Символы страны в архитектуре

Символы страны в архитектуре

Россия славится своими памятниками истории и культуры, где каждое творение по-своему уникально

В России есть множество культурных достопримечательностей, многие из которых уже стали отечественными символами. Туристы со всего мира ежегодно приезжают полюбоваться ими. Ведь культуру и историю разных стран можно легко изучить по архитектурным объектам и памятникам, которые оставили свой след в веках. Представляем свою десятку зданий, представляющих архитектурную ценность и являющихся объектами архитектурного туризма в России.

Русский стиль, получивший развитие в конце XIX века, — единственный за сотни лет пример возрождения именно русской архитектуры. Исконно русское зодчество закончилось с приходом Петра I и его политикой принудительного внедрения всего западного. Здания, построенные в России с XVIII века и по сегодняшний день, — уже продукт общеевропейской цивилизации. Поэтому рождение неорусского стиля — удивительное исключение в этой традиции. Этот феномен отражал активный поиск национального самосознания. Своими проектами архитекторы в буквальном смысле пытались ответить на вопросы «Кто мы?» и «Что такое Россия?».

Представленные в нашем топ-10 здания не просто сооружения, а усердные поиски проявления загадочной русской души в архитектуре.


1. Московский Кремль (г. Москва)

Московский Кремль — самая крупная сохранившаяся и действующая до наших дней крепость на территории Европы. Архитектура Московского Кремля позволяет получить полное представление о том, как изначально был устроен центр российской столицы. Архитектурный ансамбль включает в себя храмы, площади, палаты, здания — всего 46 объектов. Является объектом культурного наследия России федерального значения.

Архитектура Московского Кремля сформировалась в конце XV века. Основные башни и стены построены в 1485–1495 годах с использованием красного кирпича и белого камня на известковом растворе. Зубцы кремлевских стен в виде ласточкиного хвоста (мерлоны) имеют тот же вид, что и отличительные зубцы замков итальянских гибеллинов.

Одно из основных зданий архитектурного ансамбля — Успенский собор. Он возведен на месте первого каменного собора в Москве, построенного еще Иваном Калитой в первой половине XIV века. Собор начали возводить в 1475 году. За образец взяли аналогичное культовое сооружение во Владимире XII века. Таким образом подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к Владимиру, который ранее считался одним из главных городов Руси. На протяжении последующих 400 лет это был главный храм на Руси. Именно здесь венчали на царство всех правителей.


2. Большой петергофский дворец (г. Санкт-Петербург, Петергоф)

Летняя резиденция Петра I известна своей огромной территорией и парками с разными заморскими растениями. Величественный Большой петергофский дворец занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк.

Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада. Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали ее архитектор И. Ф. Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. В 1732 году к дворцу пристроили две галереи по проекту М. Земцова, однако скромный петровский дворец уже не отвечал блеску и роскоши русского двора того времени. Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф. Б. Растрелли.

Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу — создать жемчужину елизаветинского барокко, при этом сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение.

В 60–70-х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем — классицистическим.

Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.


3. Морской Никольский собор (г. Санкт-Петербург, Кронштадт)

Возведение собора было посвящено 200-летнему юбилею Российского флота. Морской собор является памятником всем чинам Российского флота, база которого основана в Кронштадте по указу Петра I. Постройка осуществлялась на пожертвования. Проект разработан с таким условием, чтобы высота собора была достаточной для того, чтобы купол стал ориентиром для моряков.

Архитектор Василий Косяков задумал собор как книгу, чтобы через символы и знаки можно было прочесть и историю христианства, и историю русского флота. Например, фризы большого купола украшают 12 лепных якорей и вписанные в них спасательные круги — одновременно и морские атрибуты, и древние христианские символы креста. И в храмовом интерьере тоже преобладает морская тематика — круглые витражные окна дают отсылку к корабельным иллюминаторам, а мраморный мозаичный пол изобилует образами рыб, морских звезд и растений, изображениями кораблей и раковин. Даже завесой алтаря собора служит Андреевский флаг — военно-морской флаг Российской империи, а теперь и России.

Морской собор святителя Николая Чудотворца является последним храмом, возведенным Российской империей. Строительство храма в архитектурном неовизантийском стиле продолжалось 10 лет. Собор имеет несколько приделов, и в настоящее время является действующим. Это главный военно-морской храм России, признанный памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.


4. Владивостокская крепость (г. Владивосток)

Крепость является главным фортификационным сооружением Владивостока и его окрестностей и представляет собой комплекс уникальных оборонительных сооружений, построенных в конце XIX — начале XX столетия.

