Владимир Яковлев: «Если стройка идет, значит, и экономика живет»

Владимир Яковлев: «Если стройка идет, значит, и экономика живет»

Строители испокон веков считаются представителями одной из самых сплоченных профессий, не понаслышке знающими о том, как много значит для развития отрасли чувство локтя, взаимной поддержки и выручки. Может быть, поэтому профобъединение лучших представителей профессии — Российский союз строителей — на протяжении уже почти трех десятков лет является одной из самых надежных общественных организаций страны

О том, что сегодня приоритетно для Союза, а также о насущных проблемах строителей и путях их решения, в эксклюзивном интервью «Вестнику» рассказал президент Российского союза строителей Владимир Яковлев.

Веское слово профессионального сообщества

Владимир Анатольевич, в апреле исполнится 10 лет с того момента, как вы возглавили Союз. Какое достижение за эти годы вы считаете самым важным?
Прежде всего хотел бы отметить, что Союзу уже более четверти века. А это солидный возраст для общественной организации. Авторитет Союза подтверждается тем, что мы можем говорить свое веское слово во всех государственных структурах страны: в Правительстве РФ, Министерстве строительства и ЖКХ, Госдуме, Совете Федерации. И это слово часто бывает услышанным.
10 лет во главе Союза — это тоже, в общем-то, много. И могу сказать: за это время мы значительно повысили авторитет организации, сплотили вокруг себя достаточно большое профессиональное сообщество и полностью изменили структуру Союза. Если раньше не было комитетов и структур, которые бы на общественных началах горели желанием работать по созданию какого-то продукта либо профессионального документа, то сегодня — и практика это показала — заинтересованные в развитии определенного направления люди могут сами работать над решением актуальных вопросов отрасли. На сегодня в Российском союзе строителей создано порядка 20 комитетов по разным направлениям. И комитеты организуются по мере необходимости, в зависимости от того, какие вопросы являются наиболее важными для строительного сообщества.

Например, вопрос ценообразования?
Да. Эта тема очень острая. Минстрой работал над ней 3 года и в итоге пытался навязать принятие его предложений. Мы убедили его, что так нельзя, и попросили создать рабочие группы, в которых сейчас трудятся наши коллеги. И теперь, наверное, еще 3 года будут вести работу, прежде чем появится какой-то реальный документ.
То, что в данном случае прислушались к строительному сообществу, справедливо, ведь наше сообщество — не какие-то фейковые структуры, это конкретные люди, организации, которые работают в системе и которых изменения в цено- образовании коснутся напрямую.
И так должно быть во всех вопросах, касающихся строительного сообщества. Это вопросы, связанные с договорными условиями, изменениями в конкурсах, северными надбавками и т.д. Мы оставить без поддержки никого не можем и над каждым из этих вопросов работаем. Другое дело, соглашается с нами правительство или нет, и принимается ли в итоге тот или иной документ.
Энергия большой стройки

Хорошими драйверами развития строительного комплекса стали такие крупные события, как Олимпиада, Универсиада, чемпионат мира по футболу. Как вам кажется, что в ближайшей перспективе может обеспечить строителей необходимым фронтом работ?
Страна развивается, когда возводятся крупнейшие объекты. В советское время в России действовали строительные главки, которые имели возможность справиться с объектом любой сложности. Например, если необходимо было построить горно-металлургический комбинат, сразу же подключался главк и выполнял все объемы работ. Однако в начале 90-х посчитали, что все строители должны находиться в рынке, в результате чего крупные главки «разбежались» по мелким конторам, и когда возникал большой, серьезный объект, некому было осуществлять на нем работу.
Тем не менее очень здорово, когда в стране появляется необходимость возводить крупные объекты. Они мобилизуют все строительное, проектное, архитектурное сообщество, и создается хороший проект. Сочинская Олимпиада — это большое движение вперед. Много критики было, негативных высказываний, но объект-то есть, он на месте. Мало того, к Олимпиаде добавилась практически полная модернизация дорожной инфраструктуры самого города Сочи, что крайне важно.
Появился объект на Дальнем Востоке — остров Русский, а тут Владивосток — строительство мостового перехода. Это все необходимо было объединить, и сегодня есть хороший результат. Восточный космодром — огромнейшая специализированная стройка. Много негатива, но в результате космические корабли уже начинают запускать, что очень важно. Стадионы к чемпионату мира — посмотрите, ведь это не только стадионы. Это архитектура. Все меняется вокруг — это социальные вопросы, это развитие инфраструктуры больших территорий — конгломераций. Керченский мост — построить такой объект за такие короткие сроки даже главки Советского Союза были бы не в состоянии, потому что за это время изменились технологии, техника. Другое дело, что опять пришлось руководителям стройки мобилизовывать всю строительную мощь со всей страны, чтобы появился такой замечательный объект.
Сейчас идут разговоры о строительстве параллельного Транссиба. Если эта стройка пойдет, она двинет страну намного вперед в последующие годы, потому что решится ряд вопросов, в том числе по перевозке грузов с Дальнего Востока в Западную Европу самым коротким и более дешевым путем, чем по длинному морскому пути.
Стране крайне нужны большие стройки. Я ведь не случайно говорю: строительство — это так называемый драйвер экономики, это локомотив, который тянет экономику вперед. Крутятся башенные краны — идет жизнь, не крутятся — затишье. Поэтому мы и говорим, что экономика здоровая там, где стройка нормальная. Если стройка идет, значит и экономика живет. Тут такие взаимозависимые вещи. Поэтому задача наша — убедить руководство страны не снижать темпы строительства, а, наоборот, увеличить. И не только жилье, но и то, что называется крупной промышленной стройкой, дорожной модернизацией. Не случайно президент России дал поручение увеличить объемы строительства дорог. Если у нас порядка миллиона километров дорог в стране, можно себе представить, сколько еще нам надо строить и ремонтировать. Объем колоссальный.

