Попасть в хронику

Попасть в хронику

«Вестник» собрал подборку документальных фильмов о людях и объектах, которые они создают

Человек с киноаппаратом
Если для советской эпохи пропагандировать профессию и рабочих было обычным делом, то в новейшей истории страны эта тема затерялась за ворохом проблем, задач по выживанию и выходу на сцену иных «главных героев». Воспевание строительства, строек и, собственно, тех, кто формирует современный быт, не стало исключением. Пожалуй, лишь с середины 2000-х стали появляться ленты, сперва в большей степени как осмысление через рассекреченные факты глобальных строек исторического наследия, позднее и фильмы, в которых на первый план выходили объекты и градостроительные проблемы дня сегодняшнего. Впрочем, простому рабочему и в тех, и в других проектах по-прежнему уделялась не ведущая роль.

В каком-то смысле привлек внимание к этому вопросу, а на глобальном уровне в целом к популяризации профессий в сфере строительства в 2017 году Общественный совет при Минстрое РФ. Была разработана и утверждена программа «Я — Строитель Будущего!». Одной из культурно-просветительских инициатив этой программы стало создание цикла документальных фильмов «Рабочая профессия», поддержанная в том числе и МИД «ЕвроМедиа». «Этот фильм о людях, которые живут рядом с нами, работягах. Все мы недавно шагнули в XXI век, куда-то торопимся и часто не замечаем тех, кто живет рядом. Мы друг для друга как будто бы виртуализировались. Привыкли к комфорту и в голову не берем, кто этим комфортом нас обеспечивает? — задаются вопросом авторы. — Это такие же люди, и они абсолютно реальны». Газовики и наладчики, инженеры-конструкторы, реставраторы, механики, каменщики, машинист козлового крана, монтажник электроподъемников… Екатеринбург, Крым, Московская область, Ростов-на-Дону. В поиске героев для ростовской серии большую поддержку оказала главный редактор отраслевого журнала «Вестник», член рабочей группы «Я — Строитель Будущего!» Елена Лозовая. Три режиссера — Надежда Попова, Карина Виленкина, Дарья Соболева, четыре очерка «Стальная вертикаль», «Газовики Ведерниковы», «Рабочая профессия» и «А так у нас все хорошо» повествуют о жизни людей, занятых в строительной отрасли, чьи настроения, мечты и опасения, опыт и даже бытовые детали переданы искренне.