Владивостокская цитадель считается наиболее укрепленной из всех крепостных сооружений, возводившихся и перестраивавшихся в это время, чему послужил опыт Русско-японской войны. Окончательный вариант проекта крепости сложился в 1910 году.

Бетонные сооружения на фортификационных сооружениях проекта 1910 года отличаются от сухопутных укреплений, возведенных в 1900–1904 годах. Новые постройки были более мощные, а конструкции покрытий намного выше, к тому же сооружения 1910 года практически полностью лишены каких-либо архитектурных излишеств. С началом Первой мировой войны прекратились поставки цемента, что отразилось на строительстве крепости. С приходом советской власти крепость упразднили. Все оставшиеся вооружения демонтировали, управления и штабы расформировали, а фортификационные сооружения были заброшены.

В 1996 году на территории крепости открыт музей, получивший название «Владивостокская крепость».


5. Архитектурный ансамбль Кижи (г. Петрозаводск)

Кижи — самый большой заповедник деревянной архитектуры в России. Он расположен на острове посреди Онежского озера. Сюда были свезены шедевры архитектуры со всего Заонежья, а часть сохранилась с древних времен на самом острове.

Главный архитектурный комплекс — Кижский погост — внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО сразу по трем пунктам: за шедевр искусства, гармонию с окрестными ландшафтами и высшее мастерство заонежских плотников. Но кроме него здесь есть несколько десятков интереснейших памятников со своим экспозициями, уникальная природа и пейзажи.

Основная экспозиция, являющаяся визитной карточкой музея, — ансамбль сохранившихся старинных деревянных церквей во главе с церковью Преображения Господня, построенной в 1714 году. Это 37-метровая деревянная церковь, срубленная в русских традициях без единого гвоздя из сосны и ели. В начале XIX века церковь обшили тесом, а главки обили железом. В середине XIX века под просевший придел был подведен бутовый фундамент. Внутри сохранился резной деревянный иконостас, выполненный во второй половине XVIII века. Сходство со сказочным теремом церкви придают 22 главы серебристого цвета, расположенные на разных ярусах. Их формы и размер меняются в зависимости от положения, верхушку церкви Преображения венчает самая большая глава.

Имя архитектора Кижей доподлинно неизвестно. По самой распространенной версии Преображенскую церковь вырубил плотник Нестор. По другой легенде, эскиз церкви начертил сам Петр I. Но письменных подтверждений этим фактам нет.

Деревянная архитектура требует особенно бережного сохранения, так что Кижский погост периодически ремонтируется и постоянно находится под наблюдением специалистов. Последние реставрационные работы стартовали в 2009 году и завершились в начале 2020-го.


6. Государственный банк (г. Нижний Новгород)

Волго-Вятское главное управление Банка России на Большой Покровской — дворец, щедро украшенный барельефами, имеющий сказочный вид. Большой банковский комплекс открыли в 1913 году к 300-летию дома Романовых. На торжественной церемонии присутствовал сам Николай II. Спроектировал нижегородский госбанк один из самых известных архитекторов рубежа веков Владимир Покровский, знаток древнерусского зодчества. Стиль постройки — неорусский, пользовавшийся большой популярностью в начале ХХ века.

Банковский комплекс включает в себя главный корпус, выходящий на Большую Покровскую, часовую звонницу и флигель для служащих по улице Грузинской. Внутреннее убранство объединяет византийскую пышность, иконописные традиции и даже некую театральность. Потолки и стены представляют собой великолепные полотна. Самая большая картина находится в так называемой царской комнате, на ней изображено восшествие на престол первого из царей Романовых — Михаила Федоровича. За 100 лет роспись ни разу не реставрировалась и при этом отлично сохранилась.


7. Вознесенская церковь (г. Екатеринбург)

Вознесенская церковь в Екатеринбурге — старейший сохранившийся местный православный храм и единственное сооружение в городе, возведенное в стиле барокко, благодаря чему храм и получил широкую известность. Строительство церкви началось в мае 1770 года. Изначально она размещалась практически на месте знаменитого дома Ипатьевых (в котором в 1918 году произошло убийство последней царской семьи) и представляла собой небольшой деревянный храм.

В 1789 году местные жители пожелали построить новую каменную двухэтажную церковь. Здание было заложено в 1792 году в 300 метрах восточнее от прежней церкви, на месте усадьбы, ранее принадлежавшей основателю города Екатеринбурга Василию Татищеву. В память же о первой Вознесенской церкви на этом месте построена каменная часовня — памятник высотой около двух метров.

В 1926 году храм был переоборудован под школу, позже — в историко-революционный музей. В военные годы в его стенах хранились коллекции Эрмитажа, а после — экспозиции и фонды областного краеведческого музея. В феврале 1991 года после долгих лет запустения в храме отслужили первую Божественную литургию.

