Вольные каменщики

Вольные каменщики

Темпы жилищного строительства в России достигли советского уровня

За последние годы объемы жилищного строительства в России значительно превысили аналогичные показатели в РСФСР в рекордном для нее 1987 году. Во многом это стало итогом деятельности Министерства строительства РФ, структура которого в постсоветский период часто менялась, пока наконец не приобрела нынешние очертания.

Строительство является известным интегратором экономики, рост которого дает мультипликативный эффект сразу для нескольких десятков других отраслей. Поэтому столь важны показатели этого сегмента в совокупном валовом внутреннем продукте страны. По данным Росстата, на долю строительной отрасли приходится 5,32% (4,277 трлн рублей) в ВВП России. Интересно, что в процентном отношении это выше, чем в США (3,7%), но в объемах она уступает американской, по разным оценкам, в 9-12 раз. В Советском Союзе с 1966-го по 1990 год (за 25 лет) было построено 1535,2 млн кв. метров жилья. В следующем десятилетии, последующем за его развалом, темпы отрасли кардинально рухнули, но уже в нулевых вектор переменился. И в общем за последующие 25 лет (1991-2015 годы) введено в эксплуатацию 1221,6 млн кв. метров (80% к предыдущему периоду). Максимум ввода жилья в РСФСР наблюдался в 1987 году — 72,8 млн кв. метров, но в настоящее время Россия уже практически достигла уровня всего Советского Союза.

Последние судороги уходящей власти
Весомую роль в этом сыграли не только рыночные отношения в стране и свободная продажа недвижимости, но и многократно ругаемые бюрократические структуры, много сделавшие для того, чтобы стройиндустрия восстановила свои позиции экономического локомотива в стране.
Именно они за последние четверть века переживали многочисленные встряски и пертурбации, пока не обрели нынешний вид. В год развала СССР российский стройкомплекс находился под руководством сразу двух последовательных структур — Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству (Госстрой РСФСР), а затем Государственного комитета РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству (Госжилкомхоз РСФСР). Борьба последнего правительства Михаила Горбачева за экономию в бюрократической сфере и сокращение штатов вынуждали советские министерства видоизменять статус на «госкомитеты», увольняя предполагаемый излишек сотрудников, что, впрочем, на пользу остро недофинансированному стройкомплексу не шло. Не помогали и заклинания последнего
генсека образца 1986 года о том, что «к 2000 году каждая советская семья будет жить в отдельной квартире или доме». Для десятилетиями стоявших в очередях хоть за каким-нибудь отдельным жильем жителей одной шестой части суши горбачевская утопия стала последней надеждой. Была даже принята специальная Государственная программа СССР «Жилье-2000».
Расчеты Госстроя СССР показали: для того чтобы каждая семья в стране жила отдельно, необходимо иметь среднюю обеспеченность жильем 22-22,5 кв. метра на человека. Фактически же на момент произнесения «заклинания» она составляла 14,6 кв. метра. Для заполнения имеющегося разрыва следовало за 15 лет построить 2,19-2,25 млрд кв. метров жилых площадей. С 1986-го по 1990 год путем титанических усилий, штурмовщины, воровства, называемого «экономией средств», сдачи заведомо неудобоваримого жилья было возведено 650 млн кв. метров. На комсомольских стройках почти за бесплатно трудились молодежные бригады, которым обещали собственное жилье в строящихся домах. Организовывались субботники, молодежные жилищные кооперативы.
Однако средняя обеспеченность жильем выросла всего до 16,5 кв. метра на человека. Затем начался развал СССР, и темпы строительства значительно сократились.

