Дмитрий Михеев: «Необходимо создать цельную нормативную основу технического регулирования строительства»

Дмитрий Михеев: «Необходимо создать цельную нормативную основу технического регулирования строительства»

В 2015 г. Минстроем России начата системная работа в области техрегулирования, включая разработку и реализацию трехлетней программы по реформированию системы технического нормирования

Выполнение соответствующих работ поручено Минстроем России Федеральному центру нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве (ФАУ «ФЦС»). О том, как решается эта важная государственная задача, что сделано и что еще предстоит сделать в данном направлении, с читателями «Вестника» поделился директор ФАУ «ФЦС» Дмитрий Михеев.

Первостепенная необходимость
— В 2015 году произошло принципиальное для профессионального строительного сообщества России событие: государство приняло решение в полной мере возвратить планирование и определение приоритетов в сфере технического регулирования. Этого не было более 20 лет, в результате чего строители, проектировщики и эксперты были вынуждены жить в системе, где нормы, правила и регламенты представляют собой разрозненный, хаотично пополняющийся и актуализирующийся набор документов. Главной задачей, которую сегодня решают Министерство строительства России и подведомственный ему Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве, является развитие единой системы технического нормирования, в которой не будет противоречий и дублирования, мешающих профессионалам проектировать и строить технологично и безопасно. Необходимость системного подхода к формированию нормативной базы проектирования и строительства обусловлена тем, что все объекты капитального строительства — жилые, общественные и производственные здания, автомобильные и железные дороги, мосты и тоннели, трубопроводы, объекты энергетики, городского хозяйства и другие строительные сооружения — это все взаимосвязанные объекты градостроительной деятельности, формирующие единую среду жизнедеятельности, требования к строительству которых должны устанавливаться согласованно на общей технической и методической основе.

Сердце задачи
— Профессиональное сообщество ждет перехода на системное планирование в сфере разработки нормативно-технических документов, перехода к восстановленному СНиПу 10-01, так называемому СНиПу СНиПов, устанавливающему основные принципы системы, ее общую структуру, требования к входящим в нее документам. В этом году разработана его первая редакция, а в следующем будет организовано публичное обсуждение. И мы рассчитываем, что в первом полугодии документ будет представлен в Минстрой России. Он закладывает базисные понятия в сфере технического нормирования. Для отрасли необходим возврат к системности, когда определен порядок, компетенции, сроки, процедуры подготовки нормативно-технических документов, требования к ним, их оформлению, срокам рассмотрения. Система будет разбита на соответствующие комплексы проектирования и строительства по каждому направлению: энергосбережение, пожаробезопасность, сейсмостойкость, гидротехнические и мелиоративные сооружения, газоснабжение и газораспределение, системы электросвязи и так далее.

Что предстоит?
— План по совершенствованию техрегулирования включает разработку и актуализацию 247 нормативных технических документов в строительстве до конца 2017 года и предусматривает ежегодное внесение изменений и дополнений, согласно порядку разработки и утверждения новых и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил в сфере строительства. Центру нормирования стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве поручена разработка, экспертиза и подготовка к утверждению проектов сводов правил и других нормативных технических документов в сфере строительства. Второе — это мониторинг и анализ действующих нормативных технических документов (НТД) в сфере строительства, что необходимо для разработки предложений по актуализации и обеспечению согласованности соответствующих документов. Цель — выявление пробелов дублирования, противоречий и устаревших технических норм, содержащихся в нормативно-технических документах в строительной сфере. Именно результаты мониторинга станут доказательной базой при планировании разработки новых сводов правил и внесения соответствующих изменений в действующие на 2016, 2017 и последующие годы. Следующее направление — это научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. До конца 2017 года будут пересмотрены действующие своды правил и актуализированы строительные нормы и правила в объеме, необходимом для преодоления существующего отставания и устранения выявленных дублирований и противоречий по результатам проводимого на регулярной основе мониторинга, разработаны новые своды правил в соответствии с потребностями отрасли (в общей сложности 380 нормативных технических документов).

Основные задачи на 2015-2017 гг.

2015

Утверждены 22 свода правил, разработанные по поручениям Правительства Российской Федерации Подготовлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон N° 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

2016

За Минстроем России закреплено около 850 национальных стандартов, утвержденных Росстандартом, основная часть которых — стандарты на строительные материалы, изделия и инженерное оборудование зданий и сооружений

2017

Будут пересмотрены действующие своды правил и разработаны новые своды правил в соответствии с потребностями отрасли (в общей сложности 380 нормативных технических документов)

 Уровень ЕАЭС

— В разных странах обязательные нормативные документы по строительству существуют в различной форме. Например, в Великобритании, Франции, Финляндии это нормативные документы, утверждаемые министерствами, ответственными за градостроительную деятельность; в ФРГ — земельные строительные правила, основанные на типовых правилах федерального уровня; в США и Канаде — строительные коды соответствующих штатов; в Китае — документы, по своему содержанию и форме похожие на строительные нормы и правила советского периода. В Китае даже существует такое правило: «Пожизненная ответственность архитектора за возведенный объект». И вот в целях совершенствования законодательно-правовой и методической базы проводимых работ проводилась подготовка к утверждению проекта техрегламента Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Этот проект разрабатывался как техрегламент Таможенного союза Минрегионом РФ с участием соответствующих органов управления строительством Беларуси и Казахстана. Несмотря на различия в форме и содержании, вызванные национальными традициями, различными природно-климатическими условиями и возможностями экономики, все обязательные нормативные документы разных стран направлены на решение одних и тех же задач — обеспечение надежности и безопасности в строительстве, соблюдение законных интересов и прав пользователей продукции строительства и повышение ее эффективности.

В итоге масштабной работы
— Восполнение образовавшегося за последние 20 лет дефицита в научных разработках и формирование научной основы, необходимой для обновления нормативной базы техрегулирования, с учетом появления новых инновационных технологий и стройматериалов в объеме, необходимом для приведения ее в соответствие современным требованиям и запросам отрасли, — это главная цель нашей работы. Сегодня в Градостроительном кодексе РФ практически отсутствуют положения по организации нормативной деятельности и требования в целом к нормативной базе проектирования и строительства. Восполнение этих пробелов позволило бы в будущем создать цельную законодательную основу техрегулирования строительства, объединяющую требования законодательного характера в этой сфере в одном законодательном акте — Градостроительном кодексе РФ. 

Логотип Вестник Строительство