Утопия урбанизма

«Вестник» выяснил, какими видят российские города их главы через 10‑15 лет

23.01.2020
Яндекс.Дзен Instagram
Сегодня существует множество предположений о будущем городов, связанных с ростом населения, его концентрацией, жилой застройкой, архитектурными решениями, агломерационными процессами, транспортными находками, общественными пространствами и многим-многим другим. Вдруг города почти не изменятся? Или, наоборот, будут футуристичны, как в известных научно-фантастических фильмах и книгах. Зачем рассуждать абстрактно, если можно спросить экспертов, знающих реальное положение вещей? Главы российских городов поделились своим мнением и рассказали о драйверах развития территорий.
Владимир Панов.jpg
Владимир Панов, мэр города Нижний Новгород (Нижегородская область):
— У каждого города — ​свои риски и свои возможности. Возможности Нижнего Новгорода — ​в развитии креативных секторов, секторов индустрии 4.0, усилении роли IT-сектора в экономике города, вовлечении жителей в развитие территории, редевелопмент и создание качественной городской среды. Это, разумеется, не исчерпывающий список драйверов развития города, но остановлюсь именно на них и на работе, которая ведется по этим направлениям.
В 2019 году в Нижнем Новгороде прошел первый международный фестиваль искусств «Стрелка» и состоялось вручение главной премии в сфере современного искусства «Инновация» (впервые не в Москве). Премия получила нижегородскую прописку на ближайшие пять лет. Это стало возможным благодаря большой работе, проделанной губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным.
У нас состоялся первый в России Global City Hackaton, одним из результатов которого стало создание в Нижнем Новгороде Городской лаборатории инноваций, объединившей представителей власти, бизнеса и IT-сообщества.
Летом в городе впервые прошел международный фестиваль медиаискусства Intervals.
В этом году стартовал проект «Культурный район», задача которого — ​уйти от деления города на центр и периферию и сделать все 8 районов города культурными центрами. В рамках проекта в локомотивном депо завода «Красное Сормово» показали спектакль «И дольше века длится день» творческого объединения «Таратумб», а в Первом нижегородском крематории появился проект «Сад» им. куратора и художника Артема Филатова.
Социальные коммуникации в современном мире выходят на первый план. Город уходит от деления на «мы» и «они», большое значение приобретают горизонтальные связи.
Так, например, в 2019 году впервые в истории участие в подготовке и проведении Дня города приняли 36 городских сообществ, а это около 5 тыс. человек. Участие в празднике, который активные горожане готовили совместно с администрацией, приняли, по нашим подсчетам, более 200 тысяч нижегородцев.
Если говорить о развитии качественной городской среды, то в 2019 году началась разработка принципиально важной для города программы «Устойчивое развитие улиц», которая должна изменить ощущения людей от города, их отношение к нему, превратить Нижний Новгород из города для машин в город для пешеходов. Задача — ​связать благоустроенные общественные пространства между собой, сделать город комфортным для людей всех возрастов, а городскую среду — ​по-настоящему доступной.
Качество городской среды — ​это в первую очередь экология. В 2019 году создана сеть из 35 современных пунктов приема вторсырья, которые расположены во всех районах города. Нижний Новгород — ​единственный город в России, где установка пунктов приема вторсырья стала настолько важной и масштабной частью экологической политики муниципалитета.
Городская среда должна помогать создавать и выстраивать социальные связи между жителями. Именно такие связи — ​самые серьезные достижения и самые большие возможности города будущего.
Сергей Надсадин.jpg
Сергей Надсадин, мэр города Южно-Сахалинска (Сахалинская область):
— Сегодня основной вектор в стране взят на цифровизацию городской среды. Южно-Сахалинск не стал исключением. Время диктует необходимость внутреннего наполнения всех городских систем современными технологиями — ​от ЖКХ, энергетики, безопасности, образования до получения государственных и муниципальных услуг. Нами разработана дорожная карта реализации пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства с 2019-го по 2024 год. Она включает в себя 9 направлений. В перспективе — ​объединение всех систем учета и мониторинга в единый ситуационный центр, что позволит в онлайн-режиме вести контроль систем жизнеобеспечения, в случае нештатных ситуаций сократить время восстановления электро-, водо- и теплоснабжения города.