Кирпич кума Тыквы
В сказке Джанни Родари «Приключение Чиполлино» кум Тыква на свои скудные доходы раз в год имел возможность покупать только по одному кирпичу, чтобы строить собственный дом. Он реально смотрел на вещи, понимая, что больших «темпов строительства» в своих условиях ему не достичь. В пореформенные годы россияне столкнулись с аналогичной проблемой. Отпущенные рынком цены так скакнули в поднебесье, что, с одной стороны, потенциальные покупатели не могли их приобрести, с другой, ставшие частниками строители не могли продать даже то, что возводят с рухнувшим потреблением.
Новоиспеченное Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Бориса Фурманова (выходец из нынешней ЛНР) с задачей явно не справлялось. Оно долго работало над программным документом «О порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ» в новых экономических условиях. Документ появился, а министерство исчезло. Его реструктурировали в 1994 году в Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). Возглавил комитет заслуженный строитель СССР, знаменитый глава БАМа (1980-1990 годы), за полвека прошедший путь от рядового «вольного каменщика» до строительного генерала. В качестве начальника ГлавБАМстроя в ранге заместителя министра транспортного строительства СССР Ефим Басин курировал «золотую стыковку» на разъезде Балбухта в сентябре 1984 года, что свидетельствовало о завершении основного участка магистрали. Оно же принесло ему звание Героя Социалистического Труда и орден Ленина. Однако на посту главы Госкомитета строительства России дела шли значительно хуже. Особенно в плане контроля над галопирующими ценами на недвижимость в стране и поддержание хотя бы не такого сокрушительного падения отрасли.
В 1995 году на совещании строителей в Кремле президенту Борису Ельцину в присущей ему традиции даже пришлось пообещать снизить стоимость квадратного метра жилья в стране до размеров двухмесячного минимального прожиточного минимума россиянина. В частности, в Москве один квадратный метр жилья должен был стоить около 300 долларов США. Помнящие тот период подтвердят, что экс-президент ошибся за малым на порядок. По данным Московской центральной биржи недвижимости, если в 1990 году стоимость квадратного метра в столице оценивалась в 97 долларов, то к дефолту 1998 года она уже достигла 1105 долларов. Даже «августовский обвал» лишь незначительно снизил цены в Москве — 720 долларов почти весь 1999 год. Подобные цены сводили к минимуму надежды среднестатистических «старых» россиян на скорое приобретение недвижимости, отчетливо ловивших перед собой призрак кума Тыквы. 
Ефим Басин руководил Госкомитетом, а с 1994-го по 1997 год уже Министерством строительства РФ. Вводились новые стандарты строительства, нормативные документы госэкспертизы жилья и пр. За 10 лет с 1990-го по 2000 год было введено в эксплуатацию всего 380 млн кв. метров жилья, или 38% от объемов, предусмотренных еще горбачевской программой. К 2001 году новое жилье лишь наполовину перекрывало выбывающий жилищный фонд.
Инерция дефолта
Крушение так и не ставшей на ноги первой банковской системы России, перетряска правительства в конце 90-х годов сказались и на бюрократических структурах Минстроя РФ. До конца десятилетия во главе отрасли стояли Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике (1997-1998 годы), Министерство Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (1998 год), Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике (1998-1999 годы), Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России, 1999-2004 годы). Подчиненные не всегда успевали узнавать своих руководителей, те же не всегда успевали вникнуть в суть стоящих перед индустрией проблем. Впрочем, начало нынешнего тысячелетия позитивно сказалось как на экономической ситуации в стране, так и на строительной отрасли. В индустрию пришли серьезные инвесторы, появились амбициозные игроки на рынке, цены стабилизировались, цена квадратного метра вполне кореллировала с доходами россиян, что сделало рынок вполне конкурентоспособным. На этом фоне главный строительный орган страны претерпел очередное изменение. Госстрой превратился в Росстрой — Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Во главе него встал донской уроженец Владимир Аверченко — выходец из недр промышленности, партии и власти (работал в горисполкоме Новочеркасска и администрации Ростовской области). Он был известен тем, что разработал на практике и внедрил систему реформы ЖКХ, сочетающую рыночные механизмы с социальной защитой незащищенных слоев населения, активно участвовал в продвижении своих разработок на общероссийский уровень. Возможно, учитывая его «социальный» опыт, г-ну Аверченко поручили руководство рабочей группой при администрации президента РФ и подготовку одного из ключевых национальных проектов «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», а также разработку программы переселения из ветхого и аварийного жилья, создание центра по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных в запас. Тогда же под руководством главы Росстроя было организовано проектирование и строительство комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга. Город получил достаточно весомую защиту от привычных наводнений. Как раз на эти годы приходится основной вал приватизации жилья россиянами, сумевшими приобрести собственный угол без помощи суровых постановлений. В 2005 году Аверченко сменил иркутянин Сергей Круглик, долгое время работавший в структурах Госстроя и министерских кабинетах. Как раз в это время нефтегазовые доходы российского бюджета достигли максимума, темпы жилищного строительства рвались вперед, а средние цены на один квадратный метр жилья в столице колебались от 4,5 до 6-7 тыс. долларов за кв. метр. Попутно появилось такое понятие, как «элита», в декабре 2007 года стоившая в Москве 10-20 тыс. за «квадрат» и более.

