Серик Нокин: «Система жилстройсбережений неслучайно выбрана базой для решения жилищного вопроса»

Продолжение интервью с профильным руководителем строительной отрасли страны-партнера России в ЕЭП

08.05.2012

Продолжение интервью с профильным руководителем строительной отрасли страны-партнера России в ЕЭП (начало в Отраслевом журнале «Вестник» № 1, 2012 г.).

С 1 января 2012 года Россия, Казахстан и Белоруссия вступили в Единое экономическое пространство с целью усилить интеграцию на постсоветской территории. На основе Единого экономического пространства и Таможенного союза, заработавшего годом ранее, планируется к 2015 году создать Евразийский экономический союз — аналог Европейского союза. «Сотрудничество постсоветских стран в строительной отрасли является одним из основополагающих факторов экономической интеграции. Именно эта отрасль имеет общие проблемы», — считает руководитель Федерального агентства по делам строительства и ЖКХ Республики Казахстан Серик Нокин.

— Серик Кенесович, привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ является одним из приоритетов государственной политики Республики Казахстан. Какие секторы ЖКХ вы считаете наиболее привлекательными для частных вложений? Какие реализованные или реализуемые проекты в сфере ЖКХ с участием частных инвесторов вы бы отметили?

— Да, мы ведем работы по формированию правового поля для улучшения бизнес-климата и мер государственной поддержки в сфере ЖКХ. На сегодня наиболее привлекательными для инвесторов являются секторы водоснабжения и водоотведения и ТБО. В сфере водоснабжения и водоотведения государственная политика обеспечения населения качественной питьевой водой реализуется в рамках программы «Ак булак» («Чистый родник»). Согласно целевым индикаторам программы, в 20 городских водоканалах страны мы планируем внедрить так называемые принципы государственно-частного партнерства (ГЧП). Уже в этом году запланировано привлечь частного партнера в водоканалах городов Атырау, Семей, Тараз. В этом нам большую помощь оказывает Европейский банк развития и реконструкции.

В настоящее время ЕБРР разрабатывает технико-экономическое обоснование проектов. После разработки и утверждения данных технико-экономических обоснований будет разработана, согласована и утверждена конкурсная документация и объявлен конкурс на привлечение потенциальных инвесторов для реализации проектов. Еще один важный вопрос, который находится в центре нашего внимания, — это проблемы переработки и утилизации отходов, внедрение системы раздельного сбора мусора. В прошлом году АО «Казахстанский Центр модернизации ЖКХ» приступило к реализации пилотного проекта по раздельному сбору ТБО в Петропавловске. В настоящее время мы прорабатываем ряд проектов в Актау и Кызылорда, в том числе с участием ЕБРР.

— В соответствии с Посланием главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе!» необходимо совершенствовать политику развития жилищного строительства. Какие задачи стоят перед Агентством РК по делам строительства на 2012 год и на ближайшую перспективу?

— Глава государства в своем Послании поставил задачу продолжить ввод в Казахстане не менее 6 млн кв. метров нового жилья. И в первую очередь президент поставил задачу обеспечить собственным жильем более полумиллиона молодых семей. Для решения «квартирного вопроса» необходимо довести ввод арендных жилых площадей до 1 млн кв. метров. При этом у людей должен быть выбор как покупки арендного жилья, рассчитанного на людей среднего достатка, так и долгосрочной аренды для тех, у кого нет возможностей. Безусловно, мы намерены выполнить все поручения президента, действуя совместно с местными исполнительными органами и Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына». Новая программа «Доступное жилье-2020» нашим агентством уже разрабатывается и будет принята правительством до 1 июля этого года. В случае одобрения всех схем и выделения заявленных финансовых средств, по предварительным расчетам, уже к 2016 году мы достигнем задачи, поставленной главой государства, — обеспечим ввод 1 млн кв. м арендного жилья. Для успешной реализации всех поручений главы государства ежегодно требуется дополнительное финансирование на строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Уже с этого года необходимо увеличить ежегодное финансирование с 40 до 50 млрд тенге (с 6,6 до 8,3 млрд рублей. — Прим. ред.), а начиная с 2013 года довести его до 60 млрд тенге (10 млрд руб. — Прим. ред.) ежегодно. Это позволит обеспечить инженерными сетями и коммуникациями не только районы многоквартирных застроек, но и районы ИЖС, доля которого в общем объеме ввода жилья в РК очень весома и достигла в 2011 году 55%. В результате всех принятых мер ежегодно в Казахстане будет вводиться порядка 6 млн кв. метров жилья, в том числе около 3,2 млн кв. м индивидуального жилищного строительства.

— Какие антикризисные меры предприняло Агентство РК по делам строительства и ЖКХ для обеспечения доступности жилья? Как используется потенциал системы жилстройсбережений?

