Серик Нокин: «Наша задача — возродить и системно преобразовать строительную отрасль и ЖКХ Казахстана»

Серик Нокин: «Наша задача — возродить и системно преобразовать строительную отрасль и ЖКХ Казахстана»

С 1 января 2012 года Россия, Казахстан и Белоруссия вступили в Единое экономическое пространство

С 1 января 2012 года Россия, Казахстан и Белоруссия вступили в Единое экономическое пространство с целью усилить интеграцию на постсоветской территории. На основе Единого экономического пространства и Таможенного союза, заработавшего годом ранее, планируется к 2015 году создать Евразийский экономический союз — аналог Европейского союза. «Сотрудничество постсоветских стран в строительной отрасли является одним из основополагающих факторов экономической интеграции. Именно эта отрасль имеет общие проблемы», — считает руководитель Федерального агентства по делам строительства и ЖКХ Республики Казахстан Серик Нокин. Интервью с профильным руководителем строительной отрасли страны-партнера России в ЕЭП открывает новую рубрику журнала — «Единое экономическое пространство».

— Серик Кенесович, какие задачи стоят перед возглавляемым вами агентством? В каком состоянии находятся строительный комплекс и ЖКХ Казахстана?

— Строительная отрасль и ЖКХ Казахстана переживают сложное время реформ. Доля этих двух отраслей составляет свыше 9% в общем объеме ВВП, а удельный вес работников — 8,7% от общего числа работающих сегодня в стране. Поэтому первоочередная задача нашего агентства, созданного указом президента Казахстана в 2009 году, — возродить эти два важнейших сектора экономики, системно преобразовать их, а также усовершенствовать методы государственного регулирования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, адаптировав их к современным реалиям. Если ранее в Казахстане отсутствовал единый государственный орган, ответственный за принятие решений в столь важных сферах, то теперь это возложено на наше агентство. Считаю, что для полноценного развития строительной отрасли прежде всего необходимо навести порядок в вопросах безопасности и качества строительства. Это ключевая задача агентства. Не секрет, что в Казахстане, как и в России, власти до сих пор вынуждены разбираться с последствиями долевого строительства, когда из-за недобросовестных застройщиков в стране пострадали тысячи граждан, заплативших десятки тысяч долларов за несуществующие квадратные метры, а в лучшем случае за некачественно построенные жилые комплексы. Конечно, основными причинами общего снижения качества являлось несовершенство системы лицензирования и законодательства в сфере государственного контроля в строительстве, а также отсутствие достаточной квалификации и профессионализма участников строительства (проектировщиков, строителей, представителей служб технического и авторского надзора). До недавнего времени контрольные функции государственной архитектурно-строительной инспекции находились в ведении местных управлений, входящих в структуру акиматов (мэрий) областей, а также городов Астана и Алматы, что привело к ликвидации отлаженной ранее единой системы государственного архитектурно-строительного контроля за качеством строительства. Получилось так, что местные исполнительные органы — акиматы — выполняли все функции архитектурной, градостроительной и строительной деятельности: от принятия решения о строительстве и выдачи лицензий до осуществления контроля за качеством строительства и организации государственной приемки комплексов, вводимых в эксплуатацию. Наделение акиматов данными полномочиями и привело к сложившейся сегодня непростой ситуации: резко увеличилось количество нарушений и жалоб граждан на качество строительства, а также принятие в эксплуатацию объектов с низким качеством или вообще незавершенных.

Однако в августе прошлого года президент Казахстана подписал указ, в соответствии с которым нашему агентству переданы функции и полномочия местных исполнительных органов власти по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования. Для того чтобы обеспечивать единый госконтроль за безопасностью и качеством строительства, при агентстве созданы территориальные подразделения ГАСК во всех областях страны. А в январе этого года вступили в силу изменения в законы РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» и «О лицензировании». Согласно новым поправкам в отечественное законодательство, нам удалось добиться ужесточения требований к компаниям-застройщикам по получению лицензий на выполнение строительных работ.

— Какие виды лицензий выдаются строительным компаниям в республике?

— Мы ввели категорийность лицензий, разделив их на три уровня. Так, согласно первой категории, разрешается возводить объекты различной категории сложностей. Компании необходимо иметь опыт в этой сфере не менее десяти лет. Вторая категория дает право на выполнение работ на объектах средней сложности, а также на объектах третьей категории. Здесь требуется опыт работы не менее пяти лет. Третья категория — это базовый уровень, который предусматривает выполнение работ на несложных объектах без требований к опыту работы.

Наряду с этим вводится аттестация экспертов. Теперь подлежат аттестации все физические лица-эксперты, которые выполняют технический и авторский надзоры, экспертизу проектов и техническое обследование зданий, а также государственные строительные инспекторы. Уверен, что это позволит исключить из строительного процесса некомпетентных специалистов, а также усилит персональную ответственность каждого эксперта.

Участники строительства должны научиться соблюдать требования строительного законодательства. Мы хотим повысить качество строительства в Казахстане, защитить и создать благоприятные условия для добросовестных строителей и проектировщиков.

Добавлю, что мы проводим планомерную работу по устранению административных барьеров и улучшению бизнес-климата в строительстве. В рамках работы по улучшению рейтинга Всемирного банка Doing Business приняты меры по оптимизации и сокращению лицензируемых видов деятельности и совершенствованию процедуры лицензирования. В прошлом году сокращены 2 вида, 11 подвидов и 23 подподвида лицензируемой деятельности. Из лицензирования исключены экспертные работы и инжиниринговые услуги. В текущем году планируется сократить еще 2 подвида и 28 подподвидов лицензируемой деятельности и исключить процедуру получения разрешения на производство строительно-монтажных работ.

— Как складывается ситуация в жилищно-коммунальной сфере республики? Какие программы по модернизации этой сферы действуют в Казахстане?

— По данным статистики, общая протяженность сетей инженерных коммуникаций в Казахстане сегодня составляет около 240 тыс. км. Местные исполнительные органы провели инвентаризацию их фактического состояния, результаты которой говорят, что большинство сооружений и сетей системы ЖКХ были введены или капитально отремонтированы более 20 лет назад (а некоторые из них в строю с 1905-1947 годов). В целом, исходя из нормативного срока надежной эксплуатации в 25 лет, около 63% сетей требуют серьезного обновления или полной замены: ремонту и смене подлежит 63% теплосетей, 73% — сетей электроснабжения и 54% — газоснабжения.

Таким образом, из-за недостаточного финансирования и физического износа основных фондов организаций объекты ЖКХ в большинстве областей «работают» отнюдь не в эксплуатационном, а в аварийно-восстановительном режиме. Помимо высокого уровня износа, к основным проблемам можно отнести плохую обеспеченность общедомовыми и индивидуальными приборами учета потребления ресурсов, технологическую отсталость отрасли, в том числе слабую практику применения инновационных энерго- и ресурсосберегающих технологий и мероприятий, а также недостаточные объемы финансирования проектов по реконструкции сетей и сооружений из внебюджетных источников. Минувший 2011 год можно считать поворотным для ЖКХ. Наше агентство разработало, а правительство утвердило программу модернизации ЖКХ, рассчитанную до 2020 года. В рамках программы предусмотрено, что за счет всех источников финансирования за 10 лет в РК будет восстановлено более 81 тыс. км сетей тепло-, электро- и газоснабжения. То есть обновлению подлежит до 50% коммуникаций. В целом модернизация коммунальных систем в Казахстане будет производиться как с помощью бюджетных средств, так и тарифов, посредством реализации инвестиционных планов предприятий.

— России для решения проблемы ветхого и аварийного жилья, а также модернизации изношенного жилищного фонда создан и успешно действует Фонд содействия реформированию ЖКХ. Есть ли подобные институты в Республике Казахстан, которые решают проблемы аварийного жилья и капитального ремонта?

— Вопрос капитального ремонта многоэтажных жилых домов решается также в рамках программы модернизации ЖКХ. По данным статистики, в капитальном ремонте нуждается 32% от их общего числа — это треть всего жилого фонда Казахстана. Понятно, что в программе четко расписаны как схемы финансирования, так и контроля за качеством ремонтных работ. Отмечу, что ремонт обветшалых многоэтажек проводится по двум механизмам финансирования. Согласно первому, из республиканского бюджета выделяются трансферты акиматам для капитализации социально-предпринимательских корпораций — СПК (впоследствии эту роль возьмут на себя банки, международные финансовые институты и Фонд развития ЖКХ, концепцию которого сегодня разрабатывает Всемирный банк). Между КСК — это кооперативы собственников квартир — или другими органами управления объектами кондоминиумов, подрядчиком и СПК заключаются договоры. Собственники квартир вносят в кооперативы первоначальный взнос — 15% от общей стоимости проекта. Эти средства идут на оплату подрядчику, оставшиеся же 85% поступают к нему от СПК. В течение срока, установленного договором, владельцы жилья производят ежемесячные взносы на сберегательный счет. Возвращенные суммы СПК используют на капремонт других домов. Поясню, что роль СПК заключается в капитализации целевых трансфертов из республиканского бюджета на ремонт многоквартирных домов. В целом деятельность СПК направлена на привлечение инвестиций и реализацию новых проектов. Часть прибыли, накопленной в результате предпринимательской деятельности, направляется на развитие социальной сферы в регионе.

По второму механизму (его задача — это текущий ремонт) из республиканской казны акимату области выделяются займы под 0,1% годовых сроком на семь лет. Он в свою очередь предоставляет заем акимату города, который создает специализированное ТОО или АО со 100-процентным участием государства или привлекает аналогичные действующие структуры (в перспективе это может быть какое-либо частное предприятие). Вначале акимат капитализирует эту уполномоченную организацию, а в последующие годы предоставляет ей займы. Между КСК (заказчиком) и ТОО заключается договор. По согласованию с общим собранием владельцев квартир ТОО выбирает субподрядчиков для выполнения ремонтных работ и производит с их привлечением (либо своими силами) различные виды ремонта общего имущества. В остальном данная схема не отличается от предыдущей.

В программе мы предусмотрели адресную поддержку малообеспеченных граждан: им будет оказана жилищная помощь для оплаты расходов на ремонт и взносов на накопление средств.

Таким образом, в ближайшие 10 лет планируется отремонтировать 11624 дома. При этом доля объектов, нуждающихся в капитальном ремонте, должна снизиться с нынешних 32% до 22% к 2015 году, а к 2020-му — и вовсе до 10%.

Отмечу, что программа модернизации ЖКХ также призвана помочь собственникам эффективнее управлять общим имуществом. Реформа подразумевает передачу части технических функций по содержанию и эксплуатации домов от КСК профессиональным сервисным компаниям. Постепенно будет внедряться принцип управления многоквартирными домами: «один дом — один орган управления кондоминиумом — наемная профессиональная компания по управлению объектом». В итоге конечный потребитель ощутит улучшение качества услуг и снижение их стоимости за счет создания конкурентной среды.

— Какую роль должна играть отраслевая пресса для специалистов и органов исполнительной власти из России, Казахстана и Белоруссии, действующих в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза?

— Поскольку теперь наши государства будут еще более тесно сотрудничать во всех сферах экономики, роль отраслевых СМИ, несомненно, будет возрастать. Мы с интересом следим за событиями в строительной отрасли России через российские специализированные печатные издания. У нас с вами общие проблемы и в строительстве, и в ЖКХ, поэтому те или иные события, мероприятия, которые происходят у вас, небезразличны нам. Безусловно, между нашими государствами в сфере строительства наблюдается нехватка информации, вызванная объективными причинами. Каждое национальное отраслевое СМИ ориентировано прежде всего на свой внутренний рынок, и новости из других стран не могут получить широкого освещения на страницах газет и журналов. Но, думаю, настанет время, и на просторах ЕЭП и Таможенного союза появятся, скажем так, наднациональные СМИ, которые смогут объективно и профессионально освещать будни, достижения и, конечно, проблемы строителей Казахстана, России, Белоруссии и других наших соседей по СНГ.


Логотип Вестник Строительство