Мы стали вторым городом на Дальнем Востоке и 76-м — ​в РФ, где будет реализовываться федеральный проект по цифровизации городской среды. Не так давно в Якутии мы подписали трехстороннее соглашение с Минстроем РФ и областным правительством по реализации пилотного проекта «Умный город». Это стало мощным стимулом для работы сразу по ряду направлений с экспертами общероссийского уровня. В банке данных федерального министерства собрано более 300 различных успешных проектов, которые реализуются в стране. Мы сейчас их изучаем и смотрим, что можно применить в нашей действительности. В частности, для нас интересен имеющийся передовой опыт создания городских пространств, чтобы они были не просто современными, безопасными, а стали зонами притяжения людей, куда хотелось бы прийти. И такой хороший опыт в стране уже есть — ​это парк Зарядье в Москве. Хотим что-то подобное реализовать у нас.
Уверен, не ошибусь, если скажу, что для комфорта жителей любого города важно, чтобы все необходимые инфраструктурные объекты находились в шаговой доступности, были современными и соответствовали кругу интересов человека. Мы сегодня, к слову, используем этот подход при планировании новых микрорайонов — ​предусматриваем все в границах одного комплекса со школами, детскими садами, магазинами и прочим. Особое внимание при реализации намеченных планов будет уделено вопросам обновления жилых кварталов в центральной части города. Уже определены три пилотных микрорайона. К реализации этого проекта привлечены несколько групп международных архитекторов из крупнейших компаний: Nikken Sekkei (Япония), MADMA urbanism + landscape (Япония), MLA+ (Нидерланды), Kristof Architects & Urban Designers (Чехия), Centroprojekt-Architecture, Engineering & Structural Systems (Сербия). К июлю 2020 года они разработают свои архитектурно-планировочные предложения по кардинальному обновлению микрорайонов, затем вместе с населением будем обсуждать, каким путем пойти.
Что касается будущего городов, то футуристические черты не исключают возможности компактного проживания. Мы готовы на смелые эксперименты, если они в целом будут соответствовать общему стилю города. Например, в феврале прошлого года мы проводили первую градостроительную конференцию, участие в которой принимали ведущие эксперты, в том числе представители архитектурного бюро Zaha Hadid Architects — ​компании, широко известной в мире своими смелыми решениями. Их взгляд на потенциал нашего города оказался весьма полезен. Если будут бросающие вызов времени идеи и эксперименты, которые поддержат горожане, мы будем готовы воплотить их в жизнь. Ведь, повторюсь, для нас главный критерий в работе — ​комфорт для жителей.
Василий Козупица.jpg
Василий Козупица, глава города Орска (Оренбургская область):
— Одна из особенностей Орска в том, что он расположен в двух частях света. Старый город — ​в Азии, на левом берегу Урала, Новый — ​на правом, в Европе.
Архитектурная среда Орска — ​это уникальное явление в регионе Урала. Историческая застройка, сосредоточенная в Старом городе, в сравнении с другими городами претерпела незначительные утраты советского периода и в своих основных характеристиках оказалась законсервированной. Сегодня в первоначальном виде сохранилась застройка целых кварталов, а также основной типологический круг построек дореволюционного периода: жилые и доходные дома, торговые постройки, общественные здания. В совокупности они рассказывают о хронологических этапах и стилях развития архитектуры старого Орска. На территории современного города располагается объект мирового архитектурного исторического наследия школы Баухаус (высшая школа строительства и художественного конструирования в Германии с 1919-го по 1933 год). В области подобных объектов больше нет, в России есть еще в двух городах, но они практически не сохранены. В Орске же это наследие не просто сохранено в полном объеме, но и до сих пор является действующим комплексом.
