Объем производства нерудных строительных материалов (НСМ) в России пока заметно уступает докризисному периоду. При этом расходы производителей растут, а уровень маржи приближается к нулю. Тем не менее президент Ассоциации производителей нерудной продукции «Недра» Александр Журавлев видит у своих коллег радужные перспективы для развития: песок, гравий и щебень
— Как кризис повлиял на рынок добычи и продаж нерудных материалов? Оживление строек уже дало возможность производителям выйти на докризисный уровень производства?
— В докризисный период, в 2008 году, объем производства составлял 428 млн кубометров. В первом полугодии 2011 года производство составило всего 136,8 млн кубометров. Таким образом, очевидно, что производители нерудных материалов не выходят на докризисный уровень по производству НСМ в текущем году. И ожидать достижения результатов 2008 года, по оценке экспертов, следует не ранее
В 2011 г. темпы роста производства НСМ несколько возросли: по данным Росстата, за шесть месяцев этого года объем производства нерудных строительных материалов увеличился на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — до 136,8 млн куб. м; производство песков строительных увеличилось на 6,6% — до 45,9 млн куб. метров; щебня и гравия — на 18,5% — до 82 млн куб. метров. По объемам производства щебня и гравия лидирующие позиции традиционно занимают
— Отрасль производства нерудных строительных материалов никогда не отличалась высокой рентабельностью, даже в самые благоприятные годы она едва достигала
— Несмотря на некоторый рост объемов производства
— Тем не менее серьезный рост цен на нерудную продукцию отмечают почти все строители.
— Нельзя однозначно сказать, что цены растут: по нашим данным, рост даже ниже официальной инфляции (в среднем порядка 30% за 4 года). При этом за этот же период (с 2007 года) тарифы на электроэнергию, топливо, газ, железнодорожные и автомобильные перевозки выросли на несколько порядков (на
— Известно, что львиную долю стоимости нерудной продукции составляют транспортные расходы. Каковы ваши отношения с железнодорожниками?
— Крайне тяжело отразились на предприятиях последствия реструктуризации ОАО «РЖД». Создание свободного рынка вагонов привело к тому, что монопольное положение на рынке перевозок заняли частные операторы (более 70% всего вагонного парка). Нарушена логистика управления вагонным парком — в результате на многих станциях простаивают порожние вагоны. Складывается парадоксальная ситуация: при росте вагонного парка его не хватает для обеспечения перевозок. В 2008 году у ОАО «РЖД» было 450 тыс. вагонов, их хватило для перевозки 428 млн куб. м нерудных строительных материалов. В 2010 году у частных операторов вагонов стало более 970 тыс., их не хватило для перевозки 295 млн куб. метров. Расходы предприятий на перевозки за последние полгода выросли
— Как вы оцениваете таможенную политику и законодательство в данной отрасли? Что, по вашему мнению, необходимо изменить в данных аспектах для поддержки производства?
— В 2010 году ассоциация выступила инициатором применения компенсационных мер к импорту щебня из Украины. Было подготовлено заявление, проведено несколько совещаний в Правительстве РФ и Минпромторге РФ,
Мы многократно обращались по этому вопросу в Правительство РФ, Минэкономразвития, Минрегион, ФАС, Арбитражный суд. Все понимают абсурдность ситуации, даже подготовлены проекты законодательных актов, распоряжений Правительства РФ, но с 2009 года так ничего и не изменилось.
— Вы не раз говорили о серьезном бюрократическом давлении на отрасль. Есть ли позитивные сдвиги в этом направлении?
— Двадцать пятого апреля этого года глава Правительства РФ Владимир Путин на совещании по развитию строительного комплекса страны заявил, что следует запретить любые разрешительные процедуры в сфере строительства, которые не прописаны в федеральном законодательстве.
На этом совещании отмечалось, что от строителей требуют более 40 документов, из которых только 12 предусмотрены федеральным законодательством. Для сравнения: получение лицензии на разработку общераспространенных полезных ископаемых требует более 120 согласований и длится не один год. Федеральное законодательство в сфере недропользования общераспространенных полезных ископаемых требует серьезной корректировки. Но происходят и некоторые подвижки. Мы активно отстаивали принцип «одного окна» для получения лицензий. Сегодня большинство разрешительных процедур действительно переданы региональным органам исполнительной власти.
—А поддержка со стороны государства есть?
— Стратегия развития промышленности строительных материалов до 2020 года вызывает у предприятий отрасли неоднозначную реакцию. С одной стороны, внимание государства к проблемам предприятий дает надежду на помощь и поддержку. С другой, вызывает удивление. Как можно, например, достигнуть в 2020 году объемов производства нерудных материалов в размере 1,04 млрд куб. метров, увеличив производство в 2,5 раза по сравнению с 2008 годом? Произвести такой объем возможно, но будет ли он востребован? Будут ли этому соответствовать объемы строительства? Ведь нерудные материалы производятся под конкретные задачи. Они не могут лежать на складе и ждать своего часа.
Стратегией не определены источники ее финансирования. Делается расчет на то, что это будет происходить за счет развития строительства. Такой замкнутый круг: будет строительство — будет поддержка, не будет строительства, соответственно, не будет и поддержки.
Тем не менее мы настроены только на рост, и слова Путина о том, что промышленность стройматериалов может стать локомотивом экономики страны, считаем, вполне возможно воплотить в жизнь. Что касается конкретно нерудных материалов, то альтернативы им сегодня и в ближайшей перспективе нет, так что никакого другого пути, кроме развития и наращивания объемов производства, у нас нет.