Карл-Хайнц Мюллер, генеральный директор издательства Bauverlag (Германия): «Интересное содержание можно подогнать под любой формат»

Двадцать четыре молодых руководителя из разных регионов России приняли участие в программе подготовки управленческих кадров Федерального министерства экономики и технологий Германии

15.12.2011

Двадцать четыре молодых руководителя из разных регионов России приняли участие в программе подготовки управленческих кадров Федерального министерства экономики и технологий Германии. Они имели возможность изнутри познакомиться с работой крупнейших немецких компаний. В числе стажеров был учредитель ИД «МедиаЮг» Владимир Денисов. В течение двух месяцев он изучал деятельность Bauverlag — самого крупного и авторитетного издательства, выпускающего специализированные издания для сфер архитектуры и строительства, перенимая передовой опыт в сборе и распространении информации, работе с читателями и рекламодателями. Продолжением стажировки станет сотрудничество «МедиаЮг» и Bauverlag. Владимир Денисов передал своему немецкому коллеге Карлу-Хайнцу Мюллеру комплексное предложение, предусматривающее обмен информацией, реализацию совместных коммерческих проектов, стажировку сотрудников в России и Германии.

Специфика развития немецкого стройкомплекса

— В 2009 году Германия, так же, как и Россия, испытала на себе влияние кризиса. Однако строительной отрасли он не коснулся: немецкое правительство выделило стабилизационный пакет в размере 3 млрд евро на 2009-2011 годы — их отработка сейчас завершается. Несмотря на это, стройкомплекс Германии прошел длительный кризисный путь. Если в 1993 году было построено 385 тыс. квартир, то в 2008 году — 96 тыс квартир. Первые три года после объединения Германии наблюдалось активное жилищное строительство — его стимулировала восточная часть страны, бывшая ГДР. Затем темпы пошли на убыль. А 40% строительных фирм вообще разорились.

Немецкий и российский строительные рынки очень сильно отличаются друг от друга. В Германии на долю частных застройщиков приходится 70%, поэтому государство не играет в развитии отрасли такой большой роли, как это наблюдается в России. Чтобы получить заказ от государства, компания должна принять участие в специальном конкурсе. Если госзаказ превышает определенную сумму, в конкурсе имеют право участвовать фирмы со всего Евросоюза. Побеждает та из них, которая предложит лучшую цену и наиболее полный спектр услуг. Информация о победителе публикуется в прессе. В будущем, участвуя в конкурсе, другие фирмы смогут иметь представление, на какую сумму и на какие условия выполнения заказа можно рассчитывать. Активно государство участвует в тех проектах, которые имеют важное политическое и общественное значение. Например, существует установка на модернизацию школ и больниц, реконструкцию дорог и систем канализации — и здесь власть открыто влияет на процесс.

Ставка на улучшение контента и креативность

— События 2008 года не оказали существенного влияния на СМИ Германии: перманентный кризис издательского дела продолжается у нас уже на протяжении многих лет. Во многих ИД уменьшилось количество журналистов и редакторов. Этому есть две основные причины: сокращение объемов рекламы и снижение числа подписчиков. У Bauverlag были такие же проблемы, как и у других издательств. Мы начали с пересмотра расходов на производственные цели — за последние годы их удалось снизить на 300 тыс. евро. То же самое касалось и персонала: во время кризиса несколько вакансий остались у нас незанятыми. Однако в 2011 году я начал создавать новые рабочие места в двух областях — для редакционной деятельности и для проведения различных отраслевых мероприятий. Сейчас Bauverlag проводит модернизацию своих журналов — как печатной версии, так и онлайн. Упор делается на специализацию. Большое внимание мы намерены уделять улучшению содержания журналов. Следующий приоритет — креативность: каким именно образом это содержание будет доноситься до читателей? Ставится задача: в изданиях Bauverlag должна преобладать информация, добытая собственными журналистами, а не полученная извне.