— Разразившийся финансовый кризис, наступивший в конце 2007 года, тяжело отразился на жилищном строительстве Казахстана. В первую очередь это затронуло участников долевого строительства. Для обеспечения стабильности на ипотечном рынке страны, защиты прав дольщиков и завершения объектов строительства государством были приняты своевременные меры господдержки.

Приведу конкретные цифры. Если в конце 2007 года в республике насчитывалось 450 проблемных жилых комплексов, в строительство которых вложились 62889 дольщиков, то на начало этого года уже решены проблемы около 62,7 тыс. дольщиков на 428 объектах. Таким образом, по состоянию на 1 января 2012 года в республике осталось достроить 26 объектов с участием 4986 дольщиков. Государственное финансирование долевого строительства в целом по республике начиная с 2007 года составило 461,333 млрд тенге (около 76,8 млрд рублей. — Прим. ред.).

Следует отметить, что вливание бюджетных средств в долевое строительство — это разовая акция, обусловленная необходимостью предотвращения социальной напряженности в обществе. В качестве системной меры, исключающей в дальнейшем необходимость бюджетных затрат на урегулирование взаимоотношений в долевом строительстве, мы ужесточили в 2009 году действующее законодательство, регламентирующее долевое строительство.

Подчеркну, что выполнение антикризисных мер нашего правительства позволило не допустить снижения объемов ввода жилья в стране и сохранить его на достигнутом докризисном уровне — порядка 6 млн. кв. метров.

— В Европе давно активно используется система жилстройсбережений как дополнительный источник финансирования покупки жилья. Как в Республике Казахстан развивается система жилстройсбережений?

— Учитывая важность государственной жилищной политики, по поручению правительства нашим агентством в прошлом году была разработана программа жилищного строительства в РК на 2011-2014 годы. И система жилищных строительных сбережений неслучайно была выбрана базой для выполнения всех намеченных задач. Глава государства неоднократно в своих выступлениях подчеркивал важность расширения системы жилищных строительных сбережений для развития строительства и указывал на необходимость использования принципа равноправного партнерства граждан, Жилстройсбербанка (ЖССБ), государства и строительных компаний.

Участвовать в системе жилстройсбережений может каждый казахстанец. Вкладчики должны выполнять нормы законодательства по вопросам системы жилищных строительных сбережений и условия по договору для получения займа. В частности, необходимо иметь минимальное значение оценочного показателя, накопить минимально необходимую сумму, предоставить залоговое обеспечение и так далее. Также требуется подтвердить платежеспособность для обслуживания жилищного займа. Банк с учетом покупательской способности населения формирует пул потенциальных покупателей жилья из вкладчиков. Акиматы городов Алматы и Астана, областей страны по согласованию с ЖССБ должны выбирать земельный участок и строить дома на оговоренных условиях. Участники сформированного пула за счет накопленных в ЖССБ сбережений и его займов приобретают построенное жилье лишь после ввода в эксплуатацию. По каждому объекту строительства между акиматами и ЖССБ заключаются соответствующие договоры о сотрудничестве, в которых определяются основные технические характеристики жилья (месторасположение, классность, этажность, количество квартир и т.д.). При этом в договоре фиксируется и стоимость реализации 1 кв. метра в чистовой отделке, обязательство акимата по обеспечению качества строительства, соблюдению сроков, а также обязательство ЖССБ по формированию пула покупателей и их кредитованию. Описанная схема, что примечательно, сводит почти к нулю риски вкладчиков банка. Во-первых, строительство будет осуществляться акиматами, а это для участников системы жилстройсбережений гарантия того, что жилье будет достроено и введено в эксплуатацию. Во-вторых, деньги не идут на финансирование стройки как таковой и, соответственно, остаются в сохранности, так как участники пула покупателей осуществляют оплату приобретаемых квартир только после сдачи жилых домов в чистовой отделке. В-третьих, учитывая низкие ставки вознаграждения по займам, финансовая нагрузка на семейный бюджет обещает быть весьма незначительной. Стоимость продажи квадратного метра в чистовой отделке по системе жилстройсбережений составляет не более 142,5 тыс. тенге для Алматы (около 23,75 тыс. рублей. — Прим. ред.), 112,5 тыс. тенге (около 18,5 тыс. рублей. — Прим. ред.) — для городов Астана, Актау, Атырау и Усть-Каменогорск, 90 тыс. тенге (около 15 тыс. рублей. — Прим. ред.) — для других областных центров. Главное преимущество системы жилстройсбережений в том, что она рассчитана на широкие круги населения: и бюджетники, и молодые семьи, и бизнесмены могут свободно, без ограничений накопить средства в банке и получить доступное жилье.

Авторы: Евгений Милославский