В Древнем Междуречье также использовали глину и грязь Тигра и Евфрата, но для армирования кирпичей добавляли в заготовки резаный тростник или солому.
К примеру, при раскопках Ура Халдейского английским археологом Леонардом Вулли были обнаружены дворцы и зиккураты с кирпичными сводами (гробница царицы Шубад, храмы Сина и Нанну). Археологи называли междуреченские кирпичи «батонами» за схожую форму с буханкой современного хлеба.
Геродот писал о семиярусном храме в Вавилоне, облицовка которого была выполнена из голубого глазурованного кирпича.
К печам сырец подвозят на верблюдах, как и сухой навоз, которым топят печи. Кирпичи засыпают золой и песком на несколько дней. После этого печь разбирают с остывшей стороны и вытаскивают уже обожженные готовые кирпичи.
В Египте первых династий эпохи Древнего царства храмовое строительство велось тоже из необожженных кирпичей, изготовленных из глины и нильской грязи с добавлением смолы в качестве закрепителя. Чуть позже там же начали использовать керамический (из обожженной глины) кирпич, резко повысивший водостойкость сооружений в периоды разлива Нила. На повышение качества строений в Египте сказался также уровень технологий страны фараонов, где инженеры уже использовали угольники и отвесы для придания правильных форм зданиям и сооружениям.
Из высушенного на солнце глинобитного кирпича были построены отдельные участки Великой Китайской стены в III веке до нашей эры, хотя большая часть этого циклопического сооружения древности мастерилась из каменных плит, забутованных землей, галькой, утрамбованной глиной. Лишь в эпоху династии Мин (XIV-XVII века) в ходе частичной реконструкции стены, неудачно обороняющей Поднебесную от маньчжуров, использовался в основном более надежный керамический кирпич, скрепленный клейкой рисовой кашей с добавлением гашеной извести. Кирпич делали из смешанной с соломой глины, прессовали в формах, а затем обжигали не в печах, а просто обкладывая соломой.

В Византии размеры плинфы были чуть меньше — 30 х 35 х 2,5 см. Из плинфы были построены императорские Влахернский дворец и Палатий, храмы святых Сергия и Вакха, св. Ирины во внутреннем дворе дворца Топ-Капы, Студийский монастырь и церковь св. Хора.
Скрепляли плинфу толстым слоем раствора с толченой кирпичной крошкой, зачастую равного по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась полосатой. Иногда через несколько рядов плинфы для крепости укладывали ряд природного камня и почти никогда не штукатурились. Наряду с узорной кладкой применялось ее сочетание с терракотовыми и майоликовыми деталями.
Известные мастера обязательно ставили личные клейма на свои кирпичи, которые дошли до современности. На кирпичах, найденных на месте ныне затопленной водами Цимлянского водохранилища хазарской крепости Саркел, находили скандинавские руны, а на древнекитайских кирпичах — настоящую рекламу: «Покупайте мои кирпичи. Они принесут счастье и стоят совсем недорого».
Доколумбовы ацтеки строили свою столицу Теночтитлан из саманного кирпича. В известковую пористую глину добавляли смолу, кварц и другие минералы, а затем оставляли сушиться на солнце. В долине Теотиуакан неизвестные народы Мезоамерики, населяющие ее до прихода завоевателей-ацтеков, из самана же построили свои великие пирамиды Солнца и Луны.
В Средневековье в Европе появился целый архитектурный стиль, распространенный в XII-XVI веках в странах Ганзейского союза, — кирпичная готика. Античная плинфа «утолщалась» и в итоге пришла к так называемому монастырскому формату (от 28 х 15 х 9 см до 30 х 14 х 10 см со стыком в среднем 1,5 см). В отличие от «квадровой» готики, как «монастырский кирпич», так и фасонный изготавливались на специальном производстве, а не непосредственно на строительной площадке. Тогда же он приобрел традиционную и привычную нам форму параллелепипеда.
В стиле «кирпичной готики» построен был практически весь Кенигсберг (нынешний Калининград), старые кварталы Стокгольма, Мальме, Копенгагена, Шверина, Штральзунда, Кракова, Гданьска, Риги, Тарту, Тракая и т.д.

