Катерина Грень: «Комфортная среда как книга, прочтение которой приносит удовольствие»

Катерина Грень: «Комфортная среда как книга, прочтение которой приносит удовольствие»

У архитектора Катерины Грень свыше 40 уникальных концепций многофункциональных ЖК, отельной застройки, ТРЦ, социально значимых объектов и немало наград. Среди них: RREF Awards, EUROPEAN PROPERTY AWARDS, PROESTATE AWARDS, «Рекорды рынка недвижимости», «Зодчество».

В послужном списке — ведущие компании, в том числе один из лидеров рынка строительного проектирования России ГК «Олимпроект»: больше трех лет была главным архитектором и руководителем архитектурного отдела. В 2018 году открыла собственное архбюро GREN. «Вестник» пообщался с архитектором, чьи проекты покоряют умелым обращением к чувственному миру человека через нестандартные композиционные приемы при формировании окружающего пространства.

Катерина, вы в профессии больше 12 лет. Что позволяет вам быть на пике продуктивности в постоянно меняющихся условиях потребительского спроса и рыночной конкуренции?
Я никогда не ориентируюсь на конкурентов и не задумываюсь об этом. Все архитекторы разные, к каждому обращаются за своей архитектурой. Воспринимать другое бюро как конкурента в целом неверно — я всегда отношусь с уважением к работе коллег.
Что касается принципов работы, то, независимо от внешних факторов, самое важное — подход к тому, что делаешь: отсутствие разделения объектов по статусу или классу, то есть одинаково внимательное отношение ко всем проектам.

С годами девелоперы стали более открыты к оригинальным архитектурным решениям?
Открытыми они были всегда, вопрос скорее в экономике и бюджете проекта. Однозначно, сейчас возможностей больше. Появилось много площадок, предполагающих более высокий статус проекта. Это позволяет реализовывать девелоперам объекты другого уровня, в том числе с нетривиальной архитектурой, с более дорогими материалами фасадов и пр. Во-вторых, тенденции рынка недвижимости говорят, что, несмотря на все экономические катаклизмы, спрос на жилье растет. Не просто на жилье, а на качественное жилье. Для девелопера внешний облик комплекса, благо­устройство территории, квартирография — одни из ключевых конкурентных преимуществ.

Они больше идут на оригинальные фасадные решения или доминирует тенденция благоустройства территорий?
Зависит от класса жилья. Ряд застройщиков, реализующих более экономичные дома, ориентируются скорее на благоустройство, повышая уровень комфорта будущих жителей больше за счет организации придомового пространства, нежели за счет архитектурной составляющей, ведущей к удорожанию проекта.

А другие классы?
В комфорт-, бизнес-классе и выше девелоперы охотнее идут и на архитектурные изыски, и на более индивидуальное благоустройство внутренней территории. Помимо профессиональных, качественных архитектурных и планировочных решений, они хотят получить так называемый массинг, концепт, МАФы — одним словом, историю. Например, в концепции одного из последних своих проектов мы придали идее благоустройства образовательную функцию. Все бульвары, пешеходные и основные маршруты выполнили с элементами кинематографа. Поставили малые формы деятелей кино с разъяснениями, чем примечательна та или иная личность. С учетом темпа нашей жизни, особенно в Москве, люди предпочитают совмещать желания и стремления в одном моменте. Такая концепция позволяет им это сделать — получать удовольствие от прогулки и развиваться в той или иной области.
Какие еще из воплощенных бюро GREN проектов особо дороги?
Сложно выделять, каждый стараемся сделать «самым-самым», независимо от класса. Можно обратить внимание на проект в рамках программы реновации на Бауманской улице, в своей категории он один из лучших. Был отмечен на высоком уровне как образец для всей программы реновации. Среди комфорткласса — ЖК «Лесопарковый». Интересный и неординарный с точки зрения интеграции застройки в лесопарковую зону «Битцевский лес». Все дворы представляют собой парки с разнообразными ландшафтно-рекреационными зонами. Мы воссоздали дикую природу, делали насыпные холмы и витиеватые тропинки, разбили березовую аллею. Искусственно досадили деревья, чтобы ансамбль лесопарка, окружающий квартал, проникал на его территорию.

Еще один проект — ЖК RiverSky бизнес-класса, реализуемый в живописном месте исторической части Москвы. Перед нами стояла непростая градостроительная задача — сформировать новый облик Симоновской набережной. Проект необходимо было органично вписать в существующую застройку, учитывая обязанность сохранения видовых характеристик на башню Дуло Симоновского монастыря. При этом создать в рамках будущей части большой рекреационной территории центр притяжения не только для жителей комплекса, но и для всего района. Мы сделали уникальное с точки зрения наполнения и внешнего облика пространство. Среди инновационных решений — нестандартные архитектурно-планировочные решения, многие из которых редки для российского рынка недвижимости. Проект состоит из восьми корпусов, каждый со своей типологией. Здесь практически нет повторяющихся планировок...

В одном из интервью вы отметили: уникальность — это организация пространства как на уровне генплана, так и на уровне каждой квартиры. А что вы вкладываете в понятие «комфортная среда»?
Любой уважающий себя архитектор, разрабатывая концепцию проекта, рассматривает его в разрезе множества аспектов и деталей. Начиная от требований заказчика, ограничений, которые накладывает существующая застройка, до выстраивания беседы архитектуры с жителями города. Любое здание можно сравнить с произведением. Оно как набор букв, текст, встроенный в летопись нашей культуры. Его код несет в себе диалог с окружающим городским ландшафтом, а готовая книга приносит удовольствие читателю. Это сочетание и значит «комфортная среда». В обществе существует ошибочное мнение, что архитектурная концепция — лишь внешний облик зданий. На самом деле в это понятие входят функциональное зонирование участка, расположение зданий (если это комплексное освоение территории), логистическая схема, обустройство парковок и благоустройство территории, фасадные и планировочные решения, дизайн мест общего пользования и множество других элементов урбанистики. Еще один важный момент. В любом городе, независимо от его размеров, должен быть одинаковый путь развития с точки зрения организации комфортного пространства для детей разных возрастов и в школах, и в местах внеурочного общения. И если они эстетичны, способны инициировать коммуникабельность, то в будущем это благоприятно влияет на воспитание человеческих качеств в детях. Я в этом уверена.

Господин Тадани, вице-президент международного сообщества городских и региональных планировщиков, как-то задал вопрос экспертам: «Представьте, у вас ноль какой бы то ни было энергии — электрической, тепловой или другой. Какими тогда будут ваши действия при проектировании дома?» Как бы вы ответили?
Сейчас это не какая-то невероятная история. Возобновляемых источников энергии много, актуальность их применения в строительстве доказана.
У меня был подобный опыт. Делала предпроектную проработку по зданию для научно-исследовательского центра в Сколково, которое на 30% должно было быть самообеспечиваемым с точки зрения энергии. При разработке проекта была задействована геотермальная установка для частичного обеспечения отопления здания за счет энергии подземных вод, происходил сбор дождевой воды и ее очистка, использовались солнечные батареи на кровле и пр. Задача была создать полностью самообеспечиваемый модуль с возможностью его дальнейшего объединения в бесконечные геометрические цепи.

Какой проект в контексте мировой жилой недвижимости за последние годы вызвал у вас вдохновение?
Как бы это необычно ни звучало, но я не ищу вдохновения в архитектуре. Меня воодушевляют живопись и скульптура, личности, воплощавшие свои мысли, чувства и эмоции в этих произведениях искусства...
Логотип Вестник Строительство