Реновация как приглашение к диалогу

Реновация как приглашение к диалогу

Проект сноса хрущевок в Москве инициировал бурную дискуссию о том, каким должно быть качественное массовое жилье

Программа реновации московского жилья, которая займет пять лет и оценивается в 3 трлн рублей, не только обещает стать крупнейшим в мире проектом редевелопмента, но и даст ответы на многие вопросы о том, что такое современное комфортное жилье в России.

На первый взгляд, проект реновации в виде сноса столичных хрущевок и строительства на их месте нового жилья явился на свет совершенно неожиданно, во всяком случае до состоявшейся в конце февраля встречи президента Владимира Путина и мэра Москвы Сергея Собянина это слово практически не выходило за рамки профессионалов архитектуры и градостроительства, но вдруг в одночасье стало самым популярным в столице. Хотя московские хрущевки и даже дома постройки более позднего периода сносили и раньше, теперь этому процессу было решено придать, без преувеличения, эпохальный масштаб.

3 триллиона — за 15 лет
По оценке руководителя столичного департамента градостроительной политики Сергея Левкина, сделанной уже после принятия закона, в программу реновации могут попасть 350,5 тысячи квартир — это около 7% жилищного фонда Москвы. По итогам голосования на портале «Активный гражданин» и в МФЦ за участие в программе реновации высказалось 4079 домов площадью 13,5 млн кв. м. Для переселения их жителей городу необходимо построить 17-18 млн кв. м жилья и еще примерно 15 млн кв. м планируется продать на рынке для окупаемости программы, общая стоимость которой оценивается в 3 трлн рублей за 15 лет. Это, подчеркивают столичные власти, будет самый масштабный проект редевелопмента в мире.
С точки зрения властей, есть как минимум два ключевых аргумента в пользу реновации. Во-первых, это желание обитателей хрущевок жить в более комфортном жилье. «Я знаю настроение и ожидания москвичей. Ожидания связаны с тем, чтобы эти дома снести и на их месте новое жилье построить. Мне представляется, что это и было бы самым правильным решением», — сказал Владимир Путин на исторической встрече с Сергеем Собяниным.
А во-вторых, столичное руководство демонстрирует мышление на перспективу, понимая, что со временем с хрущевками все равно предстоит что-то делать, срок их жизни не вечен. «Эти здания на данный момент находятся в неблагоприятном техническом состоянии, а их капитальный ремонт нецелесообразен. Более того, капитальный ремонт — это временная мера, не повышающая качество жилья. Решение об их сносе сейчас — это стратегически важный ход, который позволит избежать массового появления аварийного жилья в ближайшие 15-20 лет», — заявил в июле Сергей Левкин. С точки зрения профессионалов градостроительства, второй аргумент отнюдь не бесспорен: противники реновации приводят в качестве альтернативного примера проекты массовой реконструкции типового жилья социалистической эпохи, выполненные в Восточной Европе, прежде всего в Германии. Там действительно не стали сносить этот сегмент жилого фонда, сделав основной акцент на повышении его энергоэффективности, а в ряде случаев и этажности.
Что будет вместо хрущевок?
Первое соображение — желание людей получить более комфортное жилье — в свете полученных результатов опросов москвичей выглядит уже, по сути, неоспоримым фактом. Однако здесь-то и возникает главный вопрос: что же будет подразумеваться под этим самым комфортным жильем? Что появится на месте хрущевок? Ведь качественное жилье в многоквартирном доме — это не только «метры квадратные», но еще и прилегающая территория, а с последней точки зрения, многие кварталы, застроенные хрущевками, выглядят куда более человечно, чем сегодняшние «каменные джунгли» высотой 16 и более этажей.
Первоначально главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов говорил, что высотность кварталов, которые появятся в рамках программы реновации столичного жилья, составит от 10 до 14 этажей, хотя затем вице-мэр Москвы по строительству Марат Хуснуллин уточнил, что в ряде районов придется делать выше: «Где-то, может, будет выше 20 этажей, где-то уложимся в 10-12». По оценке Кузнецова, плотность застройки в тех микрорайонах Москвы, где будет проходить реновация, может вырасти максимум в 2,5 раза от имеющегося уровня — с нынешних 10 тысяч кв. м жилья до 25 тысяч. При этом, акцентирует Хуснуллин, в каждом квартале будет совершенно индивидуальный подход. В июне Сергей Собянин встречался с представителями британского бюро Foster+Partners, основанного, пожалуй, самым известным архитектором современности Норманом Фостером, а также ожидается приглашение еще ряда известных международных специалистов.
Из этих высказываний представителей столичной мэрии можно сделать вполне обнадеживающий вывод, что власти будут стараться подходить к реновации без догматизма, чтобы на выходе кварталы, прошедшие через реновацию, не повторили градостроительных ошибок эпохи массового хрущевского строительства — в первую очередь унылое одно­образие конструкции домов и планировок квартир. Титанические масштабы проекта означают, что его предстоит разбить на части и каждый новый этап позволит проводить «работу над ошибками», которые, опять же, неизбежно будут. Вряд ли приходится сомневаться, что сама реализация программы реновации будет вызывать меньше внимания москвичей, чем подготовительный процесс, когда, наверное, только ленивый житель столицы не высказался об этом в соцсетях или по меньшей мере не составил на эту тему свое мнение. При этом нельзя сказать, что противники реновации, которых было не так уж мало, потерпели поражение, ведь сама реновация пока существует только на бумаге, и будущее проекта будет зависеть только от конкретных мер по его осуществлению. Начатая дискуссия наверняка продолжится, и у властей столицы пока есть все инструменты для того, чтобы привлечь на свою сторону тех, кто пока не уверен, что новое жилье будет лучше старого.

Важно понимать, что даже промежуточные результаты будут иметь огромное значение для других регионов, которые всегда, еще со времен Юрия Лужкова, внимательно смотрят на то, что делается в столице. Предвидя этот интерес, члены думской фракции «Справедливая Россия» уже выступили с инициативой распространить практику реновации на всю страну, и хотя пока эта идея выглядит не слишком реалистично, рано или поздно наступит тот день, когда хрущевки действительно подойдут к последней черте. Поэтому в ходе недавней прямой линии президента председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская допустила, что первыми кандидатами на реновацию за пределами Москвы могли бы стать те регионы, которые завершили расселение граждан из аварийного жилья, и эта идея в целом нашла понимание у Владимира Путина. 
Логотип Вестник Строительство