Бионика: архитектура будущего

Юные архитекторы стремятся к синтезу природы и современных технологий

08.12.2021

Сегодня в проекте «Строители будущего» международного холдинга «ЕвроМедиа» история о начинающем архитекторе, одна из творческих работ которого два года назад отмечена золотым знаком фестиваля «Зодчество», завоевала 1-е место во всероссийском конкурсе «Архитектурное наследие» и конкурсе архитектурного рисунка «Архиграфика». Этот проект студентки первого курса бакалавриата архитектуры Московского архитектурного института Софьи Кузьминой «Архитектурный гербарий. Формообразование» направлен на решение глобальной задачи — заменить скучную архитектуру на современный дизайн зданий и интерьеров, вдохновленный природой, а заодно решить проблему плохой экологии.

Строители будущего

Во все времена люди вдохновлялись природой: дизайн фабричных труб повторяет конструкции полого стебля камыша или злака, а купола церкви во многом напоминают луковицы. Бионика в архитектуре — не просто внешнее сходство с раковинами моллюсков, птичьей скорлупой, пчелиными сотами. Сегодня это более гармоничные пространства жизнедеятельности человека, основанные на понимании того, что каждое живое существо является совершенной работающей системой. Раскрывая секреты устройства живых организмов, можно получить новые возможности в архитектуре сооружений.

Термин «бионическая архитектура» впервые в 1890-е годы употребил американский архитектор, «отец небоскребов» Луис Генри Салливан. Он создал собственную философию: функция каждой части здания должна быть выражена в ней настолько ясно, чтобы все здание легко читалось через эту часть. Так и в природе — лист с прожилками напоминает форму дерева. А глаз архитектора может увидеть здесь, например, мегаполис с транспортными артериями.

Строители будущего

«Чувство спокойствия, гармонии помогает создавать действительно хорошие работы»

Софья, проект «Архитектурный гербарий. Формообразование» как раз и начался с листа с прожилками, правда? Расскажи, пожалуйста, что собой представляет твой проект.

— Изначально преподаватели детской студии архитектуры и дизайна «ФА-САД», где я занималась с 7 лет, поставили перед нами задачу выбрать любое дерево, изучить форму и структуру всех его элементов (лист, цветок, плод, ствол, корни…) и переосмыслить в архитектурные формы. Это было очень неожиданным и в то же время захватывающим заданием. Затем необходимо было выполнить аналитически-графические композиции на основе прототипов, преобразовать плоскостные работы в объемно-пространственные, на основе анализа прототипов создать арт-объекты, изучить возможности различных материалов и инструментов при создании графических и объемно-пространственных композиций, найти аналоги в архитектуре и дизайне в стиле бионики.

Основной целью было создать серию архитектурно-художественных работ «Архитектурный гербарий». Я выбрала какао-дерево, так как очень люблю какао, шоколад. Это прекрасное растение имеет чудесные декоративные, сложной формы цветы, плоды и листья. Оно меня очень вдохновило уже после первого этапа — эскизирования и зарисовки листа какао-дерева с натуры. Проанализировав структуру и форму листа, я нашла взаимосвязь с рисунком застройки города (генпланом). Прожилки листочка дерева, как основные магистрали, обеспечивающие жизнедеятельность растения, ассоциируются у меня с улицами, шоссе и магистралями городской ткани поселения. Пространство между ними — это рядовая застройка (жилая либо общественная). Мною была выполнена графическая работа в технике аппликации с помощью изоленты. Уменьшая масштаб проектируемого объекта, я создала объемно-пространственную композицию. В данной модели я также стремилась выявить природные закономерности построения формы и структуры прототипа — листа дерева.

После генплана города необходимо было на основе ассоциаций с листом создать здание, потом планировку фрагмента здания. Для первого макета нам раздали гофрокартон — мой любимый материал. И меня понесло на крыльях вдохновения. Макет родился за 2 часа занятия.

