Владимир Вагин: «Вуз и работодатели — стратегические партнеры»

Одна из проблем современной системы образования — ее отрыв от реальности. Для решения этой проблемы в Ростовском государственном строительном университете создается институт стратегических партнеров

20.10.2012

Одна из проблем современной системы образования — ее отрыв от реальности, преобладание теории над практикой. Для решения этой проблемы в Ростовском государственном строительном университете создается институт стратегических партнеров. Сотрудничество с ведущими строительными организациями России позволит вузу постоянно быть в курсе тенденций на рынке труда, а также решить некоторые вопросы подготовки кадров, организации студенческой практики и последующего трудоустройства выпускников. О подготовке специалистов для строительной отрасли «Вестник» побеседовал с ректором РГСУ Владимиром Вагиным.

Высшее образование — это подушка безопасности

— Владимир Стефанович, сейчас многие выдвигают тезис о том, что вузов в России слишком много. Их число предполагается сократить. Насколько, на ваш взгляд, эта мера необходима?

— Эта мера, естественно, важна и необходима. Но надо провести тщательный анализ того, каких именно вузов много, а каких достаточно или мало.

В Ростовской области, например, менее десяти государственных вузов и более ста коммерческих. Уровень подготовки в них не всегда равнозначен, и это нужно учитывать. Только часть коммерческих вузов может конкурировать с федеральными учреждениями по качеству подготовки специалистов. Но, к сожалению, все вопросы, связанные с сокращением вузов, касаются только государственных учебных заведений, которые в своем большинстве дают качественное образование. Кроме того, создают своеобразную подушку безопасности, которая защищает нас от молодежной безработицы. Молодые люди поступают в высшее учебное заведение и в процессе получения образования становятся более стойкими в непростой социальной среде.

— Какие критерии оценки деятельности вузов, по вашему мнению, наиболее обоснованы?

— Сейчас очень много говорят о рейтингах образовательных учреждений. По версии газеты The Times, ни один российский вуз не вошел в список ста лучших мировых университетов. Однако вся эта система оценки, как и ее критерии, условна, и полностью ориентироваться на нее нельзя. На мой взгляд, существует два критерия, по которым можно оценить любой вуз. Первый — это популярность учебного заведения у абитуриентов и их родителей. Второй — востребованность выпускников у работодателей. В действующем законодательстве РФ говорится, что трудоустройство выпускников не является задачей вуза. Его задача — оказать образовательные услуги населению и выпустить специалистов на рынок труда, где есть ярмарки вакансий и службы занятости. По моему мнению, это в корне неверно. Полагаю, мы должны изучить, какие знания и навыки нужны работодателю, и дать их студентам. В связи с этим мы сейчас создаем институт стратегических партнеров и заключаем договоры с ведущими отечественными строительными и дорожными организациями. У нас уже имеется около 500 договоров с различными организациями, мы рассчитываем, что их будет тысяча.

Дорожная карта выпускника

— По каким направлениям вы планируете сотрудничать с вашими стратегическими партнерами?

— Предусмотрено взаимодействие в части подготовки кадров, организации студенческой практики и последующего трудоустройства. По новым федеральным государственным образовательным стандартам до 20% дисциплин, которые преподают студентам, мы можем выбирать сами. Сотрудничество со строительными организациями позволит сформировать учебный план так, чтобы он отвечал потребностям современного рынка труда. Другое направление, по которому мы хотим работать с нашими стратегическими партнерами, — это формирование контингента абитуриентов. Сейчас до 40% абитуриентов так или иначе связаны со строительной отраслью — их родители, братья или сестры учились у нас. Мы бы хотели этот процент поднять до 80, чтобы в РГСУ приходила уже профессионально ориентированная молодежь, а не случайные люди. Повысить процент профориентированных студентов можно благодаря целевому набору. Также мы хотим, чтобы стратегические партнеры направляли к нам на обучение детей своих сотрудников. Практически весь инженерно-технический состав строительных организаций ЮФО — это наши выпускники. Мы готовы производить их переподготовку, повышение квалификации, чтобы они соответствовали новым современным требованиям. Законодательная основа для этого есть — это саморегулируемые организации, при вступлении в которые необходимо пройти повышение квалификации. Я думаю, скоро эта работа перестанет быть диковинкой.

— Каким образом будет решаться вопрос трудоустройства выпускников?

— Строительным организациям нужно 20% управленцев и 80 — рабочих. А судя по образованию, которое получают в строительной отрасли, у нас 20% рабочих и 80% — инженерно-технический состав. Возникает напряженность, потому что рабочих мест для такого количества управленцев в наших хозяйствующих субъектах и на предприятиях просто нет. Но есть решение вопроса, которое мы сейчас прорабатываем. Это так называемая дорожная карта выпускника. Практически система дорожных карт выглядит так: детей берут на практику, после практики отбирают лучших и предлагают им заключить контракт на работу. К контракту прилагается стратегия карьерного роста. Мы считаем, что наш выпускник после окончания вуза может устроиться на рабочую специальность. Перспективы таковы: выпускник отрабатывает полгода рабочим — через полгода у него запланирована аттестация, и если он проходит ее успешно, то становится помощником мастера. Отрабатывает еще полгода — снова аттестация, он становится мастером; еще через полгода — замначальника участка, потом — начальником участка, прорабом или начальником цеха и так далее. На каждой ступени предусмотрено повышение заработной платы. У меня есть опыт работы по такой схеме с крупными металлургическими компаниями, и могу сказать, что до 25% инженеров, которые идут по дорожной карте, остаются на первом этапе. И не из-за того, что они не могут сдать квалификационный экзамен — просто не хотят. Их устраивает заработная плата, график работы, они предпочитают отвечать только за себя. Так, соотношение рабочих специальностей и инженеров само выравнивается естественным образом. Я считаю, что в России нужно поднять статус рабочих специальностей. Только приняв эти меры, мы сможем обрести равновесие в подготовке кадров строительной отрасли.

— Каковы ближайшие перспективы развития РГСУ?

— В прошлом году университет выиграл два конкурса, которые были объявлены Министерством образования и науки РФ: конкурс программ стратегического развития вузов и конкурс программ студенческого самоуправления. За победу в них РГСУ было выделено 300 и 30 млн рублей соответственно. Эти средства направлены на развитие учебного заведения, что по формальным признакам относит РГСУ к сотне лучших вузов страны. За счет этих средств в ближайшие три года будет существенно обновлена учебная и научная база вуза, повышено качество подготовки специалистов, расширены направления научных исследований, а также укреплены международные связи. В следующем году мы планируем начать строительство нового общежития на 900 мест. Завершить строительство плавательного бассейна, учебно-лабораторного корпуса на полигоне, а также ввести в эксплуатацию спортивно-оздоровительную базу на левом берегу Дона. Кроме того, мы продолжаем разработку амбициозного проекта «Южный региональный строительный технопарк РГСУ». Сегодня мы готовы перейти к практическому воплощению наших идей. Миссия проекта — создать эффективную, действующую в сфере строительства систему поддержки и продвижения наукоемких, инновационных проектов от момента зарождения научных идей до организации серийного выпуска продукции. Решение поставленных задач невозможно без плодотворного сотрудничества нашего вуза со стратегическими партнерами, нашим учредителем — Министерством образования и науки РФ, а также руководством Ростовской области.

344022 г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162,

www.rgsu.ru

Авторы: Наталья Словаева