Диру Тадани: «Умные города» неразумны — будущее за новым урбанизмом»

Диру Тадани: «Умные города» неразумны — будущее за новым урбанизмом»

«Умные города», инновационные решения, цифровые технологии — все это, по мнению вице-президента Международного сообщества городских и региональных планировщиков (ISOCARP) Диру Тадани, не является обязательным атрибутом гармоничного развития наших городов. Совсем наоборот: «умные города» неразумны, считает один из ведущих градостроителей мира

В эксклюзивном интервью «Вестнику» господин Тадани объяснил, в чем вред чрезмерной увлеченностью технологиями, что такое новый урбанизм и от каких глобальных кризисов может спасти грамотное городское планирование.
  
Господин Тадани, вы являетесь одним из инициаторов создания конгресса по новому урбанизму и автором Устава нового урбанизма, которые оказали большое влияние на развитие градостроительства в США. Расскажите об этой работе.
Конгресс появился как ответ на ряд тенденций, наметившихся в США в 50-80-е годы XX века. Конгресс создали шесть специалистов, работавших в разных частях США, на Восточном и Западном побережье. Первую встречу я организовал в 1993 году. На ней по специальным приглашениям присутствовали 200 человек. Все эти люди — экологи, транспортники, строители — были в теме и уже имели опыт работы по созданию комфортной городской среды. Главный «продукт» нашей первой встречи — мы получили комплексную картину происходящего в градостроительной сфере.
А картина была такова. Изначально после Второй мировой войны, в 50-х годах, стали чудовищно разрастаться пригороды как новые очаги строительства жилых районов. Бум жилищного строительства в пригородах спровоцировала директива правительства, согласно которой ветеранам войны разрешалось получить кредит только на строительство дома (на приобретение вторичного жилья кредит не распространялся). Затем, в 60-е годы, придумали гипермаркеты — огромные магазины с огромными парковками вокруг. Далее, в 70-е годы, изменились требования к территориям учебных заведений: обязательным стало наличие в каждом образовательном учреждении зеленых территорий, рекреационных и спортивных зон. В связи с этим появилась тенденция переноса учебных учреждений в пригороды. В 1980 году придумали так называемые офисные парки.
В результате этого четыре важнейших городских компонента — жилье, образование, торговля и работа — оказались выведенными за пределы города. Конгресс по новому урбанизму решил в своем уставе объединить все четыре компонента таким образом, чтобы горожанам для удовлетворения своих ежедневных потребностей (продукты, образование, работа, отдых) не нужно было использовать автомобиль. Но, к сожалению, в то время это было невозможно из-за закона о зонировании. Мы видели свою задачу в том, чтобы убедить власти пересмотреть действующие нормативы и сделать так, чтобы объединение подобных зон стало возможным.

Фото: Джек Гарднер 

У вас получилось? С чего вы начинали данную работу?
Первый этап, с чего Конгресс по новому урбанизму начал свою работу, — он обратился к отдельным девелоперам, убеждая их создавать комфортную сеть узких улиц и многофункциональные зоны на их участках застройки. Первым человеком, построившим поселение по этим принципам нового урбанизма, стал Роберт Дэвис в проекте «Сисайд» в штате Флорида, заложенном в 1980 году. Данный посыл также развил принц Чарльз, который стал, по сути, не девелопером в полном смысле этого слова, а «основателем» города. Именно это и отличает его от большинства игроков отрасли, за которыми образовался некий отрицательный флер. В отличие от традиционного девелопера, «основатель» не ставит во главу угла получение прибыли. Он инвестирует в проект не только финансово, но и «идейно», чтобы городское пространство стало интересным и доступным.
Вторым шагом стало понимание традиционными девелоперами, что данная модель действительно работает и может приносить прибыль. И это сообщество девелоперов стало нанимать последователей нового урбанизма в свой штат.
Следующая веха наступила в 2000 году, когда медицинское сообщество осознало пользу пешей ходьбы. Это и сама польза движения, и минимизация уровня стресса из-за отсутствия автомобильных рисков и стояния в пробках, и социализация — гуляя по улице, вы общаетесь с соседями, а не сидите в железной коробке. Известная организация CDC — центр контроля заболеваемости — восприняла идею нового урбанизма на ура. Они поняли, что чем меньше люди пользуются автомобилями, тем чище будет воздух. У детей будет меньше проблем с ожирением (в США дети с избыточным весом — огромная проблема), вследствие чего снизится уровень заболеваемости диабетом второго типа.
В 2010 году к этой идее подключилось сообщество экологов. А сегодня самая главная задача, которая решается новыми урбанистами, — подъем уровня воды в Мировом океане, из-за которого страдает большое количество жилых районов, расположенных рядом с обширными водоемами.