А достаточно ли развита отечественная индустрия, чтобы обеспечить все эти стройки качественными материалами?
В начале 90-х годов вся строительная промышленность, особенно от Урала до Дальнего Востока, вообще потерялась. Сегодня необходимо ее восстанавливать. Радует, что позитивные изменения уже есть. Например, в последние годы появились цементные производства с учетом новых технологий. Сегодня мощности цементного производства обеспечили все строительство в стране. Но это пока не совсем большие объемы: если в год выпускается порядка 60 млн тонн цемента под наши плановые объекты, то имеющиеся мощности составляют 120-140 млн. Здесь есть куда двигаться.
При этом идет хорошая модернизация цементных производств. Например, Михайловский цементный завод в Волгоградской области, где модернизируется уже третья линия производства. Это уход от старых технологий с переходом на совершенно новые, с резким сокращением количества используемой электрической энергии, с переходом от сырого способа к сухому. Те же тенденции отмечаются и в выпуске кирпича, и в производстве стекла. Во всех этих нишах наши производители продвинулись далеко.
Другое дело, что мы еще во многом не задействовали местные органы власти. В регионах необходимо строить небольшие кирпичные и другие производства, связанные со строительством многоэтажного жилья. Местную промышленность нужно развивать не просто в дань моде, а для решения тех вопросов, которые намечены указами президента. Ведь такие производства позволят наладить короткое плечо перевозок, а значит, снизить себестоимость продукции и конечного продукта — жилья.
Острые вопросы

Решение каких вопросов, связанных с развитием строительного комплекса, кажется вам ключевым в современных условиях?
Много лет мы говорили о том, что увеличивать объемы строительства станет возможно только тогда, когда будут нормальные генеральные планы, когда будет понятно, куда и как двигаться. Мы говорили о том, что подрядчик не в состоянии нести нагрузку по инженерной структуре и социальным вопросам. Здесь необходимо подключать деньги федеральные либо региональные. Сейчас на государственном уровне начинают понимать, что это действительно так. Пока выделяется не так много средств, но это уже шаг вперед.
Мы считаем, что в условиях нового указа президента, когда к 2025 году необходимо будет строить уже 120 млн кв. метров, опережающими темпами должна развиваться инфраструктура. А для этого нужен совсем другой порядок цифр. Думаю, что со временем это осознает руководство страны, и такие решения будут приниматься. Тогда мы обеспечим те объемы, которые заложены в государственных программах.
А так проще всего: возложить социальную сферу, все дорожное хозяйство и инфраструктуру на застройщика. Но, слушайте, застройщик же не чудак, чтобы нести такое обременение. Значит, произойдет подорожание квадратного метра. На кого это ложится? На того, кто приобретает жилье. А тот, кто приобретает жилье, у него все благополучно? Нет. Платежеспособность слабоватая, зарплата низкая. Одна надежда — на помощь по ипотеке, которая сегодня присутствует, и это основное, за счет чего строители возводят жилье. Но эта помощь сегодня уже ограничивается возможностями граждан. Поэтому необходимо принимать новые решения, высказывать новые предложения, а для этого облегчать стоимость квадратного метра жилья путем строительства инженерной инфраструктуры, больниц, поликлиник и школ за счет бюджетных средств.