Очень перспективным направлением мы считаем отраслевые форумы для специалистов. Сегодня Bauverlag проводит их втрое больше, чем три года назад: 60-65 в 2011 году против 23 в 2009-м. Мы охватили около 5 тыс. читателей посредством только этих мероприятий.

Еще одно перспективное направление, в котором растет Bauverlag, — издание корпоративных журналов для отдельных фирм. И все это время мы задаемся вопросом: как увеличить доходы и расширить сферу деятельности? Если рынок традиционной рекламы сократится, фирмы в условиях большого количества изданий будут отдавать свои рекламные бюджеты наиболее сильным СМИ. В этом — наше преимущество. Через различные медианосители и на различных уровнях мы можем предложить клиентам практически все виды услуг. Сейчас — как раз хорошее время для того, чтобы увеличить доходы от рекламы.

Новое качество предпринимательства

— Многие наши читатели признаются, что если раньше они искали интересующую их информацию в журналах, то теперь часто обращаются к Интернету. Правда, Google (ведущая в Германии и Европе в целом поисковая машина) перенасытил его — ориентироваться в море информации стало сложно.

Решение проблемы мы видим в запуске так называемой поисковой машины Bauverlag. В нее будет закачиваться абсолютно вся информация, накопленная журналами издательства. Это будет узкоспециализированный поисковик, новый коммуникационный канал, лучше всего подходящий для передачи информации. Такой канал будет способствовать формированию нового качества медиапредпринимательства. Наша задача — развить новую услугу и убедить рекламодателей инвестировать в нее.

Другое ноу-хау Bauverlag — своеобразный персонифицированный отраслевой журнал. Например, кого-то из специалистов интересует информация о цементе. Он делает по поиску соответствующий запрос. Поисковая машина проводит мониторинг, отбирает все, что наши издания когда-либо писали по данной теме, верстает и выдает в виде привычного журнала в pdf-версии. Получается персональный журнал для специалиста. И такие журналы можно делать по любой узкой теме!

Интересное содержание для различных форматов

— Мы не знаем точно, какая судьба ждет газеты и журналы. Но для меня, собственно говоря, все равно, в каком виде выходит то или иное СМИ. Главное — подогнать интересное содержание под различные форматы. Например, два года назад мы начали выпускать электронную версию для пользователей планшетных компьютеров Ipad нашего журнала для инженеров по строительству подземных сооружений Tunnell. Это очень узкоспециализированный журнал. Сейчас количество пользователей Ipad-версии имеет всего несколько десятков подписчиков — будем смотреть, как развивать это новое направление дальше. Все, конечно же, будет зависеть от спроса на подобный формат.

И сегодня Россия для Bauverlag — это все еще белое пятно, хотя мы и издаем там наши журналы на русском языке: ZKG International и Tunnell. Я сделал вывод: если работать с русскими коллегами, то на доверии. А чтобы оно появилось, необходимо время. В этом отношении я открытый человек, предпринимаю очень конкретные шаги для того, чтобы с помощью русских коллег укрепиться на русском рынке. Соответственно, русским коллегам помогаю выйти на наш рынок.

Если не случится повторения глобального кризиса, немецкие СМИ, по моему прогнозу, будут расти на 3-5% в год. В условиях ужесточения конкуренции нужно думать об улучшении существующих и создании новых продуктов. Bauverlag собирается действовать именно в таком направлении.

Справка

Компания Bauverlag BV GmbH — самый крупный издатель специализированных изданий для архитектуры и строительства, дорожного хозяйства и других инфраструктурных сфер в немецкоязычных странах. В Гютерслоо и Берлине, а также в редакционных бюро в Мюнхене, Штутгарте и Дюссельдорфе работают 135 сотрудников, которые выпускают 18 журналов и многочисленные специальные приложения. Издательство было основано 1 июля 2002 года после объединения компаний Bertelsmann Fachzeitschriften GmbH (г. Гютерслоо) и Bauverlag GmbH (г. Валлуф). Обе издательские компании имеют продолжительную и успешную историю работы.