Теперь им больше не требуется получать разрешение на работу в странах, входящих в ЕЭП. Также трудовые мигранты и члены их семей могут рассчитывать на социальное обеспечение в стране фактического проживания, будь то медицинское обслуживание или образование. Ростовская область — один из регионов с высокой миграционной активностью, причем сюда едут люди со всего постсоветского пространства. О социально-экономических последствиях изменения статуса трудящихся мигрантов и других актуальных вопросах в области трудовой миграции в интервью «Вестнику» рассказал начальник отдела по вопросам трудовой миграции ФМС России по РО Андрей Федоренко.
—Андрей Николаевич, какие законодательные изменения были приняты в последнее время в сфере трудовой миграции?
— Одно из недавно принятых нововведений — это патент на работу для иностранцев. Патенты выдаются только иностранным гражданам, прибывшим в Россию в безвизовом порядке, в основном это граждане из стран СНГ. ФМС России был проведен достаточно глубокий анализ, в результате которого стало очевидным, что большое количество граждан, не обладающих специфическими знаниями и умениями, осуществляют подсобные работы на стройках у «частников». В связи с этим ввели 1 июля 2010 г. данный правовой институт. Для оформления патента иностранному гражданину достаточно заявления, фотографии и копии своего паспорта. При получении патента иностранный гражданин платит пошлину от 1 до 3 тыс. рублей, в зависимости от срока действия патента, также он может продлевать срок действия патента в течение года, не выезжая при этом из страны. На данный момент патент более востребованный, чем разрешение на работу. В 2011 г. в Ростовской области оформлено 8,2 тыс. разрешений на работу против 16181 патента. Однако те люди, которые достаточно продолжительное время работают в регионе, предпочитают оформлять разрешение на работу. Одновременно с принятием патента было введено такое понятие, как высококвалифицированный специалист. В целом это затрагивает концепцию государственной миграционной политики, отражает желание государства привлечь в Россию как можно больше граждан, которые обладают какими-то специфическими знаниями и навыками. Высококвалифицированный специалист также оформляет разрешение на работу, но схема упрощена, все оформляется в ФМС России, непосредственно в Москве. Работодатель обязан выплачивать высококвалифицированному специалисту достаточно высокую заработную плату — от 1 до 2 млн рублей в год. Кроме того, данным гражданам предоставляются привилегии в плане проживания. Высококвалифицированных специалистов-иностранцев в Ростовской области работает немного: в 2011 г. было трудоустроено всего 17 человек, в основном из стран Европы и США.
— Насколько увеличился приток граждан Казахстана и Беларуси в Ростовскую область с i января 2012 г. по сравнению с прошлым годом?
— В первом квартале 2012 года на миграционный учет ФМС России по РО с целью осуществления трудовой деятельности поставлен 201 (в первом квартале 2011 года — 13) гражданин Белоруссии и 32 (в первом квартале 2011 года — 33) гражданина Казахстана. В соответствии с соглашением стран ЕЭП граждане Беларуси и Казахстана освобождаются от постановки на учет по месту пребывания в течение 30 суток с момента въезда на территорию РФ. Срок временного пребывания трудящегося мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора с работодателем. В связи с этим гражданам Беларуси и Казахстана не требуется обращения в ФМС России за оформлением разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности и продлением регистрации.
— В последнее время обсуждается вопрос отмены квотирования иностранных граждан в РФ. Будут ли отменены квоты?
— Не исключено, что квоты будут отменять, но на данный момент ничего не изменилось. Квота устанавливается постановлением правительства каждый год, в этом году она равна 16701 рабочему месту для иностранных граждан. Квота складывается из заявок, поданных в Центр занятости населения работодателями, она разбивается по специальностям, и на основании этого выдаются разрешения на работу. Квотирование в целом — достаточно сложный механизм, в котором задействовано большое количество ведомств.
— Каковы, на ваш взгляд, социально-экономические последствия трудовой миграции для Ростовской области?
— В России некому работать физически: никто не хочет копать, таскать, подметать, даже та часть населения, которая не обладает какими-то специфическими навыками. Соответственно, на замену приходят мигранты. Граждане таких государств, как Узбекистан и Таджикистан, например, готовы работать за 10 тыс. рублей в месяц — у них в стране это достаточно большие деньги. Они могут за сезон собрать и отвезти на родину 20-30 тыс. руб., на эти деньги их семья будет жить всю зиму до очередного сезона. Наши же соотечественники за 10 тыс. рублей в месяц работать не хотят. Я не думаю, что если бы в России было достаточно желающих заниматься физическим трудом, работодатели привлекали бы иностранцев.
Справка
По прогнозам специалистов Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, изменение ставки заработной платы и увеличение предложения труда спровоцируют два сценария развития рынка труда в России. В тех отраслях, где спрос на труд превышает предложение, занятость, а следовательно, выпуск и доход отрасли, увеличатся. В отраслях с полной занятостью произойдет замещение отечественных трудовых ресурсов иностранными, так как при снижении ставки заработной платы часть ныне работающих уйдет с работы, а на их места придут мигранты, готовые работать за меньшую плату. В данной ситуации произойдет рост доходов отрасли и увеличение ее конкурентоспособности за счет снижения издержек, но это может негативно сказаться на приросте ВВП за счет увеличения числа безработных. Доходы бюджета РФ могут возрасти в среднем на 40 млрд рублей за счет налогов, что полностью покроет потери бюджета от нелегальной миграции, а также снижение дефицита рабочих рук и средней заработной платы, в свою очередь, приведет к росту ВВП. Также будут уменьшены издержки по сдерживанию нелегальной миграции, так как сама величина нелегальной миграции сократится из-за отмены большинства барьеров, мешающих легальной работе иностранцев и перехода большинства мигрантов из категории нелегальных в категорию легальных.
Количество иностранных граждан, поставленных на миграционный учет на территории Ростовской области в 2011 г.
Государство | Количество человек |
Германия | 16397 |
Узбекистан | 15301 |
Армения | 10133 |
Азербайджан | 8723 |
Украина | 8296 |
Франция | 4822 |
Казахстан | 4418 |
Турция | 4175 |
Таджикистан | 3751 |
Молдова | 2856 |
США | 2319 |
Австрия | 1893 |
Киргизия | 1759 |
Италия | 1247 |
Иные | 8741 |
Всего | 94 831 |
Источник: ФМС России по РО
Количество иностранных граждан, снятых с миграционного учета на территории Ростовской области в 2011 г.
Государство | Количество человек |
Германия | 14898 |
Узбекистан | 8473 |
Армения | 5096 |
Азербайджан | 3718 |
Турция | 3177 |
Украина | 2236 |
Таджикистан | 1493 |
США | 976 |
Франция | 915 |
Казахстан | 727 |
Молдова | 580 |
Киргизия | 329 |
Италия | 328 |
Австрия | 10 |
Иные | 989 |
Всего | 43945 |
Источник: ФМС России по РО