Сегодня многие застройщики говорят о том, что становится сложно работать с учетом изменений в законодательстве о долевом участии в строительстве жилья. Обращаются ли с этим вопросом в Союз?
С принятием закона произошла очень хорошая защита дольщиков. Но строители оказываются совсем в другой категории. Поэтому вопросов у строителей много, а действий, чтобы их защитить, пока очень мало. А ведь не все строительные компании оказались виновны в том, что произошло с обманутыми дольщиками. Посмотрите: заключались контракты и получали деньги застройщики на одном этапе за одну стоимость, а в процессе строительства росли в цене энергоресурсы, материалы, росли тарифы на транспорт, и подрядчик не в состоянии был завершить строительство объектов. Да еще и получить финансовые кредиты сложно. Крупные компании все-таки как-то выживают, и у них меньше необходимость применения средств со стороны банков. А все мелкие и средние компании находятся в неравном положении. Здесь много вопросов, которые требуется еще решить. Думаю, практика со временем все расставит по своим местам.

А какие ниши для работы можно находить мелким и средним компаниям? Может быть, малоэтажное строительство?
Здесь трудно определять, каждый решает эту задачу по-своему. Если у застройщика есть возможность участвовать на субподрядных работах у крупных подрядчиков — это одно решение. Второй выход — все, что является мелкоштучным: малоэтажное жилье, небольшие производственные объекты.
Но все равно нужен главный способ, такой, чтобы малый и средний бизнес мог жить, чтобы он получил возможность работать с банком. И чтобы процентная ставка была совершенно другая. Сегодня она, подчеркиваю, неподъемная.

Еще одна большая проблема современного строительного комплекса — это кадровое обеспечение. Как вам кажется, в чем решение?
Сегодня уже всем ясно, что в свое время было сделано упущение: огромное количество профтехучилищ, которые готовили специальных рабочих, были ликвидированы, использованы под другие нужды.
Второе упущение связано с тем, что все обязательно должны иметь высшее образование. И чуть ли не стопроцентно выпускники школ шли в вузы.
По специальностям произошло искривление политики. Все желали быть либо юристами и дипломатами, либо финансистами и экономистами. К сожалению, технические специальности отставали. Поэтому произошел некий разрыв. Но я должен сказать, что, допустим, наш головной Московский строительный университет, являясь флагманом подготовки кадров для строительства, сегодня хорошо действует, справляется со своей задачей, и появляются неплохие кадры. Тот факт, что сократили на территориях часть строительных вузов и оставили в виде кафедр в политехнических университетах, наверное, не самый лучший способ, но, слава богу, что хоть специальности сохранили.
Подготовка и среднего звена, и рабочих кадров, да и верхнего звена требует дополнительного внимания. Считаю, что должны вводиться курсы переподготовки, курсы освоения новейших технологий. Без этого сегодня нельзя, потому что технологии меняются, и если этого не знать — быстро отстанешь от жизни.

Владимир Анатольевич, если говорить о ваших главных задачах на посту президента Российского союза строителей, что вы считаете самым важным?
Здесь не может быть чего-то одного такого, что должно быть главным. Главное, чтобы строительная отрасль продолжала находиться на высоте, исправляя те ошибки и отрицательные истории, которые были допущены в предыдущие периоды. Главное, двигаясь вперед, все время смотреть на развитие новых технологий, использовать лучшие практики, которые существуют в мире. При этом подготовка кадров должна осуществляться на лучшем базисе, используя в университетах новое станочное оборудование. Подготовка строительного звена должна ориентироваться не на приезжих, а больше заинтересовать местную молодежь, чтобы она после окончания школ шла на строительные специальности. А для этого необходимы хорошая заработная плата, хорошие социальные условия. Жить, как живут рабочие до сих пор — в подсобках, где невозможно находиться, — это не способ поднятия авторитета строительной отрасли. 

Досье
Владимир Анатольевич Яковлев. Президент Российского союза строителей с 2009 г. Доктор экономических наук, профессор кафедры городского хозяйства Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, почетный доктор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, академик Международной инженерной академии. Награжден званиями «Заслуженный строитель России» и «Почетный строитель России». После окончания в 1973 г. Северо-Западного заочного политехнического института в Ленинграде работал мастером, затем управляющим строительным трестом. В 1987 г. назначен заместителем начальника Жилищного управления Ленгорисполкома, затем главным инженером ТПО жилищного хозяйства. В 1993 г. назначен председателем комитета по городскому хозяйству и заместителем мэра г. Санкт-Петербурга. С 1994 г. — первый заместитель мэра. С 1996 г. избран губернатором г. Санкт-Петербурга. В 2003 г. указом президента РФ назначен на должность заместителя председателя Правительства РФ. В 2004 г. назначен полномочным представителем президента РФ в Южном федеральном округе. С 2004-го по 2007 г. — министр регионального развития РФ.
Логотип Вестник Строительство