До этого отечественные каменщики работали с собственными стройматериалами, но, увы, весьма трагично — рухнул почти достроенный Успенский собор в Кремле. Псковские мастера, призванные в качестве экспертов на руины, нашли, что «известь не клеевита да камень не тверд». Поэтому и возникла необходимость в новых кирпичах и новых мастерах.
В Москве по настоянию Аристотеля в 1475 году был построен первый в России кирпичный завод, как раз в год появления в столице итальянца. При нем «...и кирпичную печь устроили за Андрониковым монастырем, в Калитникове, в чем ожигать кирпич и как делать, нашего русскаго кирпича уже да продолговатее и тверже, когда его нужно ломать, то водой размачивают. Известь же густо мотыками повелели мешать, как на утро засохнет, то и ножем невозможно расколупить».
Именно из «аристотелева кирпича» уже современного вида были сооружены Успенский собор (на дубовых сваях в фундаменте), Благовещенский собор, церковь Ризположения, Грановитая палата, а затем и стены Кремля в их нынешнем виде.
Вслед за этим кирпич «фрязина Аристотеля» поехал строить кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Переяславле-Рязанском, Новодевичий монастырь и пр.
В имперском «Санкт-Питерсбурхе» дома изначально строились из кирпича, как городе стольном. Первым крупным кирпичным зданием стал Меньшиковский дворец (ныне филиал Государственного Эрмитажа). Как раз из-за сложностей с кирпичным строительством в России и недостатке необходимого количества мастеров Петр Первый издал указ «о запрете каменного строительства» в государстве. Предполагалось, что мастеровые со всей страны ради заработка съедутся в Северную столицу, ликвидируя дефицит в каменщиках.
Кроме того, царь распорядился создать сеть кирпичных заводов у Санкт-Петербурга, обязав их владельцев «дабы всякий на своем заводе сделал кирпичу в год по последней мере миллион, а что больше, то лучше». Каждый въезжающий в Санкт-Петербург был обязан в качестве платы за проезд отдать кирпич, привезенный с собой. Причем «царский» кирпич подлежал семикратному обжигу. Привезенную на стройку партию кирпича просто сваливали с телеги. Если при этом разбивалось более трех штук, то вся партия браковалась, а владельцу завода полагался кнут или, если сильно повезет, знаменитая петровская дубина по хребтине.

Постель, ложок и тычок. До середины XIX века в России не существовало унификации кирпича. Различные предприниматели изготавливали такие изделия, какие были им удобны и практичны в работе. Страна по-прежнему оставалась в большинстве своем «деревянной» или саманной в степной зоне.
Лишь с появлением кольцевой обжиговой печи и огнеупорного кирпича для ее нормального функционирования процесс «кирпичизации России» стал массовым. Заводы были оснащены ленточными прессами, сушилками, глинообрабатывающими машинами, вальцами, глиномялками. Это позволило вывести производство кирпича на качественно новый уровень.
Теперь уже клеймение кирпичей стало настоящим брендом, а не рекламой. В середине столетия появилось первое официальное техническое описание изделия. Российский кирпич начал весить 10 фунтов (4,1 кг), иметь установленные размеры 26-27 х 12-13 х 6-7 см. Эти стандарты просуществовали вплоть до революции.
Госстандарты уже 1927 года лишь чуть подправили «царский кирпич» — 25 х 12 х 6,5 см. Нынешний отечественный ГОСТ устанавливает предельный вес кирпича 4,3 кг. Свое имя получила и каждая из его граней. Самая большая, на которую обычно кладут кирпич, называется «постель», длинная боковая — «ложок», а малая — «тычок». Кирпич, укладываемый длинной стороной вдоль стены, образует кладку в полкирпича, ряд таких кирпичей в составе сложной кладки называется ложковым. Если кирпич укладывается длинной стороной поперек стены, ряд будет называться тычковым. Верстами называются крайние ряды кирпича, которые образуют поверхность кладки. Расположенные со стороны фасада версты называются наружными, а обращенные в помещения — внутренними. Все кирпичи, укладываемые между внутренней и наружной верстами, называются забутовкой.
Стандарты не меняются уже более века, и на данный момент они связаны со средними антропометрическими данными каменщика: именно эти размеры и вес укладываются в мужскую ладонь без угрозы ее перегрузки и через несколько часов активной работы.