероприятия, реализация которых направлена на смягчение последствий вступления России в ВТО. Правительством Ростовской области принимается комплекс мер, нацеленных на повышение конкурентоспособности предприятий.
Основные меры для повышения конкурентоспособности предприятий Ростовской области
— Стимулирование технического и технологического перевооружения предприятий;
— аттестация предприятий на соответствие международным стандартам Системы менеджмента качества серии
— информационное сопровождение процесса вступления Российской Федерации в ВТО;
— экспертиза регионального законодательства и приведение его в соответствие с нормами и принципами ВТО;
— создание
— подготовка и переподготовка кадров в сфере правового регулирования ВТО, применение мер защиты от недобросовестной конкуренции, разрешение торговых споров, использование международных стандартов финансовой отчетности и других мер;
— разработка совместно с вузами Ростовской области образовательных программ, организация и проведение обучения специалистов (менеджеров, экономистов, юристов, бухгалтеров и других) по проблемам ВТО.