Что русскому хорошо, то немцу... тоже хорошо

Что русскому хорошо, то немцу... тоже хорошо

Архитектора Сергея Чобана своим гражданином считают и Россия, и Германия

Комплекс высотных зданий «Федерация» в Москве оспаривает звание самого высокого здания в Европе у Лахта Центра Санкт-Петербурга. Аргумент сторонников этой теории следующий: во-первых, Лахта Центр еще не достроен, а во-вторых, небоскреб «Восток» опережает соперника по количеству этажей. Авторы проекта «Федерации» — Петер Швегер и Сергей Чобан. И если посмотреть на биографию и увлечения последнего, становится понятно, что такой человек просто не мог не придумать оригинальный архитектурный ход.
  
Родился Сергей Энверович в Ленинграде, но в начале 90-х переехал в Германию. С этим связан забавный парадокс: на родине Гете его называют русским архитектором, а у нас — немецким.
Как утверждает ряд не связанных с собой источников, Сергей Чобан больше всего ценит в людях основательность, ясность мышления, въедливость и педантизм в профессии.
«Люблю, когда нет хаоса огромного количества событий, которые наслаиваются друг на друга, и тогда возникает большая вероятность ошибки. Люблю, когда в голове есть ясность и появляющееся вместе с ней спокойствие. Люблю думать о своих проектах — что получается, что не получается. Люблю проработанность до детали. Люблю, когда мои сотрудники и коллеги додумывают, передумывают и помногу раз, до последней мелочи, перепроверяют каждую деталь, для того чтобы возникла абсолютная уверенность в тех решениях, которые мы принимаем», — сказал Сергей Чобан в одном из интервью.
Казалось бы, с таким подходом сложно ожидать любопытных хобби, пусть даже и от такого творческого человека, как архитектор. Но не все так просто.
Сергей Чобан — очень хороший художник, и это не субъективное мнение. Неоднократно он выбирался одним из лучших 50 архитектурных рисовальщиков мира. Кроме того, он коллекционирует архитектурную графику и этой коллекцией, по собственному признанию, хочет «возродить в людях любовь и понимание искусства, сделанного рукой и созданного на бумаге». Цель основанного им в Берлине фонда — обращать внимание и способствовать развитию ручной архитектурной графики и рисунка.

«Вестник» не смог пройти мимо еще одной интересной работы архитектора. Ее тяжело назвать хобби, но и не упомянуть нельзя. В 2017 году на экраны вышел полнометражный фильм «Мифы о Москве». Его режиссером стал Александр Молочников, в ролях снялись Федор Бондарчук и Сергей Безруков, а художником-постановщиком выступил Сергей Чобан.
«С кинематографической и театральной средой я познакомился благодаря продюсеру Алексею Бокову, — рассказывает он. — В 2015 году Алексей пригласил меня в жюри Международного фестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало», который ежегодно проходит в Плесе. Тогда я познакомился со многими очень интересными людьми, например с Павлом Каплевичем, и он представил мне молодого театрального режиссера Александра Молочникова. С ним мы сначала работали над театральным проектом, а затем он предложил мне участвовать и в его первом кинопроекте. Мне это показалось интересным: во-первых, понравился сценарий, сюжет которого навеян мифами Древней Греции и историями выдуманных персонажей московского светского Олимпа. Во-вторых, действие фильма разворачивается в современной Москве — главный герой Грек решает повторить путешествие Одиссея, но случайно обнаруживает себя в российской столице, где знакомится с известными продюсерами, музыкантами, актерами и телеведущими. В силу своей работы я хорошо знаю, что происходит сегодня в Москве, какие пространства и как используются. Так я оказался вовлечен в этот проект».

На вопрос о том, как работа в кинематографе отразится на архитектурных проектах, Сергей Чобан ответил, что кино учит выбирать ракурс пространства таким образом, каким его одномоментно воспринимает человек, потому что оператор со своей камерой должен войти в него и комфортно ощущать себя там вместе с актерами. И еще один важный элемент: архитектор считает, что кинематограф учит учитывать роль масштаба элементов. Некоторые детали, кажущиеся в жизни большими, в кадре оказываются маленькими и пропадают за движением актеров, уходят на второй план, потому что кадр нестатичен. В результате то, что кажется большим, в кадре может оказаться маленьким, а то, что кажется гипербольшим, будет достаточным по размеру.

«Для меня это ощущение масштаба оказалось довольно интересным и совсем не таким, каким я его обычно воспринимаю как архитектор. Какие-то детали необходимо акцентировать даже избыточно, чтобы они вообще прозвучали в кадре», — считает Сергей Чобан. 
Логотип Вестник Строительство