В менее развитых странах большой проблемой остаются густонаселенные трущобы, образующиеся в крупнейших городах. Из-за плохой экономики и слабой инфраструктуры такие города, как например, Мумбай в Индии, не имеют средств для содержания подавляющего числа горожан. В настоящее время в Мумбае проживает порядка 21 млн человек, и более половины из них еле сводят концы с концами в трущобах. Это вызывает огромные проблемы со здравоохранением, экологией и землепользованием.
История городского планирования Токио характеризуется циклом разрушений и последующих восстановлений. Пожары, землетрясения и война подтолкнули власти префектуры к грамотному городскому планированию.
На протяжении истории здесь можно было наблюдать постоянно меняющиеся городские пейзажи. Особенно после великого пожара «Гинза» в 1872 году, сразу после того, как Токио стал столицей Японии. Этот пожар повлек за собой первый проект современного городского планирования района Мэйдзи, восстановленный с целью создания пожаробезопасного города. Он включал в себя кирпичный квартал и несколько парков. В дальнейшем это привело к установлению Токийского градостроительного ордена в 1888 году, затем к созданию закона о планировании 1919 года и к рождению современного городского планирования в Токио. Именно тогда появилась система городского планирования — сверху вниз.
Следующий крупный проект реконструкции последовал за Великим землетрясением Канто 1923 года и привел к развитию обширной железнодорожной системы города.
После разрушений Второй мировой войны была необходима дальнейшая перестройка. Закон о градостроительстве 1968 года делегировал больше полномочий по планированию на местный уровень. В 1980 году в ходе его пересмотра впервые было уделено внимание вопросам качества жизни.
В течение следующих нескольких десятилетий произошел всплеск населения и развитие промышленности, появились скученность и загрязнения. Многие реки Токио были отправлены под землю или отведены, а также установлены каналы и акведуки. При высоких ценах на жилье жители все чаще переезжали в пригород, что приводило к сокращению численности населения в центре префектуры Токио. В 90-х жилье в центре стало более доступным, и некоторые молодые люди вернулись.
Сегодня плотность населения Токио, несмотря на запредельное количество жителей, гораздо меньше, чем в других азиатских странах. Это говорит о хорошо организованном городском планировании.
Кроме того, городская политика направлена на улучшение психического здоровья жителей, потому что Япония — в числе лидеров в мире по количеству самоубийств. Это связано с длинным рабочим днем, невозможностью полноценного отдыха из-за бешеного ритма жизни.
В ходе психологических исследований ученые выяснили, что на психику людей благоприятно влияют зеленые и синие цвета. Поэтому одним из основных принципов городского планирования в Токио сегодня является использование этих цветов при строительстве и отделке помещений, озеленении, проектировании новых парков и скверов. В городе активно воссоздают «зеленые» и «синие» пространства, чтобы жители чувствовали себя комфортно, избавлялись от стресса и наслаждались жизнью.