Фото: Диру Тадани
Фрагмент улицы в городе Паундбери (Дорчестер, Великобритания, автор — Леон Криер).

Вы назвали принца Чарльза основателем города. Расскажите об этом проекте.
Принц Чарльз выступал девелопером города Паундбери в Великобритании. Главным архитектором проекта является Леон Криер. Я считаю этот город самым лучшим примером так называемого нового девелоперского проекта. Несмотря на то, что проекту почти 30 лет, он вне времени. Здесь проживает 6 тысяч человек. В городе создана комфортная среда, выполненная по принципам нового урбанизма — здесь нет четкого зонирования, все находится в пешей доступности. При строительстве использованы преимущественно местные материалы, много внимания уделено традициям, в частности использованы архитектурные элементы разных эпох.
Думаю, большинству архитекторов такой проект не понравится. Они его назовут ностальгическим. Но он очень нравится общественности — простым людям, проживающим в городе. А это самое главное. Существует такой парадокс: зачастую архитекторы работают так, чтобы быть признанными своими коллегами по цеху. Но мы как профессионалы должны слушать конечного заказчика — общественность.
Проекты, подобные Паундбери, существуют. Они успешны, но их мало. При этом наблюдается огромный интерес к таким районам. Во всех исследованиях, которые мы проводили, люди сходятся во мнении, что они хотели бы жить в среде, где основные объекты, необходимые для жизни, находятся в пешей доступности. Спрос на красивое жилье, запрос на комфортную городскую среду всегда очень высокий. А спрос, как известно, стимулирует рост цен, что снижает доступность такого жилья. Я считаю, что это сегодня является одной из важнейших проблем.

Какими должны быть с учетом всего названного города будущего?
Я думаю, города будущего — это прежде всего города с развитым общественным транспортом и наличием важнейших для жизни человека локаций в пешеходной доступности. И не стоит забывать о том, что именно планировщики диктуют образ жизни людей. От нас действительно многое зависит. Это ответственность, к которой мы должны относиться очень серьезно, здесь ни в коем случае недопустим легкомысленный подход. Как врачи дают клятву спасать жизни, так и планировщики должны давать клятву заботиться о лучшем качестве жизни.
Давайте возьмем в качестве примера этот объект (речь идет о здании конгресс-центра «Екатеринбург-Экспо», где проходило интервью. — Прим. ред.). На первый взгляд кажется, что это здание современное. На самом деле это не так. Изначально архитекторы и планировщики приняли неверное решение: чтобы добраться сюда, мы должны воспользоваться личным автомобилем. Посмотрите, какую площадь занимает парковка! А ведь это напрямую влияет на качество воды: во время дождя все автомобильные выбросы (остатки топлива, смазки и т.д.) будут смыты и попадут в почву, а затем и в грунтовые воды. Уровень загрязнения грунтовых вод по всему миру достаточно высокий. Уже сейчас порядка 20% государств 100% воды импортируют извне, из других стран. А в будущем — я убежден в этом — вода станет новой нефтью по стоимости и по важности.
Думаю, при проектировании этого здания нужно было заложить другую транспортную концепцию. Учитывая, что рядом находится аэропорт, было бы целесообразно проложить линию общественного транспорта из «Екатеринбург-Экспо» в аэропорт и обратно. Это была бы хорошая комбинация, способная избавить территорию от огромного количества автомобилей.

Фото: Диру Тадани Общественные ванные комнаты в городе Сисайд (автор — Диру Тадани).

Фото: Диру Тадани
Аэрофотосъемка поселения Сисайд (штат Флорида) — первый проект, построенный по принципам нового урбанизма.

А какие ошибки допускаются чаще всего при проектировании жилых домов?
Девелоперу сегодня невыгодно строить небольшие квартиры, потому что стоимость нежилой части (кухня, ванная) фиксированная, и затраты на нее одинаковые что в студии, что в трехкомнатной квартире. Поэтому девелопер заинтересован в том, чтобы жилая часть была как можно больше. В результате людям предлагается избыточная площадь, которая им совершенно не нужна.
Статистика по всему миру такова, что большинство семей состоит всего из одного человека. Но девелопер зачастую не слышит этих демографических вызовов. Он знает старую модель: мама, папа и двое детей — и работает по такой схеме. А традиционная семья из четырех человек — это сейчас всего 30% населения земли. Кроме того, часто бывают ситуации, когда человек приезжает в город на пять рабочих дней, а потом возвращается в поселок или деревню, где на выходных отдыхает. В связи с этими тенденциями девелоперы должны понимать, что сейчас большой спрос на квартиры-студии. И нужно проектировать наряду с большими квартирами достаточное количество мини-квартир.