В настоящее время эти части города оптимизируют свои застроенные территории путем перехода от промышленной урбанистики, которая предполагала содержание территории за счет крупных предприятий, к универсальной компактной застройке. Учитывая, что наш город получил линейную планировочную структуру из-за переноса промышленных предприятий в военное время в центр города, где ранее была запланирована жилая застройка, идет направление на рассредоточение общественно-деловых зон в спальных районах города и создание благо­устро­ен­ных многофункциональных рекреационных зон, чтобы человеку было комфортно находиться и проживать в данном пространстве.
Основа развития города — ​создание благоприятной, комфортной, безопасной среды для жизнедеятельности человека. Но сегодня идет тенденция к вымиранию малых поселков и городов, областные центры укрупняются, происходят агломерационные процессы. Спальные районы застраиваются по принципу «выше и плотнее». Орск же нацелен на «перезагрузку» общественных территорий, так как это является первостепенным для комфорта жителей. Мы придерживаемся позиции, что среда меняет сознание людей, а не наоборот.
В настоящее время рассматривается реконструкция отдельных отдаленных жилых районов города посредством строительства малоэтажных жилых кварталов с развитыми в шаговой доступности социальными объектами и комфортным городским пространством.
Александр Высокинский.jpg
Александр Высокинский, глава города Екатеринбурга (Свердловская область):
— Развитие города определено Стратегическим планом Екатеринбурга, и в случае его успешной реализации мы должны к 2030 году вывести нашу, одну из крупнейших в стране агломераций, на позиции международного узнаваемого центра деловых коммуникаций и транспортно-логистического центра на границе Европа — ​Азия с диверсифицированной экономикой, самобытным культурным пространством и креативным населением. Основными драйверами движения к поставленным целям являются опыт, знания и желание жителей, их запросы на изменения. Динамику изменений обеспечивает экономическое развитие, привлекательность территории для проживания и прорастания на ней современных инфраструктур, прорывных технологий. В ближайшем будущем наш город прирастет новыми районами и в этой части приблизится к современному состоянию международных центров Азии и Европы, которые, конечно, тоже трансформируются за это время. Свою неповторимость будем сохранять в уважении к историческому наследию, в открытии для жителей водных объектов, в сохранении памяти о промышленном прошлом при реализации проектов редевелопмента.
Отмечу, что многие города нашей страны движутся к росту крупнейших центров в агломерации, однако из-за этого деградируют города-спутники, превращаясь в спальные районы мегаполисов.
Тем не менее города в ближайшем будущем должны стать полицентричными — это позволит, например, избежать транспортных коллапсов в центральной части. А равномерное развитие деловой активности во всех частях муниципалитета даст возможность уменьшить маятниковую трудовую миграцию. Обязательно должен развиваться внеуличный транспорт. Равномерное распределение благоустроенных общественных территорий сделает привлекательными для жизни все районы мегаполиса. Города будущего, безусловно, будут многоэтажными, так как низкая плотность населения в малоэтажной застройке не позволяет обеспечить достаточные налоговые поступления в бюджет города для содержания и развития инфраструктуры поселения. Жители, выбирающие малоэтажную застройку, не готовы нести бремя строительства и содержания объектов внешнего благоустройства, отвечающих их представлениям о комфортной жизни. Именно этот дисбаланс между наполнением бюджета и объемом обязательств приводит города к «банкротству» (дотационности). Ведь развитие объектов внешнего благоустройства софинансируется из средств бюджетов более высокого уровня, в том числе и в рамках нацпроектов, а бремя несения дополнительных расходов на содержание ложится на муниципалитеты без перераспределения налоговых поступлений.
Как бы там ни было, у каждого города свой путь развития, и на разных его этапах могут меняться принципы формирования городской среды. Так, Екатеринбург сейчас реализует проекты ведущих международных архитекторов-футурологов и одновременно принимает программу развития отдаленных территорий. И те, и другие проекты достаточно органично вписываются в его образ.