Еще одна любопытная лента «Строители будущего» снята в 2017 году режиссером Пимом Звиром о голландском архитекторе Хане ван Логхеме. Связь между Россией и Нидерландами вообще имеет давнюю историю. Например, первые голландские купцы приезжали к нам еще при Иване Грозном. При Петре I в Нидерландах молодые люди из России проходили обучение мореходной подготовке и строительству крепостных сооружений, основам артиллерийского дела, кораблестроения и т.д. Правда, что касается архитектуры периодов царско-имперской России, то звучали чаще имена французских и итальянских мастеров. Зато сегодня архитекторы из Нидерландов довольно активно проектируют для нашей страны, участвуют в отраслевых форумах. Это и Эрик ван Эгераат, Вини Маас, Рейнир де Грааф и Рем Колхас и др.
Хан ван Логхем был, пожалуй, первым архитектором, который в начале XX века приехал в Россию. Вернее, в молодое советское государство с, казалось бы, чуждыми ему коммунистическими идеями. Ван Логхем ехал в совершенно другую страну, чтобы реализовать грандиозные задачи — заложить основы, на которых в будущем могла бы вырасти совершенно иная архитектура. Он был в числе первопроходцев, в 20-е годы планировавших и создающих промышленный и жилой центр в городе Кемерове. Документальная картина с подлинными фотографиями построена на письмах жены архитектора Берты Нормайер. Какие из его идей прижились, каким его решением жилищного вопроса были недовольны рабочие и, собственно, как закончились отношения западного архитектора с советской действительностью — все это есть в документальных воспоминаниях Берты и самого Хана ван Логхема, послуживших фундаментом для «Строителей будущего».
Справедливости ради: на заре отечественного документального кино (20-30-е гг.) тема строительства хоть и звучала, но вот человек-строитель, строитель-человек воспринимался как некий коллективный образ, персонифицировать участников стали намного позже, преимущественно в работах 60-70-х годов. В лентах основоположника отечественной документалистики Дзиги Вертова «Одиннадцатый» (1928) и «ДнепроГЭС» (1932) люди тоже как часть большой задачи выступают символами. «Одиннадцатый» — масштабное полотно, поражающее кадровым размахом, точностью операторского глаза. Именно в этой ленте он стал применять эксперименты с эффектами полиэкрана и наложения, отчего кинохроника производит еще большее впечатление. Впрочем, коллеги-современники отнеслись к этой работе Вертова скептически. Как говорят сегодня эксперты, недооценили. Ее называли то бессмысленной, то, напротив, переполненной смыслами и нагромождением символов. А немецкий критик Бенно Райфенберг написал: «Ужасен сам факт того, что советские кинорежиссеры снимают необъективные фильмы о труде, то есть занимаются эстетизацией труда».
Человек в кадре
Ярким образцом работы, где человеческая судьба профессионала, со взлетами и падениями, ошибками и достижениями, поставлена в центр повествования, является фильм других знаменитых документалистов Герца Франка, Алоиза Бренча и Альберта Сажина. В работе «Без легенд» (1967) два человека — Герой Соцтруда Иван Комзин и писатель Константин Лапин вспоминают о ярком участнике строительства ГЭС им. Ленина — экскаваторщике, Герое Социалистического Труда Борисе Коваленко. Живые высказывания, честные факты о прошлом героя и его настоящем — Борис Егорович в ленте не «вылощенная» фигура, а человек с живым и неоднозначным характером. А потому и сегодня картина смотрится с весьма большим интересом. Здесь есть жесткие факты, борьба за «место под солнцем», порыв вопреки запретам следовать своему любимому делу, а также трогательные истории. Например, о том, как Борис Коваленко в памятный день перекрытия Волги закупил ящик земляничного мыла и «как младенца вымыл свой экскаватор» и нарисовал на нем 25-ю звезду, каждая из которых означала 100 тыс. кубометров разработанного экскаватором грунта. О слесаре-изобретателе снимал фильм и обладатель премий Венецианского кинофестиваля Семен Райтбурт. Его документальная лента «Секрет НСЕ», которой присудили Ломоносовскую премию и премию Всесоюзного кинофестиваля, показала через жизнь Бориса Егорова, того самого, который разработал намоточный станок (НСЕ), трудный путь от мысли до воплощенного в объект изобретения.
Куда более партийно выдержанной получилась лента документалиста Владислава Виноградова «Токарь» (1974) о рабочем Евгении Морякове. Но с точки зрения документального жанра особенно интересны бытовые детали, упреки жены, что муж все время на работе; печаль героя, что рабочие профессии обществом все-таки воспринимаются не так уже престижно и что когда он говорит, что больше 26 лет работает токарем, некоторые считают его неудачником… Эта история о маленьком человеке, без которого на самом деле не делаются большие дела.
Человек, затерявшийся в тайге
Конечно, во все времена наибольший пласт картин посвящен не столько (и не только) героям, сколько возводимым объектам. Сегодня это чаще всего о Москве, в советское время о стройках Сибири и о столице нашей родины. Среди первых можно выделить работу 2017 года «Большой скачок. Архитектура», «Москва на высоте» (2018) Аркадия Мамонтова, цикл «Советская империя. Метро» (2009). Показательно, что в «Метро» 2000-х зрителю предстает немало фактов, которые в советской документалистике не поднимались или если и освещались, то как-то невзначай. Например, о транспортном коллапсе в Москве в 1931 году (тогда-то в этой «пробке» и родилось ставшее впоследствии легендарным «хам трамвайный»), о первом проекте, разработанном Siemens, но не сложившемся, о советских проектировщиках, которых вернули из-под ареста на работу, чтобы они смогли создать в кратчайшие сроки такой новый грандиозный для молодой страны проект, как метро… Старые эскизы, чертежи — кадры как «машина времени». К теме метро обращался и режиссер Евгений Гордиенко, запечатлев на пленке настоящее советских действующих и строящихся линий метрополитена и прогнозы об их будущем.

Но, конечно, самое большое место в отечественной документалистике занимают стройки Сибири. Еще в 1932-1933 годах Александр Лемберг снял «Беломорско-Балтийский водный путь» об одной из первых великих строек страны, на которой трудились и красноармейцы, и заключенные, фотографии некоторых из них показаны в фильме. Съемки производились в процессе всего строительства, и этим, конечно, хроника уникальна. Как и «Кинолетопись БАМА», которую Владлен Трошкин вел на протяжении с 1974-го по 1990 г., БАМ, как и КАМАЗ, и Саяно-Шушенская ГЭС, и другие стройки-гиганты, звучат в ленте «Девятая высота» (1977). Большая глава этого фильма посвящена советскому изыскателю Александру Побожиему и его семье, тонкостям работы специалистов данной области. Тому самому Побожиему, который в ВОВ строил волжскую рокаду Сталинград — Саратов, участвовал в проектировании угольного разреза в Новорайчихинске Амурской области, вел изыскательские работы для строительства железных дорог в Монголии, Сибири и на Дальнем Востоке. Тот самый Побожий, который изыскивал путь на Байконур и написал немало художественных произведений, в которых героями становились его коллеги по стройкам. Автор повестей «Мертвая дорога», «Тропой изыскателя», очерка «Глухой неведомой тайгою», получившего высокую оценку Александра Твардовского. В 2000-х о Байкало-Амурской магистрали снимали «БАМ: в ожидании оттепели», «Евразийский транзит» (2014), «Русская стройка. БАМ. Вторая жизнь»…

Одним из ярких образцов документальной работы последних лет является фильм Александра Плахина и Александры Голиковой «Конструктивно» (2015). Они в течение нескольких лет снимали уцелевшие до дня сегодняшнего авангардные постройки Москвы и поставили перед экспертами и общественностью болезненный по сути для всех регионов страны вопрос о сохранении культурного наследия на примере зданий, созданных гениями конструктивизма. Мнения архитекторов и жителей, яркие высказывания и поиски решений… И просто красивый, гармонично во всех смыслах созданный фильм, от просмотра которого получаешь не только пищу для ума, но и эстетическое удовольствие. 
Логотип Вестник Строительство