Эдгар Таржиманов: «В негосударственной экспертизе может разыграться сценарий СРО»

Сегодня идея СРО дискредитирована созданием коммерческих саморегулируемых организаций

07.06.2012
Яндекс.Дзен Instagram

Есть опасения, что те процессы, которые мы наблюдали в саморегулировании, повторятся при создании института негосударственных экспертиз.

Когда в 2009 г. в России была создана система саморегулирования, по общему мнению, был допущен ряд ошибок в ее правоприменительной части. Подобное наблюдается и при формировании института негосударственной экспертизы сегодня. Хорошая идея и в целом неплохая законодательная база, как мне кажется, разобьются о действительную ситуацию в строительстве. В ближайшем будущем у нас появятся сотни негосударственных экспертиз, но сам институт будет дискредитирован коммерческими организациями. Необходимо помнить о том, что негосударственная экспертиза — это коммерческий проект, и она должна приносить прибыль. Можно ожидать гонки между конкурирующими организациями, и эта гонка способна отодвинуть на второй план главную задачу любой экспертизы — качество проектируемых объектов. Ставка будет делаться на занижение стоимости работ, а это, несомненно, приведет к снижению качества экспертных заключений.

В дальнейшем, при вскрытии скандалов, связанных с некачественными заключениями негосударственной экспертизы, возникнут сложности с самим строительством и со сдачей объектов в эксплуатацию. Как результат, возможно появление недостроенных объектов, стройки будут завершаться через суд или через повторную экспертизу, что приведет к хаосу на строительном рынке.

На сегодня нет существенных гарантий того, что выдаваемое положительное заключение учитывает все требования технических регламентов. Риски обращений в негосударственную экспертизу не будут готовы разделять крупные застройщики и инвесторы, имеющие долгосрочные планы развития. Подтверждением тому служит область работы уже существующих негосударственных экспертиз. Это проекты корректировок технических решений, проекты небольших зданий и сооружений и проекты капремонтов. Министерство регионального развития РФ полгода поговаривает о том, что будет создан механизм опротестовывания результатов экспертиз. Говорить о конкуренции между государственными и негосударственными экспертизами нельзя. За последние годы при массовом строительстве произошли лишь единичные случаи аварий на объектах, прошедших государственную экспертизу, и это говорит о том, что она работает. Госэкспертиза не ставит своей задачей зарабатывание денег, в подобных организациях нет понятия прибыли. Государство, с которого никто не снимал ответственности за происходящее в строительстве, обязано гарантировать безопасность своих граждан.

Развитие негосударственной экспертизы имеет положительное следствие: оно послужило стимулом к тому, чтобы государственная экспертиза стала менее бюрократичной и более удобной и быстрой для заказчика. При этом уровень требований к качеству объектов мы не можем и не хотим снижать — нам необходимо упрощать процедуры в строительстве, не теряя качество.

Справка

Эдгар Таржиманов родился в 1978 г. В 1999 г. окончил с отличием факультет «Промышленное и гражданское строительство» Ростовского государственного строительного университета (РГСУ), поступил в очную аспирантуру. После защиты в 2003 г. кандидатской диссертации продолжил работать на кафедре. В 2008 г. получил ученое звание доцента. С 2009 г. являлся руководителем НП «Изыскатели Ростовской области», входил в различные комиссии в области саморегулирования. С 2011 г. обучается в докторантуре РГСУ. В 2012 г. возглавил ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов».