Возвращение к истокам

Популярность классических технологий строительства помогла рынку кирпича вырасти на 20% в 2011 году

15.12.2011
Яндекс.Дзен Instagram

Аналитики рынка стеновых материалов сходятся во мнении, что кирпич переживает второе рождение — после кризиса спрос растет динамично, в первую очередь за счет малоэтажного строительства, на которое на Юге приходится до 80% всего новостроя. И даже несмотря на то, что каждый год приносит на строительный рынок все новые — более экономичные и совершенные — технологии, спрос на кирпич в обозримом будущем будет стабильно расти, а заводы получат возможность модернизировать и нарастить производство.

По данным аналитического агентства «Бизнес-Профит», объем рынка кирпича в 2010 году составил 3625 млн строительных кирпичей, при этом 94% рынка составила доля стройматериалов отечественного производства.

Изменение ситуации произошло в первом полугодии 2011 года, когда рынок кирпича показал положительные темпы роста: +34% по отношению к первому полугодию предыдущего года, и составил порядка 1987 млн условных кирпичей, а доля отечественной продукции сократилась до 77%. Объем производства кирпичей увеличивается меньшими темпами, за 6 месяцев 2011 года рост составил 7%. Таким образом, в России по итогам 1-го полугодия 2011 года было произведено 1,5 млрд усл. шт. кирпичей. Снижение доли отечественного кирпича эксперты, опрошенные «Вестником», связывают с возросшей покупательской способностью застройщиков и частных лиц, строящих индивидуальное малоэтажное жилье.

Заместитель директора ООО «Коммерция» Вадим Набока отмечает, что раньше при выборе кирпича решающее значение имела цена, а теперь особенное внимание уделяют качеству. «Если до кризиса закупкой стройматериалов занимались снабженцы, то сейчас это чаще всего собственники, которых интересуют основные потребительские характеристики — сертификаты, гарантии, теплопроводность, марка и т.д. Кроме того, значительное внимание уделяется эстетике кирпича и такому параметру, как цвет, на который раньше не обращали особого внимания», — говорит Вадим Набока. Его слова подтверждают и госзаказчики. Экс-директор МУП «Архитектурно-градостроительное бюро», г. Донецк, ныне главный архитектор Донецка Наталья Минько рассказывает, что при строительстве социального жилья застройщик в обязательном порядке согласовывает все параметры будущего дома, в том числе стройматериалы, с дольщиками, и последние особое внимание уделяют их внешнему виду. «Мы строили коттеджное жилье из разноцветного кирпича, чтобы один дом не был клоном другого, соседнего. Естественно, качество кирпича также контролируется очень серьезно», — говорит она. Вообще, посткризисное оживление строительства соцжилья по различным программам явилось одним из главных катализаторов роста в кирпичной промышленности. Провозглашенный Правительством РФ приоритет малоэтажного жилья сыграл на руку производителям кирпича — большинство этих домов на Юге России строятся по классическим технологиям с использованием кирпичной стены в качестве несущей конструкции. Замглавы администрации г. Донецка Сергей Бобрик говорит, что периодически поступают предложения строить по различным «новомодным» технологиям — с использованием несъемной опалубки, фибро- и пенобетона, газоблоков, однако ни власти, ни будущие жильцы эти технологии пока не оценили. «Есть четкая установка — строить кирпичные дома. Это, конечно, и дороже, и дольше по времени. Однако мы будем вполне уверены, что такой дом прослужит долгое время и жильцы останутся им довольны», — говорит Бобрик. Заместитель гендиректора «Славянского кирпича» Игорь Слупский отмечает, что большинство индивидуальных застройщиков также предпочитают кирпич. «Непрофессиональные строители хотят иметь дело с привычным и понятным материалом. Они не вдаются в технические аспекты строительства и зачастую руководствуются не техническими регламентами, а советами друзей и знакомых и интуицией.

Аналитики «Бизнес-Профит» отмечают, что производство кирпича имеет ярко выраженный сезонный характер, что, несомненно, сказывается на объемах производства и уровне рынка. Из-за увеличения потребности в строительных материалах для жилищного строительства в летний период увеличение объемов происходит к лету, пик производства приходится на июнь — октябрь.

Начальник отдела сбыта «Сальского кирпича» Галина Ковалева отмечает, что уже в апреле склады предприятия были пусты, и это случилось необычайно рано. «Заводы обычно делают запасы зимой, их, как правило, хватает до мая — июня, однако в этом году удачная конъюнктура сложилась и в начале года, и по его ходу, когда мы не работали на склад». Всего, по словам Ковалевой, один из крупнейших производителей кирпича в Ростовской области продал в 2011 году порядка 36 млн штук, что на 30% больше, чем в прошлом. Директор шахтинского кирпичного завода «Комстрой» Анна Саломатина отмечает, что, если раньше производителям кирпича приходилось искать сбыт в крупных городах, то в этом году строек даже в небольших городах и сельской местности столько, что заводы регионального масштаба едва успевают их обслуживать. Саломатина говорит, что в этом году ее предприятию, к примеру, практически не приходилось доставлять продукцию за пределы шахтерских территорий. По словам Ковалевой, кирпич, помимо жилищного строительства, поставлялся на оживившиеся инвестиционные объекты. В больших количествах он был востребован и на олимпийских стройках. «Нам удалось заключить договор о поставках с Финансово-строительной корпорацией — одним из крупнейших подрядчиков Олимпиады — еще в прошлом году, однако количество отгруженных в Сочи вагонов в этом году значительно выросло — с 19 до 50», — отметила Ковалева. Больших кирпичных заводов в самом Краснодарском крае мало, поясняет она, поэтому именно ростовчане стали основными поставщиками на сочинские объекты.

Что касается цены на кирпич, то она росла в течение года также неравномерно: скачок в 10-15% произошел весной во время оживления строительного сезона, а общее повышение цены составило порядка 20%.

Как поясняют производители, главную роль в значительном подорожании стройматериалов сыграли естественные монополии. Анна Саломатина рассказывает, что в январе произошло уже ставшее традиционным повышение цены на электроэнергию на 30% и еще на 20% — в начале весны. С учетом того, что в себестоимости кирпича электроэнергия составляет наиболее весомую долю (по оценке Саломатиной, около 28%), завод в первые два месяца сработал в убыток на 7 млн рублей. Удар был тем более болезненным, что, как уверяет директор «Комстроя», никаких объективных предпосылок для такого серьезного роста не было, и для предприятий с высоким уровнем энергопотребления это стало неприятным сюрпризом. «Сами мы не стали повышать цену из-за того, что зимой спрос и так очень низок, но весной, когда стройки оживились, кирпич подорожал», — рассказывает Анна Саломатина. По ее словам, сейчас, когда у кирпичных предприятий появилась возможность для модернизации производства, многие из них озаботились созданием собственных генерирующих мощностей, чтобы в меньшей степени зависеть от энергетиков. «У нас, например, есть невыработанные лимиты по газу, которые мы пустим на собственную установку ДВС, закупим оборудование уже к этому сезону. Установка будет покрывать до 95% наших нужд в электроэнергии и окупится за 1,5 года», — говорит она. Анна Саломатина знает, что подобные планы есть также у 5-6 кирпичных заводов в Ростовской области и Краснодарском крае — в этом кирпичная отрасль идет по пути большинства крупных промышленных предприятий других сегментов.

Авторы: Сергей Семенов