— Сегодня в строительном сообществе наблюдается устойчивый интерес к сфере массового жилья. Каковы принципиальные отличия проектирования многоквартирных домов на Западе и в России?
— В первую очередь здесь необходимо говорить о строительных технологиях и производстве. Процесс индустриализации строительства велся сначала в Европе, где панельное строительство было широко распространено после войны. Однако со временем госфинансирование строительства стало уменьшаться, к тому же потребители были недовольны качеством строительства. Без поддержки государства и рынка заводы крупнопанельного домостроения не смогли себя обеспечить заказами. Одновременно в промышленности проявился более тонкий подход к стандартизации. В частности, в автомобильной промышленности ни один завод не производит целиком машину: есть много маленьких фирм, которые производят элементы, а завод только собирает. В строительстве произошел переход от крупнопанельного строительства к мелкосборному, начали более гибко применять детали, увеличилась их номенклатура. Новые архитектурные системы открыли огромные перспективы для архитекторов, и это позволило разнообразить жилую архитектуру.
В бывшем СССР индустриализация строительства началась с подачи Хрущева, который ссылался на западный опыт. С 60-х годов появилась идея типового жилья, и с тех пор,
— Почему строители сейчас не отказываются от технологии крупнопанельного домостроения?
— Сами по себе строительные площадки — это по сути маленькие заводы, которые направлены на выполнение одного конкретного проекта и производство одного продукта. Строительная площадка развивается каждый раз на новом месте, поэтому очень сложно обеспечивать максимально эффективную работу. Поэтому в такой ситуации удобнее продолжать панельное домостроение, ведь оно подразумевает небольшое количество деталей и очень простую логистику. И сейчас новый толчок развития такому строительству дает мировой финансовый кризис. Такие дешевые дома строятся до сих пор не потому, что затрачивается меньше материалов или потребляется меньше труда, а потому что их легче реализовать.
Поэтому сейчас мы имеем ситуацию, когда существует социалистический способ строительства и рыночная экономика. И получается так, что человек должен платить «элитную» цену за типовой продукт. Считайте, что потребитель покупает «Жигули» по цене «Мерседеса».
— По вашему мнению, какую жилищную схему можно было бы с вероятным успехом применять в России?
— Типология относится к устройству пространства и указывает на качественный уровень жизни населения. Элитный дом расположен в хорошем месте, в центре города, у него большой метраж квартир. Социальное жилье представляет собой маленькую квартиру, которая расположена в менее престижном районе. Но в Европе по качеству строительства и архитектуры он никак не отличается от неэлитного жилья. Современный российский девелопер мыслит категориями: элитное жилье, социальное,
— Как вы оцениваете повышенное внимание к малоэтажному, в частности коттеджному строительству сегодня?
— В Голландии самый популярный тип — блокированные дома (таунхаусы). Это семейное жилище, как правило, для однородной социальной прослойки потребителей. Доля таунхаусов в Голландии достигает 35%. Очень экономное жилье с точки зрения процесса строительства и удобное для жителей, потому что у каждого есть своя территория. В этих домах плотность не очень большая. Хотя модифицируя их, можно достигнуть сравнительно большей плотности.
Что касается малоэтажного строительства в России, то иметь свой дом — это, конечно, привлекательно. Но для этого нужно перестроить все, всю страну — здесь мешает наследство советского градостроительства, которое было ориентировано на создание крупных городов. Надо, наверное, вырабатывать свою типологию, которая учитывает историческую реальность.
— Как вы относитесь к «проектам повторного применения»? На ваш взгляд, насколько актуален сегодня для России этот способ минимизации стоимости жилья?
— Это интересный вопрос возвращения к советскому опыту
Кроме того, для разнообразия в проект приглашаются разные архитекторы. Задумайтесь: в один из проектов привлекли 24 зарубежных архитектурных бюро, и каждое из них делает проект одного дома. Я считаю, что это безумие! Потрачены огромные деньги, а в итоге за такое расточительство платит человек, который покупает квартиру…
Голландский вариант вряд ли заработает в России. Он слишком тяжел, сложен и затратен, включает очень много согласований, а это уже значительно снижает эффективность. Проекты повторного применения — это золотая середина между индивидуальным и типовым проектированием.