В качестве важнейших элементов городов будущего вы назвали развитые линии общественного транспорта и наличие необходимых жителям локаций в пешеходной доступности. Обычно, говоря о развитии городов, в первую очередь делают акцент на том, что города должны становиться «умными»…
Действительно, сейчас все говорят об «умных городах». Но мне такие города представляются «неразумными». Города изначально должны проектироваться таким образом, будто у них совсем нет внешних источников энергии. Представьте, что у вас ноль какой бы то ни было энергии — электрической, тепловой или другой. Какими тогда будут ваши действия при проектировании дома?
Мне очень нравятся в этом плане проекты Майкла Рейнольдса (интервью с господином Рейнольдсом читайте в N° 3-4 журнала «Вестник». — Прим. ред.). Одна только его идея использовать воду троекратно — это что-то из ряда вон выходящее в хорошем смысле. Нужно создавать такие города. Пока же дома Майкла не интегрированы в городскую среду, а это не позволяет продемонстрировать эффективность экозданий в полной мере.
Еще одна модная тенденция — энергоэффективность. Как только мы узнаем, что тот или иной продукт или устройство энергоэффективно, мы начинаем его внедрять настолько активно, что эффективность просто сводится на нет. Например, когда люди покупают гибридные автомобили, они начинают ездить гораздо больше, чем перемещались ранее на бензиновом транспорте. И, соответственно, сам смысл покупки такого авто теряется. Или еще одно очень хорошее изобретение — светодиодные лампы. Но когда их устанавливается так много, как здесь (указывает на пространство над головой. — Прим. ред.),их эффективность нивелируется количеством источников света.

Господин Тадани, вы сказали, что грамотная градостроительная политика предопределяет жизнь населения, решая не столько эстетическую функцию, сколько то, как мы себя чувствуем в определенной окружающей среде. То есть роль архитектуры глобальна для каждого человека без исключения?
Совершенно верно. Но на этом роль грамотной градостроительной политики не заканчивается. Очень важно, что при правильной организации территорий мы можем отчасти справиться с такими масштабными вопросами, как пять глобальных мировых кризисов, наметившихся сегодня. В первую очередь я говорю о бурном росте населения — уже к 2050 году численность населения составит 9 млрд человек. Возникает вопрос, как будут жить эти люди, в какой форме будут существовать? Следующий кризис связан с энергоресурсами. Например, 50% нефти, залегающей на небольшой глубине от поверхности земли, уже использовано. Это значит, необходимо искать новые источники энергии. Третий кризис — изменение климата. Это один из самых серьезных кризисов, возникший в связи с использованием в качестве топлива полезных ископаемых. Четвертый — здоровье населения, связанное в том числе с качеством воздуха и избыточным весом. Пятый кризис — это доступное жилье.
Все эти кризисы могут в определенной степени получить разрешение именно в рамках грамотного городского планирования. Прежде всего мы должны перестать верить в то, что технология сама по себе решит все городские проблемы.
Нужно дать городу почувствовать себя в какой-то степени «простоватым». Это серьезная философия. Имеется в виду, что не нужно делать слишком большой акцент на технологиях. Есть вещи, которые решаются достаточно просто — без особых технологий, новаций, хай-тек. Я думаю, что концепция «умного города» продвигается как раз теми, кто настроен заработать на цифровых или каких-то еще технологиях. Но это не улучшает жизнь людей. Купить и внедрить — это слишком просто… Помните историю про голого короля? Так и здесь. Внедрение «умных технологий» не решит существующие проблемы. Давайте представим ситуацию: человек ждет автобус на остановке. Что ему важнее: увидеть на красивом современном табло информацию о том, что автобус придет через 20 минут, или без всякого табло ему интереснее, чтобы автобус пришел через 10 минут? Чем вкладывать деньги в развитие цифровизации, лучше купите еще несколько автобусов. 

Иллюстрация: Диру Тадани

Досье
Диру Тадани — практикующий архитектор и урбанист, занимался внедрением принципов и методов традиционного градостроительства на всех пяти континентах, проводя лекции, исследования и разрабатывая конкретные проекты. Был главным архитектором городов и пригородных поселков по принципам нового урбанизма, а также проектов городской застройки и студенческих кампусов и восстановления городской среды. Диру Тадани является членом конгресса по новому урбанизму (CNU) с момента его образования в 1993 году, а с 1997-го по 2013 год занимал пост председателя и члена правления рабочей группы. Он получил семь наград CNU за спроектированные под его руководством генеральные планы. В 2016 году Диру Тадани был избран вице-президентом по членству в Международном сообществе городских и региональных планировщиков (ISOCARP). В 2019 году он принял участие в международном форуме высотного и уникального строительства 100+ в Екатеринбурге. 
Логотип Вестник Строительство