Виктор Христенко, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии: «Мы хотим создать новое по качеству интеграционное экономическое объединение»

Президенты России, Беларуси и Казахстана намерены не позднее 2015 года выйти на подписание всеобъемлющего договора о Евразийском экономическом союзе

07.09.2012
Яндекс.Дзен Instagram
Президенты России, Беларуси и Казахстана намерены не позднее 2015 года выйти на подписание всеобъемлющего договора о Евразийском экономическом союзе. К этому времени необходимо завершить кодификацию нормативно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, перевести в практическую плоскость все существующие между странами соглашения в сферах финансов, промышленности, энергетики, транспорта, АПК. В результате бизнес должен получить единый рынок в 165 млн потребителей с унифицированным законодательством, свободным перемещением товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Регионализация как единственный ответ кризису глобализации

Десятого октября 2000 года был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в статусе международной организации. Она занялась реализацией задач по формированию Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП). Интерес со стороны стран СНГ был очевиден. Он вылился в создание группы высокого уровня из вице-премьеров, которая начала работать над пакетом по созданию ЕЭП на четверых: Украина, Казахстан, Беларусь и Россия. Несмотря на то что впоследствии Украина вышла из этого процесса, был создан серьезный задел, и три оставшихся участника приняли решение двигаться дальше. В 2006 году Межгосударственный совет ЕврАзЭС принял ключевое решение о создании Таможенного союза в составе трех государств, готовых к этому, — Беларуси, России и Казахстана. А дальше наступил глобальный экономический кризис. И мы подошли к принципиальной развилке: либо позволить экономикам наших стран продолжать колебаться по отдельности вместе с колебаниями мировой экономики, либо в ускоренном режиме двигаться в сторону углубления интеграции, способной сделать нас устойчивее.

Мы выбрали второй путь, и это не случайно: регионализация во всем мире стала единственным ответом кризису глобализации. В результате за последние четыре года произошел качественный сдвиг — заработал Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. На территории трех стран применяются нормы единого Таможенного кодекса, действуют Единый таможенный тариф, единая система внешнеторгового и таможенного регулирования, единое правовое поле в области технического регулирования. И уже видны конкретные результаты.

ЕЭК — беспрецедентная структура на постсоветском пространстве

С 1 января 2012 года мы приступили к следующему этапу — формированию Единого экономического пространства. Президенты России, Беларуси и Казахстана подтвердили задачу не позднее 2015 года выйти на подписание всеобъемлющего договора о Евразийском экономическом союзе.

Уже начата работа по реорганизации ЕврАзЭС. Предстоит не просто устранить дублирование структур и институтов, но наполнить их новым содержанием.

На наднациональный уровень поэтапно передаются новые полномочия. Создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая будет самостоятельно принимать решения как профессиональный орган. Рабочим органом ЕЭК становится Коллегия, куда стороны делегировали своих представителей — министров по важнейшим направлениям сотрудничества. ЕЭК — первая беспрецедентная структура на постсоветском пространстве и по объему полномочий, и по заданным темпам работы. По сути, нам предстоит пройти путь коллег из Евросоюза в разы быстрее. Коллегия приступила к работе с 1 февраля 2012 года, заседания проходят в еженедельном режиме. В ближайшие несколько лет мы хотим создать новое по качеству интеграционное экономическое объединение. К 2015 году необходимо завершить кодификацию нормативно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства. Кодификация не означает, что ранее достигнутые договоренности пересматриваются. Напротив, они приобретают систематизированный вид, приводятся к общему знаменателю. На основе кодификации мы рассчитываем выйти на подписание всеобъемлющего договора о Евразийском экономическом союзе. В эти же сроки предстоит перевести в практическую плоскость все существующие между странами соглашения в макроэкономике и финансах, транспорте и энергетике, торговле и инвестициях, промышленном и агропромышленном комплексах. Это означает, что в их развитие должно быть принято несколько десятков документов, в том числе прямого действия.

Коммуникативная площадка взаимодействия с бизнесом

В результате бизнес получит единый рынок в 165 млн потребителей с унифицированным законодательством, свободным перемещением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Рынок, гармонизированный с точки зрения макроэкономической политики, правил конкуренции, системы технического регулирования, транспорта, тарифов естественных монополий, сельскохозяйственных и промышленных субсидий. Бизнесу в рамках ЕЭП предоставляется национальный режим, то есть одинаковые правила независимо от того, является ли компания российской, белорусской или казахстанской.

Эффективность принятых ЕЭК решений для развития бизнеса трех стран мы считаем важнейшей задачей и критерием нашей работы. В целях обеспечения эффективного процесса выработки решений создана первая очередь консультативных органов комиссии: консультативные комитеты по торговле, техническому регулированию, налоговой политике. Они уже ведут активную работу. Завершается работа над формированием Консультативного совета — коммуникативной площадки взаимодействия с бизнесом, на которой мы сможем в открытом формате синхронизировать действия и актуализировать проблемы для оперативной выработки адекватных решений.

