Память поколений

Память поколений

Умерла архитектор Маргарита Семенова. Она была одной из последних фигур, знаменующих великую советскую эпоху.

Мы разговаривали с ней по телефону, как оказалось, незадолго до ее последнего дня. Это интервью стало прощальным. Маргарита Михайловна вспоминала свое счастливое московское детство, рассказывала о эвакуации и тяжелой работе в разрушенном войной Сталинграде, об учебе в Московском архитектурном институте и мирном послевоенном строительстве. И совсем не случайно ее мужем, другом и советчиком стал известный архитектор Михаил Марковский, ведь талант инстинктивно тянется к таланту и красоте. Маргарита Семенова отдала делу своей жизни более 40 лет. Последние годы, будучи на пенсии, она продолжала занималась творчеством и выпустила три книги. До своего 97-летия архитектор и прекрасный человек Маргарита Михайловна Семенова не дожила один год. 

История детства. Маргарита родилась в интеллигентной семье. Мать — профессиональная пианистка, закончила Московскую филармонию, по классу композиции была любимой ученицей самого Сергея Рахманинова — в семейном альбоме Маргариты Михайловны хранится бесценная фотография с дарственной надписью композитора. Отец также был человеком незаурядным, по профессии инженер-электрик, изобретатель. Когда ни у кого еще не было телевизоров, вспоминает Маргарита Михайловна, в папиной квартире после войны в 1946 году уже стоял самодельный аппарат, и она с друзьями частенько забегала на просмотры. «До войны отец в составе группы работал над большим макетом ленинградского порта, который в 1937 году на технической выставке в Париже получил Гран-при. Это огромная типа стола плоскость, имитирующая порт и полностью механизированная, у пристани стояли корабли, по территории порта бегали машинки, каждая — на магнитике. Вся система была основательно промаслена, и когда перед отправкой в Париж макет приехала инспектировать правительственная комиссия, в составе которой были Анастас Микоян и Климент Ворошилов, последний настолько заинтересовался работой, что испачкал руки маслом».

Москва — эвакуация — Сталинград. «Когда отца перевели в Москву, мне исполнилось 5 лет, — рассказывает Маргарита Михайловна. — Сегодня мне уже 90, и я продолжаю жить в этом прекрасном и любимом мною городе. Наша квартира находилась в доме, построенном архитектором Жолтовским. Дом стоял у Охтинского моста, прямо напротив Кремля, во время войны он сильно пострадал от бомбежек, и осенью 1941 года нас с мамой эвакуировали. Погрузили в так называемые телячьи вагоны и отправили в Уфу, а оттуда — в глубинку Башкирии. Три года мы жили в селе, это был большой колхоз, который снабжал хлебом фронт. Мама устроилась в детсад музработником, играла детишкам на аккордеоне. А я трудилась в колхозе: работала на прополке, вязала снопы — настоящий деревенский труд.
В 1943-м объявили мобилизацию комсомольцев на восстановление Сталинграда, тогда я закончила 9-й класс. В огромном эшелоне ехали 650 человек, в основном 16-17-летние девушки из Башкирии, Казахстана и Новосибирска, мне уже исполнилось 19. Нас направили на Сталинградский тракторный завод, который нужно было расчищать от завалов, потом мы работали в кузнечном цеху, где восстанавливали разбитые танки Т-34. Я помню это гигантское оборудование, огромные агрегаты, 5-тысячные молоты — оборудование в основном осталось целым, пострадали сами помещения, поэтому работать приходилось под открытым небом. Девушки были подмастерьями у кузнецов, коренных сталинградцев, которые начали возвращаться в город. Весной и летом жили в бараках, подвалах, зимой нас переселили в общежитие. Потом я перевезла в Сталинград маму из Башкирии. Узнав, что она пианистка, начальник кузнечного цеха Анатолий Яковлев распорядился найти для нее фортепиано, и кузнецы его отремонтировали, а при кузнечном цехе организовали хор и на спевки собирались с большим желанием. В течение года работала в цеху, а затем меня пригласили в конструкторское бюро, которое было создано прибывшими специалистами. В школе я любила чертить, и в бюро мы вычерчивали детали для танков. Впоследствии эти навыки мне очень пригодились».