Современное здание Вознесенской церкви состоит из двух частей — самого храма и колокольни с трапезной. Снаружи храм украшен крупномасштабными килевидными кокошниками, рельефными элементами, лепниной и многоступенчатой парадной лестницей.


8. Дворец-замок «Ласточкино гнездо» (г. Ялта)

«Ласточкино гнездо» является визитной карточкой и эмблемой Крыма. Уникальность исторического архитектурного памятника — в его расположении: он построен на отвесной скале Аврора на высоте 40 м.

Первым зданием на этом месте была деревянная дача генерала русско-турецкой войны (называлась «Замок любви» или «Генералиф»). После этого строение стало принадлежать врачу из Ливадийского дворца Тобину. Позже его вдова продала дом купчихе Рахманиной, которая и дала замку название «Ласточкино гнездо». Сегодняшний внешний вид здание получило благодаря немецкому нефтянику, барону Рудольфу фон Штейнгелю. В 1912 году обычное деревянное здание превратилось в каменный замок с башней и стрельчатыми окнами, с прихожей, гостиной, двумя спальнями и красивым садом.

Архитектором миниатюрного замка стал талантливый зодчий Александр Шервуд. Из-за того, что хозяева постоянно менялись, в здании располагались то склады, то рестораны, то читальный зал. Первоначальные интерьеры замка были утрачены. С 1971 года и по сей день замок является туристическим местом. С 2015 года признан культурным наследием федерального значения.


9. Мечеть «Кул-Шариф» (г. Казань)

Современное здание главной религиозной достопримечательности Казанского Кремля не историческое сооружение. Знаменитая мечеть «Кул-Шариф» в Казани была разрушена в 1552 году. По прошествии многих веков с 1996 по 2005 год проводилось ее восстановление. Приурочили открытие к 1000-летию Казани.

Архитектурный проект разрабатывался группой казанских архитекторов заново, так как не было информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Мечеть имеет 5 этажей, включая цокольный и технический. Фасад здания облицован мрамором, гранитом, ониксом и змеевиком. Благодаря голубому цвету наверший минаретов и купола религиозная достопримечательность известна в народе как Голубая мечеть. Высота каждого из минаретов и, соответственно, мечети — 57 метров. Вместимость здания — 1,5 тыс. человек, а площадь перед ней может вместить еще 10 тыс. молящихся.

В архитектурный облик мечети «Кул-Шариф» органично вплетается такой художественный элемент, как тюльпан. Этот цветок, в форме которого выполнены окна на куполе, в средневековой Волжской Булгарии символизировал возрождение и процветание.

Внутреннее убранство «Кул-Шариф» также является уникальным. И роспись, и панно из керамики выполнены мастерами по технологиям четырехсотлетней давности. Интерьер украшают резной ганч и ручная резьба по дереву и камню, элементы мозаики в римском стиле, а также изготовленные по технологии запекания цветные стекла и уникальные витражи.


10. Иволгинский дацан «Гандан Геже Даши Чойнхорлин» (Республика Бурятия)

В Бурятии расположено несколько десятков дацанов, дуганов (храмов), статуй Будды и других сакральных для буддистов мест. Если Татарстан является столицей ислама в России, то Бурятия — столица буддизма и обладатель главного храмового комплекса — Иволгинского дацана. Это самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира.

Дацан основан в 1945 году сразу после Великой Отечественной войны буквально среди чистого поля по просьбам жителей села. Иволгинский дацан стал первым действующим буддийским храмом после многих лет запрета на проведение религиозных буддийских обрядов. Сейчас он является памятником истории и архитектуры, музеем культового зодчества, представляет собой монастырский комплекс из 10 храмов-дуганов и 3 ступ-субурганов.

Всем религиозным постройкам буддизма характерно многоцветие. Храмы монастыря Верхней Иволги не исключение — они пестрые и яркие. Кроме того, на территории комплекса расположены библиотека, музей, художественная мастерская, Галерея искусств народов Азии, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину.

Одно из наиболее значимых сооружений монастырского комплекса — храм-дворец Хамбо-ламе Даши-Доржо Итигэлова, в котором хранится священное нетленное тело величайшего буддистского просветителя.

Иволгинский дацан является резиденцией главы буддистов России XXIV Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева.

Текст: Лия Гильмутдинова

Фото: ТАСС, Adobe Stock

Это проект Отраслевого журнала «Вестник» «О чём говорят здания»: об архитектурном наследии России. Проект создан при поддержке министерства строительства и ЖКХ РФ. 

Спецпроект: «О чем говорят здания»
Логотип Вестник Строительство