Планировку квартиры я мастерила из пенокартона. С ним у меня более сложные отношения. После пары эскизов я сделала макет. Наверное, сложно найти квартиру с подобной планировкой. Но такой она у меня родилась в голове. Все 3 работы мы должны были дизайнерски объединить. Я выбрала аппликацию.

Затем, изучая форму и структуру цветка, были выполнены поиски колористических композиций — аналитическая аппликация. Я создала объемно-пространственную композицию, созвучную с природным аналогом — цветком. Материал скрепляли зубочистками. Следующая задача — создать вертикальную стержневую конструкцию (стебель), сделать ее прочной и устойчивой. Я делала ствол дерева из трубочки, длинной пружины, которую закрепили в гофрокартон. Это было сложное задание. Не получилось с лету сделать. Пришлось после уроков оставаться.

Формообразование плода дерева какао мы показали в макете через ассоциацию с формой кожуры плода (мы ее сделали из салфеток и зубочисток). И тут началась моя работа с гвоздями и проводами для арт-объекта плода. Я вбивала по вечерам гвозди в макет, изрядно подпортив жизнь своим соседям. Этот арт-объект тоже делался просто на крыльях вдохновения, с ощущением какого-то полета. Благо тогда не было никаких забот в виде экзаменов, контрольных. Я поняла, что чувство спокойствия, гармонии помогает создавать действительно хорошие работы. На заключительном занятии мы делали плод из скоб для степлера. Преподаватели не ограничивали нашу архитектурную фантазию. Это могла быть городская среда или еще что-то.

Строители будущего

«Нас не ограничивали в фантазиях»

В чем для тебя была прелесть работы над проектом «Архитектурный гербарий»?

— Вся прелесть работы над проектом состояла в том, что нас не ограничивали в фантазиях, давали материалы, из которых на первый взгляд казалось невозможно что-то смоделировать, как-то его закрепить, чтобы он слушался тебя. Преподаватели вдохновляли нас примерами концепций зданий, самих зданий или мечтами архитекторов. Вот так на основе архитектурно-графических поисков мои работы вылились в серию «Архитектурный гербарий».

Работа над проектом пришлась на твое 15-летие. Нашло ли отражение это увлечение бионикой в праздновании дня рождения?

— Я разработала дизайн афиши праздника на базе все тех же принципов построения формы и структуры листа. В основе моей афиши лежали разноцветные дизайнерские стулья, спинки которых были в виде прожилок листа (я нашла их в интернете). Тогда я уже посмотрела много примеров бионической архитектуры в работах знаменитых архитекторов, художников, дизайнеров мирового уровня и вдохновилась еще больше.

Строители будущего

«Биодизайн понемногу развивается в России»

Какие примеры архитектурной бионики тебе больше всего запали в душу в период поиска и изучения материала?

— Один из ярких и известных всем примеров — это Эйфелева башня в Париже. Она возведена по принципу строения берцовой кости человека. Архитектор хотел создать мощную конструкцию при минимуме доступного материала. Кость внутри устроена как пористая губка, а ее оболочка состоит из крошечных пучков волокон: получается фрактал, в котором целое имеет ту же форму, что и часть. Так и Эйфелева башня в большей степени состоит не из железа, а из пространства между железными нитями. Это и способствует визуальной легкости и прочности конструкции.

А вот дом «Кипарис» в Шанхае еще только строится. Тщательно продуманная конструкция аналогична строению ветвей и всей кроны кипариса. Проект решает проблему перенаселения города, является примером грандиозного строительного проекта современности. Форму кипариса высотой более 1200 метров с шириной основания 133 на 100 метров город-башня приобретет к 2023 году. Его население составит не менее 100 тыс. человек.

Сегодня современное воплощение биотека можно наблюдать в Нидерландах (здание правления NMB Bank), Монреале (здание Всемирного выставочного комплекса), Австралии (здание Сиднейской оперы), Японии (небоскреб SONY и музей плодов в Яманаси).

Как используется бионика в интерьерах?