Максим Харников.jpg
Максим Харников, глава администрации города Мичуринска (Тамбовская область):
— Город Мичуринск Тамбовской области (единственный аграрный наукоград РФ) видит свои перспективы в развитии научных исследований, высокотехнологичных производств, в переработке сельскохозяйственной продукции, здорового питания, логистике. Для комфорта населения любого города будущего первостепенны высокий уровень качества среды, удобная и доступная инфраструктура, максимальное разделение транспортных и пешеходных потоков, близость различных объектов обслуживания и приложения труда.
Малые города не особо развиваются «вверх» и «вниз», в большей степени это малоэтажная застройка с приусадебными участками. В плане личного комфорта и экологии такой вариант развития города более благоприятен. Однако недостаток средств на развитие инженерной инфраструктуры ограничивает рост малых городов. Необходимо совершенствовать налоговое администрирование, часть налоговых сборов должна гарантированно оставаться в городе для инфраструктурных проектов.
Алексей Ладыков.jpg
Алексей Ладыков, глава администрации города Чебоксары (Чувашская Республика):
— Начнем с того, что Чебоксары дважды признаны самым благоустроенным городом России. Наша туристическая привлекательность связана с 550-летней историей и расположением в центре главной водной артерии страны — ​реки Волги. Чебоксары сегодня — ​центр речного круизного туризма, куда в год приплывает 450 теплоходов.
Уверен, города будущего будут бороться за право быть комфортными, удобными, безопасными. За счет чего? Безусловно, за счет строительства качественного доступного жилья с развитой социальной инфраструктурой, успехов в развитии городской среды, внедрения «умных технологий».
В помощь — ​национальные проекты. Чебоксары активны в этом.
Мы участвуем в реализации программ по созданию комфортной городской среды, экологическому благополучию, развитию образования и туризма, безопасным и качественным дорогам.
Так, застраивая сегодня 26 различных по типам жилых домов территорий, мы синхронно с жильем строим детские сады, школы, торговые и спортивные центры, дороги. Оснащаем электронными помощниками по проекту «Безопасный город».
Общественные пространства благоустраиваем по желанию жителей: предварительно проводим опросы на портале электронных референдумов «Открытый город», уточняем финансирование и реализуем. В нашей «копилке благоустройства» за 2 года действия федеральной программы 9 реконструированных парков и скверов, гордость города — ​Московская набережная, признанная лучшей муниципальной практикой в стране.
Считаю также, что неотъемлемой частью любого современного столичного города будущего будет забота об экологии, стремление к простоте передвижения, применение энергоэффективных и цифровых технологий, забота о культурном наследии, сохранение и благоустройство водных объектов и природных ландшафтов.
Кстати, Чебоксары уникальны в стремлении к экологичным маршрутам городского транспорта. Стараемся держать на плаву троллейбусное управление, в 2020 году впервые открыли межмуниципальный троллейбусный маршрут между городами-спутниками — ​Чебоксарами и Новочебоксарском, закупаем троллейбусы с удлиненным автономным ходом, соединяем микрорайоны, куда раньше даже не мечтали доехать на самом доступном пассажирском транспорте. И кто знает, может, в будущем мы станем единственным городом страны, куда будут приезжать на экскурсии ради прогулки на троллейбусе.
Кроме того, ввиду расположения города на двух берегах Волги актуальна организация маломерного водного транспорта по типу водного такси. Это позволит в еще большей степени интегрировать в структуру города живописное пространство реки с его рекреационными возможностями.
Важно строить очистные сооружения. Здесь Чебоксары — пионеры!
Мы первыми прекратили сброс неочищенных сточных вод в Волгу. Планируем до 2024 года построить комплекс очистных сооружений, благодаря чему поверхностные ливневые воды будут собираться, очищаться и только после этого сбрасываться в реку Волгу. В настоящее время очистка ливневых вод в подобных масштабах не выполняется ни одним российским городом.
Мое мнение о футуристичных городах? Да мы уже сегодня такие! Исторически сложившаяся застройка в стиле пригородной обыгрывается новостройками, растут в столичных мегаполисах «футуристичные» центры, коттеджные поселки с «умными» домами. И принципы агломерационного планирования способствуют такому развитию. 
Авторы: Наталья Приходько