От гипсовых голов к Кремлевскому дворцу. Как ни странно, но именно разрушительные последствия войны повлияли на выбор профессии Маргариты Семеновой. До войны она училась музыке в школе М. Ипполитова-Иванова и мечтала стать профессиональной пианисткой. Но поверженный Сталинград — руины зданий, горы щебня и груды покореженного металла — заставил девушку переосмыслить свое будущее. «Я вернулась в Москву и поступила в архитектурный институт. На подготовительных курсах было много нового и сложного, я, например, никакого представления не имела о гипсовых головах, которые нужно рисовать», — смеется Маргарита Михайловна. В 1951 году после окончания института она работала в МНИИТЭПе, ЦНИИЭП торговых зданий и туристических комплексов, в ЦНИИЭП учебных зданий. Основные проекты — Кремлевский Дворец съездов (1962 год) — тогда архитектор Семенова 2 года работала в составе коллектива под руководством главного архитектора Москвы Михаила Посохина, детский сад на ул. Тимирязевской (1959 год), пансионат на Клязьминском водохранилище (1966 год). Маргарита Михайловна с большим успехом занималась разработкой детской школьной мебели — в 1972 году ее проект занял 2-е место в конкурсе и получил премию.


Кремлевский Дворец съездов.


Пансионат на Клязьминском водохранилище (1966 год).

Италия под землей. Архитектура того периода отличалась простотой, вспоминает Маргарита Михайловна, суровое время не допускало излишеств и роскоши. Но вчерашние мальчики и девочки, вышедшие из стен института, не хотели мириться с окружающей серостью и скукой. Вот и муж Маргариты Михайловны Михаил Марковский, в будущем знаменитый архитектор, грезил итальянским ренессансом и классической архитектурой. В 1954 году вместе с однокурсниками и друзьями Львом Лилье и Владимиром Литвиновым он спроектировал кафе «Дубки» на ВДНХ. Работая в архмастерской своего учителя Алексея Душкина, Михаил Марковский с той же группой осуществил несколько крупных проектов, в том числе и восемь станций метро, а уже в 1992 году его проект станции «Поклонная гора» получил первое место. «Эта работа в то время стала настоящей отдушиной для ребят, возможностью проявить себя, раскрыть творческий потенциал художника. Они встречались после работы в каких-то квартирах, обсуждали, чертили, подавали заявки на конкурс, выигрывали. У них получалось создавать по-настоящему красивые проекты, пусть даже и под землей, но которые ежедневно видят тысячи людей». Памятная доска архитектору Михаилу Марковскому установлена на станциях метро «Киевская-радиальная», «Университет» и «Китай-город». В 1965 году Марковский возглавил мастерскую в ГипроНИИ АН СССР — это был второй крупный этап в его творчестве.
Среди полусотни реализованных объектов — Институт космических исследований Академии наук СССР, Институт прикладной математики им. М. Келдыша, Библиотека по естественным наукам, научно-исследовательские институты комплексной автоматизации, органической химии.


На встрече в Союзе архитекторов.



Институт космических исследований Академии наук СССР.


Станция метро «Поклонная гора».

Династия. Маргарита Семенова и Михаил Марковский стали основателями большой творческой династии. Дочь Елена Марковская — архитектор и художник, работала над эскизами костюмов для балетов в престижных театрах: «Золушка» в Мариинском, «Пламя Парижа» в Большом и «Светлый ручей» в Рижском театре оперы и балета. Последней работой Елены, к сожалению, ныне покойной, стали витражи, созданные по мотивам графики Ивана Билибина и украсившие стеклянные подвесные купола в большом и малом атриумах отреставрированного «Детского мира». Супруг Елены Илья Уткин — архитектор с мировым именем. Вторая дочь Татьяна Марковская также занимается архитектурой: осуществила ряд проектов на Олимпийском проспекте, гостиничный комплекс «Новый Арбат», строит загородные дома-коттеджи. Все внуки и правнуки Маргариты Семеновой и Михаила Марковского связаны с творческими профессиями — дизайном, архитектурой, музыкой. Выйдя на пенсию, Маргарита Семенова занялась писательством и издала три книги: воспоминания о Михаиле Марковском, о своем дяде Иване Соловьеве, «Истоки моей родословной», которая связана с исследованием краткой истории древнего рода Кикиных, к которому принадлежит Маргарита Михайловна Семенова. 
Логотип Вестник Строительство