Серик Нокин: «Строители являются истинными проводниками интеграции»

Агентство Республики Казахстан по делам строительства и ЖКХ является одной из ключевых структур, которые будут проводить в жизнь политику интеграции Казахстана со странами-партнерами по ЕЭП

10.09.2012
Яндекс.Дзен Instagram
Агентство Республики Казахстан по делам строительства и ЖКХ является одной из ключевых структур, которые будут проводить в жизнь политику интеграции Казахстана в строительной сфере со странами-партнерами по Единому экономическому пространству. О том, какие направления деятельности агентства в сфере интеграции станут приоритетными в ближайшие годы, рассказывает председатель агентства Серик Нокин.

— Начну с хронологии. В сентябре 2011 года в Астане состоялось четвертое заседание Комиссии по ценообразованию Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности государств СНГ с участием представителей Казахстана, России, Беларуси, Украины, Азербайджана, Молдовы и Таджикистана. Ее итогом стало принятие Концепции интегрирования систем ценообразования в строительстве стран-участников СНГ. На пятом заседании Комиссии по ценообразованию Межправсовета СНГ в октябре прошлого года в Баку был принят проект унифицированной межгосударственной системы нормативно-методических документов для оптимизации стоимости строительства.

В данном контексте важным направлением является формирование основного градостроительного проекта, содержащего видение долгосрочного территориального развития и систему рациональной организации территории Казахстана с учетом роли географического, геополитического и геоэкономического положения страны, а также региональных и мировых процессов.

В 2011 году проведен комплексный анализ и намечены предварительные видение и сценарные варианты развития системы расселения и размещения производительных сил страны. В этом году начато выполнение проектного этапа разработки Генеральной схемы по формированию вариантов организации территории Казахстана. Завершение проекта намечено на 2013 год. К разработке Генеральной схемы мы привлекли градостроительные институты России и Беларуси. В июне 2012 года в Беларуси было принято решение о более комплексном взаимодействии стран СНГ в сфере градостроительства. Кроме того, наше агентство ведет работу по созданию Государственного градостроительного кадастра республиканского уровня. В процесс его разработки также были привлечены специалисты из Беларуси.

— В апреле делегация Агентства РК по делам строительства и ЖКХ посетила Минстрой Беларуси. Каких результатов вы ожидаете от сотрудничества с коллегами из Беларуси?

— Опыт белорусской стороны по строительству жилья с применением технологии крупнопанельного домостроения будет использоваться в рамках реализации программы «Доступное жилье-2020». В целом мы планируем создать сеть комбинатов, которые позволят обеспечить продукцией не только строительную и дорожную отрасль, но и энергетический, и нефтегазовый сектор РК. Кроме того, мы планируем создать научно-исследовательский и проектно-технологический институт жилища, который займется проектированием и технологическим сопровождением госпрограмм жилищного строительства для повышения эффективности расходования средств. Подобный институт работает в Беларуси.

— Вы упомянули программу жилищного строительства «Доступное жилье-2020». В чем ее суть и новизна?

— Поясню, что программа «Доступное жилье-2020» была разработана по поручению президента РК Нурсултана Назарбаева, которое он озвучил в Послании народу Казахстана в январе этого года. В программе предусмотрен комплекс мер господдержки жилищного строительства для обеспечения граждан доступным жильем. Согласно программе, предполагается достигнуть ввода 1 млн кв. метров арендного жилья к 2014 г. и увеличения объема строительства до 10 млн кв. метров к 2020 г. Одним из важных факторов доступности являются размеры среднемесячных платежей покупателей жилья, которые доступны для основной массы населения с невысокими доходами. Кроме того, продолжится развитие системы жилищных строительных сбережений, которая позволит решать вопросы приобретения жилья гражданам с невысокими доходами, в том числе молодым семьям. Так, в программе запланировано к 2015 г. довести объем строительства жилья по линии государственного Жилстройсбербанка Казахстана до 530 тыс. кв. метров жилья, или более 6,5 тыс. квартир ежегодно (330 тыс. кв. метров, или 3,5 тыс. квартир для всех категорий граждан, и 200 тыс. кв. метров, или 3 тыс. квартир, для молодых семей).

В рамках строительства арендного жилья по линии Казахстанской ипотечной компании (КИК) планируется возводить до 530 тыс. кв. метров в год. Для реализации данного механизма предусматривается создание Жилищной строительной корпорации, которая будет сотрудничать с лучшими строительными компаниями и предприятиями стройиндустрии.

По данной схеме арендатор в течение 15 лет оплачивает арендную плату. Ежемесячная арендная плата — в пределах 1 тыс. тенге (около$6,7) за 1 кв. метр. По окончании срока аренды жилье переходит в собственность арендатора. При этом после 10 лет аренды он получит право досрочного выкупа жилья по остаточной стоимости. По линии КИК планируется строить жилища 3-го и 4-го класса площадью от 35 кв. метров (1-комнатная) до 86 (4-комнатная). Стоимость 1 кв. метра в среднем — 100 тыс. тенге (около$670). Выбор класса жилья будет зависеть от спроса и платежеспособности в регионах. Контроль за деятельностью корпорации в части соблюдения строительных норм и требований программы «Доступное жилье» будет осуществлять наше агентство.

— В Казахстане принята и реализуется Программа модернизации ЖКХ до 2020 года. Насколько реально в этот срок выполнить задачу модернизации?

— В рамках программы предусмотрено, что за счет всех источников финансирования за 10 лет в РК будет восстановлено более 81 тыс. км сетей тепло-, электро- и газоснабжения, то есть обновлению подлежит до 50% коммуникаций. Еще одним направлением стал ремонт многоэтажных жилых домов, в нем нуждается 32% от их общего числа — это треть всего жилого фонда. В ближайшие 10 лет планируется отремонтировать 11624 дома. При этом доля объектов, нуждающихся в капитальном ремонте, должна снизиться с нынешних 32% до 22% к 2015 году, а к 2020-му — и вовсе до 10%. Ремонт общего имущества объектов кондоминиума должен включать в себя элементы термомодернизации — вида строительных работ по улучшению теплотехнических характеристик ограждающих конструкций зданий за счет утепления полов, стен, кровли дома. При комплексе работ по термомодернизации здания устанавливаются автоматизированные системы регулирования теплопотребления. Все поставленные Программой модернизации ЖКХ задачи выполнимы. Конечно, не все зависит от нашего агентства. В программе есть и другие исполнители — акиматы, стройкомпании, жители. Я неоднократно говорил и повторю еще раз: многолетняя инертность основной массы населения порождает проблемы, что называется, на пустом месте. Главный корень проблемы — это апатия жителей. У нас созвать жильцов на собрание дома или КСК — это проблема. Но казахстанцы должны будут научиться быть эффективными собственниками.

Авторы: Игорь Голота