Короли федеральных дорог

В 2010 году пять крупнейших генподрядчиков освоили почти 80 из 100 млрд рублей, направленных в дорожный сектор на Юге

12.12.2011
Яндекс.Дзен Instagram
Сама специфика дорожно-строительного рынка предполагает превалирование на нем крупных игроков с адекватными подрядами и производственными мощностями. Городские и районные дорожные подрядчики будут конкурировать за контракты регионального и муниципального значения.

Генподряды за федеральный счет

Как и в большинстве сегментов рынка генподрядных услуг, крупнейшие подряды «дорстроя» финансируются из бюджетных средств. Объем частных инвестиций в отрасль в указанных регионах не превысил 0,1% от общего объема финансирования сегмента, поэтому они остались за рамками исследования. Емкость рынка генподрядных услуг по ремонту и реконструкции дорожных объектов в пяти исследуемых регионах в 2010 году составила около 100 млрд рублей. И объемы госфинансирования будут только возрастать, о чем свидетельствуют амбициозные планы по развитию транспортной инфраструктуры Юга. Очевидно, что крупные генподряды получают крупные предприятия. Компаниями, вошедшими в ТОП-40, освоено 96,5% объема финансирования рынка. Более того, 88,5% совокупного объема рынка было освоено пятеркой лидеров. Такое распределение отнюдь не указывает на монополизацию. Весьма показателен пример Ростовской и Волгоградской областей: по количеству генподрядов (510 и 270 соответственно) они занимают первую и вторую позиции среди регионов. Лидеры же рейтинга по объему выполненных контрактов в денежном выражении заметно отстают: Кубань — 170 контрактов, Ставрополье — 140. Такой дисбаланс вкупе с очень крупными, но эксклюзивными объектами в регионах-лидерах свидетельствует об относительной конкурентоспособности рынка. По типу работ (в финансовом исчислении) приоритет отдавался строительству автомобильных дорог (более 95%). За ним следует ремонт дорожного полотна — от ямочного до капитального (около 4% объемов подрядов). Менее 1% составило финансирование остальных видов дорожных работ.

По финансированию СМР безусловный приоритет отдан Краснодарскому краю. В 2010 году здесь было освоено не менее 84,4 млрд рублей. В основе этой суммы лежит один из самых масштабных дорожных проектов последних лет на Юге России — строительство центральной автомагистрали г. Сочи «Дублер Курортного проспекта» стоимостью 59 млрд рублей. Вторым краевым мегапроектом стало строительство федеральной автодороги М-27 Джубга — Сочи до границы с Грузией на участке Адлер — Веселое (1,8 млрд рублей).

В ожидании перемен

Вторую позицию по объемам финансирования занимает Ставрополье — порядка 12,5 млрд рублей. Но заметим, что большинство крупных генподрядов, разыгранных на ставропольской конкурсной площадке, связаны со строительством, ремонтом или реконструкцией федеральной автомагистрали М-29 «Кавказ» на всей ее протяженности, вплоть до границ с республиками Закавказья. Соответственно, значительная часть работ велась на территории прилежащих республик СКФО. Но конкурсы были проведены именно в Ставрополе, что позволило включить эти генподряды в объем выборки нашего исследования. Ростовская область заметно отстала от своих соседей в 2010 году по одной причине: самый крупный транспортный объект на ее территории — федеральная трасса М-4 «Дон» — был переведен под юрисдикцию федерального центра. Следовательно, конкурсы проводятся на московских площадках, а подряды на М-4 получают крупнейшие генподрядчики со столичной «пропиской». Тем не менее в 2010 году в сфере дорожного комплекса освоено 5,4 млрд рублей. Одним из важных событий 2010 года стало завершение строительства мостового перехода через реку Дон в створе ул. Сиверса в Ростове-на-Дону. Намного меньше тройки лидеров потратили Волгоградская и Астраханская области — 1,3 и 0, 25 млрд рублей соответственно.

На оси «Москва — Сочи — Кавказ»

Три из пяти первых позиций в ТОП-40 занимают компании из Москвы и Подмосковья. На долю трех этих предприятий пришлось без малого 80% от общего объема рынка.

Лидером рейтинга стало ОАО «Мостотрест» — самый крупный строитель мостов в Восточной Европе со штаб-квартирой в Москве. Ему достался крупнейший проект: центральная автомагистраль г. Сочи «Дублер Курортного проспекта». В портфолио этого подрядчика и мост через реку Дон в створе ул. Сиверса в Ростове-на-Дону. Региональные генподрядчики начинают фигурировать в рейтинге только с пятой строчки. Реализация масштабных объектов дорожно-мостового хозяйства крупными игроками — явление объяснимое. Строительство всех искусственных сооружений нуждается в опытных специализированных структурах с адекватным количеством современной, порой сверхдорогой спецтехники и квалифицированного персонала, а их содержание могут себе позволить только крупные структуры. Огромное же количество сравнительно небольших заказов на ремонт и содержание автотрасс регионального и городского значения, межпоселковых и внутридворовых дорог выполняли, как правило, генподрядчики из местных ДРСУ.

Стратегический приоритет

Исходя из анализа бюджетных инвестиций, которые планируются южнороссийскими регионами на трехлетнюю перспективу, дорожное строительство является приоритетным сектором для госвложений. Федеральные программы обещают крупные объекты с большими объемами финансирования. Своей очереди ожидает трасса М-29 «Кавказ». Ведутся планомерные работы на М-4 «Дон». В ближайшие годы вокруг именно этих объектов будут сосредоточены крупные генподряды. Обновление и строительство инфраструктурных проектов реализуется в рамках подготовки к крупным мегапроектам — проведению Олимпиады и «Формулы-1» в Сочи, чемпионату мира по футболу. Кроме того, с 1 января 2012 года возрождаются региональные дорожные фонды, большая часть которых идет на строительство, реконструкцию, капремонт и содержание дорог регионального значения. Это позволит почти в два раза увеличить инвестиции бюджетов регионов на дорожное хозяйство. В Астраханской области бюджет нового источника финансирования отрасли насчитывает порядка 2,2 млрд, в Волгоградской области и в Ставропольском крае — по 6,3 млрд, в Ростовской области — около 10 млрд, в Краснодарском крае — 12-15 млрд рублей.