Догнать и перегнать СССР
Очередной экономический кризис застопорил галопирующую отрасль, ставшую, как и на Западе, одной из главных жертв мирового деривативного коллапса. За время стагнации во главе Росстроя побывали банкир Владимир Коган и юрист Владимир Токарев, пока новая реструктуризация от 1 ноября 2013 года не преобразовала его в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Причиной новой реформы аналитики называли необходимость разгрузить от части обязанностей Министерство регионального развития РФ, которое передало Минстрою функции в части контроля за хозяйственной деятельностью. Ему же пришлось адаптировать строительные нормы под новые нормы ВТО с внедрением европейских стандартов в области строительства (еврокодов), а также озаботиться сохранением «жизни» в программе ипотечного кредитования, которая сильно пошатнулась из-за проблем у банковского сектора. 
Министром стал сын известного богослова, глава администрации Ивановской области Михаил Мень. Новое руководство сразу же занялось важной проблемой сокращения сроков строительства объектов, для чего увеличивалась филиальная сеть Главгосэкспертизы. «Еще одна важная инициатива министерства — создание условий для соблюдения подрядчиками контрактов в части цены, — говорил Мень в одном из первых своих интервью в новом ранге. — Для этого мы подготовили проект изменений в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В чем суть? Мы предлагаем предоставить заказчику возможность вносить в контракты по строительству объектов капстроительства на сумму, превышающую 1,5 млрд
рублей, условия о банковском сопровождении контракта либо о заключении с подрядчиком договора об открытии кредитной линии».
Также министерство занялось разработкой Стратегии инновационного развития строительной отрасли и актуализацией Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения до 2020 года. В первые годы работы нового министерства ему пришлось столкнуться со сложностями по внедрению государственной программы энергоэффективности в наиболее сложной сфере ЖКХ. «Новшество проектов заключается в большом объеме комплексного применения современных высокотехнологичных строительных материалов, изделий и конструкций, выпускаемых российскими предприятиями, — считает Мень. — Для применения в рамках проекта отбирались только уже апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя технические решения. Например, композитная неметаллическая арматура, энергоэффективное остекление с функциональными покрытиями, пеностекольная теплоизоляция, наномембранные фильтры вод».

Новые условия, появившиеся как при проведении Олимпиады в Сочи, так и при подготовке объектов чемпионата мира по футболу в 2018 году, поставили перед Минстроем РФ вопрос об импортозамещении. Сами по себе эти проблемы без коренной модернизации отечественной промышленности стройматериалов, машиностроения, котлостроения и пр. вряд ли решатся. Одному ведомству не под силу совладать с подобной национальной задачей. Последние годы в России прошли под неофициальным лозунгом «догнать и перегнать СССР». Темпы жилищного строительства в 2014 и 2015 годах стабильно превышали рекордные показатели всего СССР образца 1987 года (72,8 млн кв. м) и даже превысили показатели жилищной обеспеченности на человека, о которых когда-то мечтал Госстрой. В нынешнем году ожидается ввод в эксплуатацию 88 млн кв. м жилья, в 2019-м уже 94 млн. А к 2020 году прогнозируется рост объемов ипотечного кредитования с 2,2 до 2,8 трлн рублей, что в свою очередь потянет за собой выход на ожидаемый министерством объем строительства в приятную цифру в 100 млн кв. метров в год. 
Логотип Вестник Строительство