Но здесь, я считаю, что технология крупнопанельного домостроения, существующая в России, устарела.
Нужно строить не заводы по производству типовых домов, а разнообразные здания из типовых деталей, изготовленных на заводе. Это даст не только снижение затрат на строительство и улучшение качества, но еще большее разнообразие. Мы можем делать, действительно, проекты, которые соответствуют потребностям человека,
— Каким образом?
— Исследования современного состояния российских микрорайонов приводят к неутешительным выводам. После появления капитализма в России произошел переход от общественного к частному. Разница в доходах населения и ухудшение криминальной ситуации привели к тому, что люди ставят решетки на окна, отгораживаются от общего пространства. Человек не любит и чувствует себя некомфортно рядом с большим количеством машин, заполняющих общественную территорию. Следующий шаг, который заметен в новых проектах, — поставить забор. Показательный пример — Варшава: уже вокруг 400 жилых комплексов поставлены заборы, и ты идешь по улице и видишь только их. Никто не проектирует «ничейные» пространства между домом и улицей, между границей участка и улицей. Разве это город?
В нашем проекте для роттердамской биеннале мы предложили проектировать новые площади города, используя определенные ограниченные размерами участки. Тогда проектируется весь участок, а не только дом. Этот расширенный проект можно применить в разных местах, осуществляя его через общую систему стандартов.
Это как размер обуви: когда нет стандарта размера обуви, тогда ты идешь к сапожнику, и он делает изделие на заказ. Он подгоняет его точно под твой размер, предлагая
Дело в том, что слово «стандарт» в отношении архитектуры до сих пор ругательство: у людей оно ассоциируется с крупнопанельным домостроением. В нашем проекте все не так: мы фиксируем только один аспект — размер участка, а вариантов проектов повторного применения может быть много. Это может быть интересно архитекторам, которые заранее могут предлагать готовые решения, на основании стандартов выпускать каталоги. Другими словами, нужно на уровне дизайна и проектирования вырабатывать множество прототипов (со строгим ограничением по размеру участка), которые можно применять на разных территориях.
В принципе все проекты могут путешествовать по всему миру — ограничения на их распространение накладывают лишь климатические различия. Когда первый такой участок с жильем будет построен, будет известна смета, за счет каких технологий можно ее оптимизировать, и он будет уже согласован — и второй участок будет уже дешевле. Таким образом, нужно только один раз инвестировать, придумать — и вперед.
Чтобы изменить существующую систему, нужно полностью перестроить строительный процесс. Находить новых поставщиков невыгодно подрядчикам. Это неинтересно и девелоперам, потому что затраты на первый дом нового поколения будут всегда выше, чем на последний дом старого поколения. Должна быть соответствующая политика со стороны государства, понимание вложений в инновации, пилотные проекты домов нового поколения.
— Что еще может помешать применению этих стандартов в России?
— Нужно изменить строительные стандарты, которые ограничивают возможности градостроительства. Для сравнения:
С одной стороны, есть девелоперы, архитекторы, потребители, а с другой — подрядчики и производители строительных материалов, — и потребители имеют свободу выбрать тот продукт, тот материал и те услуги, которые ему нужны.
Конечно, проекты, о которых я говорил, невозможно реализовать без консолидированной жилищной политики муниципалитета и новых градостроительных концепций.
Досье
Барт Голдхорн — архитектор и издатель. Родился в 1963 году в Девентере, Нидерланды.
Первый номер журнала вышел в сентябре 1995 года. До сегодняшнего дня является издателем «Проекта Россия», ставшего ведущим российским профессиональным изданием по архитектуре. В 2000 и 2001 годах совершил лекционный тур Homo Ludens по 16 городам России, посвященный голландской архитектуре и урбанизму. С 2001 года является соиздателем журнала «Проект Классика» — журнала о классических произведениях архитектуры и дизайна, а также издателем журнала «Проект International)) — русскоязычного издания о зарубежной архитектуре, урбанизме и дизайне. В 2008 году Барт Голдхорн был соучредителем Московской архитекурной биеннале, с этого же года является ее куратором. В 2009 года был сокуратором архитектурной биеннале и в Роттердаме. В 2009 году Голдхорн вместе с фондом «Русский авангард» создал премию «Авангард» на звание лучшего молодого архитектора России.