Современные мегаполисы: муравейники или эталоны городского планирования?

«Люди не могут быть одни, собираются в стаи, вьют города…»
Валерий Меладзе

20.08.2018

Неограниченные возможности трудоустройства, большая заработная плата и высокое индивидуальное благосостояние — все это из года в год приводит людей в города. Фактически к 2008 году более 50% населения мира проживало в городах. Первая волна городской миграции произошла в Европе и Северной Америке. В обозримом будущем такая ситуация ожидается в странах Азии и Африки: по прогнозам специалистов, к 2050 году около 90% населения планеты будут проживать именно там.

Индустриализация и урбанизация
В последние годы в мире появляется все больше мегаполисов — городов с населением в 10 млн человек и более. Нью-Йорк и Токио были первыми известными мегаполисами, которые к 50-м годам перевалили за 10 млн человек. В 2014 году по всей планете насчитывалось уже 28 мегаполисов — от бразильского Сан-Паулу до нигерийского Лагоса, от Лондона до Шанхая.
В зависимости от возраста и местоположения городов существуют различия в инфраструктуре. Многие из новых городских агломераций, расположенных в Латинской Америке, Азии и Африке, имеют совершенно иной внешний вид и перспективы, чем их старые европейские или североамериканские соседи.
В менее развитых странах большой проблемой остаются густонаселенные трущобы, образующиеся в крупнейших городах. Из-за плохой экономики и слабой инфраструктуры такие города, как например, Мумбай в Индии, не имеют средств для содержания подавляющего числа горожан. В настоящее время в Мумбае проживает порядка 21 млн человек, и более половины из них еле сводят концы с концами в трущобах. Это вызывает огромные проблемы со здравоохранением, экологией и землепользованием.

Экопроблемы не за горами?
С точки зрения экологии, мегаполисы трудно считать благоприятными для жизни: большая концентрация людей означает огромное количество выброса загрязняющих веществ и мусора. Города производят до 70% глобальных выбросов CO2, а смог становится общей чертой всех крупных городов. Асфальт, бетон, длинные тротуары препятствуют дренажу воды и повышают температуру воздуха. Без надлежащей инфраструктуры города рискуют погрязнуть в мусоре и человеческих отходах.
Однако при грамотном планировании мегаполисов можно добиться минимизации ущерба и создания комфорта для жителей. Например, многоквартирные жилые дома имеют важное преимущество – энергоэффективность, ведь они требуют меньше ресурсов на одного человека. В городах также хорошо развита сеть общественного транспорта, что позволяет уменьшить потребность в индивидуальном автомобиле. Проблему свежего воздуха решают вертикальным озеленением.
мегаполис.jpg
Многогранная столица Страны  восходящего солнца…
Наш первый материал посвящен самой густонаселенной городской агломерации — японскому Токио.
Токио часто называют городом, но на самом деле это столичная префектура, состоящая из 23 районов, включающих в себя города, деревни и сельские поселения. Эти районы приравнены по статусу к городам, и у каждого есть свой мэр и городской совет. В центре проживает более 13 млн человек, а вся столичная область насчитывает 36 млн жителей (по данным World Population Review, 2017). Центр имеет плотность 15 187 человек на квадратный километр, что намного меньше, чем, например, Манхэттен (27 000) или Париж (21 000).
История городского планирования Токио характеризуется циклом разрушений и последующих восстановлений. Пожары, землетрясения и война подтолкнули власти префектуры к грамотному городскому планированию.
На протяжении истории здесь можно было наблюдать постоянно меняющиеся городские пейзажи. Особенно после великого пожара «Гинза» в 1872 году, сразу после того, как Токио стал столицей Японии. Этот пожар повлек за собой первый проект современного городского планирования района Мэйдзи, восстановленный с целью создания пожаробезопасного города. Он включал в себя кирпичный квартал и несколько парков. В дальнейшем это привело к установлению Токийского градостроительного ордена в 1888 году, затем к созданию закона о планировании 1919 года и к рождению современного городского планирования в Токио. Именно тогда появилась система городского планирования — сверху вниз.
Следующий крупный проект реконструкции последовал за Великим землетрясением Канто 1923 года и привел к развитию обширной железнодорожной системы города.
После разрушений Второй мировой войны была необходима дальнейшая перестройка. Закон о градостроительстве 1968 года делегировал больше полномочий по планированию на местный уровень. В 1980 году в ходе его пересмотра впервые было уделено внимание вопросам качества жизни.
В течение следующих нескольких десятилетий произошел всплеск населения и развитие промышленности, появились скученность и загрязнения. Многие реки Токио были отправлены под землю или отведены, а также установлены каналы и акведуки. При высоких ценах на жилье жители все чаще переезжали в пригород, что приводило к сокращению численности населения в центре префектуры Токио. В 90-х жилье в центре стало более доступным, и некоторые молодые люди вернулись.
Сегодня плотность населения Токио, несмотря на запредельное количество жителей, гораздо меньше, чем в других азиатских странах. Это говорит о хорошо организованном городском планировании.
Кроме того, городская политика направлена на улучшение психического здоровья жителей, потому что Япония — в числе лидеров в мире по количеству самоубийств. Это связано с длинным рабочим днем, невозможностью полноценного отдыха из-за бешеного ритма жизни.
В ходе психологических исследований ученые выяснили, что на психику людей благоприятно влияют зеленые и синие цвета. Поэтому одним из основных принципов городского планирования в Токио сегодня является использование этих цветов при строительстве и отделке помещений, озеленении, проектировании новых парков и скверов. В городе активно воссоздают «зеленые» и «синие» пространства, чтобы жители чувствовали себя комфортно, избавлялись от стресса и наслаждались жизнью.