В интерьере бионика в основном используется в общественных и офисных пространствах. Для домашнего применения она пока подходит с трудом: высокотехнологичные материалы стоят дорого, а мебель органических форм из простой пластмассы просто не впишется в концепт. Самое «бионическое» в интерьере типичной городской квартиры — это лоджия-комната с живыми растениями. Особенно если в лоджии использовано панорамное остекление. Вся идея бионического дизайна основана на мысли о том, что в природе мы можем черпать вдохновение, силы и радость.

Как ты считаешь, насколько бионика может прижиться в России с ее суровым климатом?

Биодизайн понемногу развивается в России. Появляются новые биодизайнеры, производители материалов вкладывают деньги в исследования, в описаниях жилых комплексов появляются слова «органический дизайн» и «биоархитектура». Но по-прежнему для России это дорогостоящий и сложный в воплощении стиль. На стоимость строительства влияет форма здания и используемые материалы: сложные объемы и панорамное остекление значительно повышают стоимость дома, увеличивают расход материалов. Холодный климат тоже усложняет возведение и эксплуатацию здания.

Строители будущего

Строители будущего

«Я рисую не те вещи, которые можно построить. Это архитектура будущего»

Рассматриваешь ли ты для себя профессию биодизайнера в будущем?

— За свою жизнь я много раз слышала от родителей и учителей, что мне надо стать архитектором. И в какой-то момент сама в это поверила. Да, я хочу выучиться этой профессии, но не для того, чтобы потом работать по полученной специальности. Меня привлекает в профессии то, что архитектор может мыслить пространственно, площадями, городами. И с таким глобальным мышлением ему легко работать в другой смежной сфере. Ведь, когда ты можешь построить город так, чтобы в нем было все правильно организовано, тогда ты с легкостью сможешь сделать дизайн-планировку свой квартиры и чужой, ты сможешь грамотно излагать мысли и структурировать их в текст. Конечно, у меня есть мечта стать знаменитым архитектором, но… я рисую не те вещи, которые можно построить. Это скорее архитектура далекого будущего.

Какие еще запоминающиеся проекты ты создала в детской студии «ФА-САД»?

— За 11 лет много было проектов, но это в основном коллективная работа. Трудилась с группой ребят над проектом парка аттракционов «Клевер». Помню, как мы сами придумывали аттракционы, старались их делать необычными. Еще в рамках 90-летия Мосметростроя делали свою интерпретацию дизайна станций московского метрополитена.

Под Новый год мы обычно делали «колбасу»: брали рулон бумаги, раскатывали в лист, и каждый рисовал сначала в одном месте, потом менялся с соседом, дорисовывая его задумку. Так получался огромный рисунок из малых частей, посвященный животному следующего года. Это была необычная коллективная работа, требующая определенных навыков и сноровки. Сейчас, будучи студенткой МархИ, очень скучаю по тем временам. Тем более приближается мой первый Новый год без «колбасы».

Строители будущего
Строители будущего

Комментарий эксперта

Инна Салихова, руководитель проекта, основатель детской студии архитектуры и дизайна «ФА-САД»: «"Архитектурный гербарий" является комплексной архитектурно-художественной работой. Большой объем задач, многовариантность аналитической работы, графических и макетных композиций выразились в многообразии полученных Софьей образов и типологии объектов. Яркие и ассоциативные объекты показали как огромные возможности ее фантазии, так и умение структурировать информацию, погрузиться в суть формообразования на основании природных форм.

В 2019 году проект «Архитектурный гербарий» стал «золотым» на международном фестивале «Зодчество», занял 1-е место во всероссийском конкурсе «Архитектурное наследие», конкурсе архитектурного рисунка «Архиграфика» и завоевал другие награды».

Инфографика

Фото из архива героев.

Это проект Отраслевого журнала «Вестник» «Строители будущего»: о детях, реализующих интересные инициативы в сферах строительства, архитектуры, ЖКХ и экологии. Расскажите о наших героях друзьям, поделитесь текстом в своих социальных сетях.