В рамках Совета планируется создать секции по направлениям: общие вопросы интеграции, таможенно-тарифное и техническое регулирование, торговая и инвестиционная политика, сельское хозяйство, финансово-кредитная и транспортная политика, регулирование рынков труда и другие. Уверен, развитие Таможенного союза и Единого экономического пространства будет связано с большим количеством интересных для бизнеса проектов.

Не создавать «территории за забором»

Мы не собираемся замыкаться на решении исключительно внутренних вопросов. Комиссия настроена на активные контакты в формате СНГ и с другими международными организациями, в которых наши члены не являются участниками. Нам важно, чтобы наше объединение активно участвовало в формировании международной экономической повестки дня. Не надо создавать «территории за забором». Наоборот, цель — сделать за счет интеграции наши страны сильнее и обеспечить их выступление за пределами регионального пространства. При этом свободное движение товаров, конечно, важно. Но еще важнее движение капиталов и инвестиционная устойчивость новых проектов в разных отраслях: химии, автопроме, энергетике, металлургии, фармацевтике и т.д., которые могут выступать со своим продуктом на мировом рынке. Глобальный кризис показал, что ни европейские экономики, ни экономики стран Евразии по отдельности не имеют достаточного запаса прочности. В последние годы мы видели примеры, когда некоторые государства активно стремились вступить в ЕС в расчете прежде всего на ответную финансовую подпитку. Сегодня мы видим, что такая постановка вопроса больше не актуальна. Тенденция к деиндустриализации, присущая Европе в последние десятилетия, создает дополнительные риски, снижает устойчивость ее экономики. Это ставит на повестку дня Евросоюза вопрос стимулирования новой волны экономического роста, индустриализации европейского континента. И в этой работе страны Таможенного союза и Европа — естественные партнеры, органично дополняющие друг друга. Мы стремимся к тому, чтобы у нас с Евросоюзом было общее экономическое пространство, основанное на гармонизированной нормативно-правовой базе. Двусторонние отношения с ЕС при этом также впредь будут строиться с учетом интеграционных процессов. Например, сегодня в активной фазе находятся переговоры между Россией и ЕС по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве в Европе (одним из базовых условий было завершение переговорного процесса по вступлению России в ВТО). Мы понимаем, что в том числе и эта работа не обойдется без учета развития Таможенного союза и ЕЭП. Просто потому, что отдельное государство (в данном случае Россия) уже не покрывает самостоятельно все направления регулирования внешнеэкономической деятельности, связанные с реализацией такого соглашения. Большой пласт полномочий уже передан на уровень ЕЭК. И этот процесс продолжается. Евросоюз для нас — не только естественный партнер, но и источник полезного опыта. Современные проблемы ЕС — это следствие. А причина такова: в логике евроинтеграции в какой-то момент произошел переворот от экономической к политической мотивации. Тем не менее мы уверены, что у ЕС как у интеграционного проекта большое будущее. Сегодня наши европейские коллеги, сосредоточившись на решении своих внутренних проблем, делают все возможное, чтобы пройти нынешний тяжелый период без радикальных последствий. Отсюда вытекает несколько важных для нас уроков на будущее. Первое: расширение интеграционного объединения должно базироваться прежде всего на прагматических, а не на эмоционально-политических интересах. Второе: даже во время кризиса европейцы ищут выход из него путем усиления интеграции, а не отказа от нее.

Справка

Европейский союз — основной торгово-экономический партнер стран Таможенного союза — это 55,5% экспорта и 44% импорта. В свою очередь для Евросоюза Таможенный союз — третий торговый партнер (11% объема внешней торговли) после США (13,8%) и Китая (13,3%).

По объему продаж товаров на рынке Евросоюза Таможенный союз, доля которого составляет 13,8% общего объема импорта стран ЕС, занимает второе место после Китая (17,3%), опережая США (10,9%). Доля Таможенного союза в экспорте ЕС — 7,9% (третье место после США (17%) и Китая (8,9%).

Объем взаимной торговли государств-членов Таможенного союза составил в 2011 году $62,3 млрд. По сравнению с 2010 годом он увеличился на 35,9%.

Темп роста взаимной торговли — почти на 3% выше, чем темп роста внешней торговли государств-членов Таможенного союза с третьими странами за тот же период. Товарная структура взаимной торговли более эффективна, чем товарная структура внешней торговли с третьими странами. Большую долю занимает продукция с высокой степенью переработки. Так, если во внешней торговле на минеральные продукты приходится 72,6% экспорта, то во взаимной торговле — только 41,1%.

Материал подготовлен на основе выступления Виктора Христенко на Международном экономическом форуме государств-участников СНГ.