Город для жизни, или Жизнь в городе

Сценарии территориального развития обсудили эксперты




15.05.2018

Город постепенно разворачивается к человеку, создавая дружелюбную для него среду. Этому способствует реализация целого ряда проектов, таких как «Формирование комфортной городской среды» и комплексное освоение территорий. Однако остается нерешенным ряд моментов, не дающих территориям гармонично развиваться. О том, какие проблемы мешают повышению уровня российских городов, а также о путях их решения шла речь на седьмом межрегиональном урбанистическом форуме «Развитие городов Юга России».

Комплексность. И точка
Важнейшим отличием градостроительной политики России на протяжении последних 15 лет является стремление к комплексному освоению территорий. Однако, как отметила исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди, комплексное жилищное строительство чаще всего ведется на свободных пригородных территориях. Благодаря этому процессу существенно увеличилось количество предложений на рынке нового жилья и повысилась его доступность. Это является главным достижением жилищной политики за весь период интенсивного экономического развития в РФ. Но при этом весь объем инвестиций, направляемых в жилищную сферу (а это порядка 3‑4 трлн рублей ежегодно), в 99% случаев концентрировался на новых территориях.
«По нашим оценкам, к 2015 году дефицит инвестиций в существующий жилищный фонд в стране составил порядка 40% ВВП. В результате мы пришли одновременно с завершением экономического роста и с исчерпанием потенциала свободных пригородных территорий к потребностям изменения повестки на федеральном уровне, что выразилось в постепенном смещении приоритетов от достижения максимальных количественных показателей по вводу жилья к качественным», — ​заметила Татьяна Полиди.
Согласно результатам исследования, в котором приняли участие 73 города с населением более 250 тыс. человек, проведенного в 2013 году «Институтом экономики города», потенциал нового строительства в застроенных территориях — ​почти 300 млн кв. метров жилья, что составляет порядка 20 годовых объемов ввода жилья в этих городах. При этом большинство проектов, которые позиционируются как комплексные, по факту комплексными не являются: под застройку выделяется не весь квартал, а его часть, как правило, требующая минимальной потребности в сносе и наиболее выгодная для инвестора. Негативным результатом такой практики является образование так называемых неликвидных остатков. С точки зрения градостроительной целостности, такой квартал уже разрушен, с точки зрения инвестпривлекательности, он также многое теряет.
межрегиональный урбанистический форум «Развитие городов Юга России».jpg
Жизнь с комфортом
Создать качественную среду для жизни призван стартовавший в прошлом году федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», благодаря которому благоустроены тысячи дворовых территорий и общественных пространств. Союз российских городов провел мониторинг реализации проектов благоустройства в 33 городах страны, по итогам которого составлен ряд предложений по усовершенствованию программы. Гендиректор Союза российских городов Александра Игнатьева ознакомила профессиональное сообщество с этими предложениями.
Так, многие участники мониторинга обратили внимание на сложность принятия консолидированного решения по выбору объектов для включения в муниципальную программу. Для успешной реализации проекта необходимо взаимодействие всех участников процесса. Недостаточное внимание к этому вопросу появилось от чрезмерной дробленности средств и их вложения в мелкие объекты. Или, например, несогласованности действий управляющих и ресурсосберегающих организаций, когда малые архитектурные формы устанавливались прямо на оси подземных коммуникаций. Часто асфальтирование по условиям проекта проводилось только во дворах. При этом междворовые проезды оставались в прежнем состоянии, хотя для завершенности картины их можно было отремонтировать по другим программам. Сходные проблемы существуют и в отношении сетей ливневой канализации, отсутствие которой зачастую сводит на нет работы по благоустройству. В качестве проблем указывались также длительность и высокая стоимость государственной экспертизы (срок экспертизы — ​до 60 дней, размер платы — ​15‑20% от стоимости СМР), что зачастую приводит к срыву сроков ввода объекта в эксплуатацию и значительному удорожанию проекта. «В связи с этим мы предложили внести изменения в федеральное законодательство, чтобы предусмотреть сокращение сроков проведения госэкспертизы до 15 дней, а также ограничение стоимости экспертизы не более 5% от стоимости СМР. Сегодня в Минстрое РФ рассматривают это предложение», — ​заметила Александра Игнатьева.
Кроме того, оставляет желать лучшего профессиональный уровень дизайн-проектов благоустройства. Сегодня большая часть дизайн-проектов оформляется в виде рисунков и схем без полной проработки проекта. В связи с этим возникло предложение: предусмотреть финансирование дизайн-проектов профессиональными специализированными организациями с детальной проработкой территорий благоустройства.
Предложено также расширить минимальный перечень работ по благоустройству мероприятиями по обеспечению доступности дворовой территории для инвалидов, устройству контейнерных площадок, ливневой канализации, а также предусмотреть возможность проведения благоустройства территорий индивидуальной застройки.
Все эти предложения переданы в Минстрой, решение многих проблем в процессе реализации.
Как подчеркнула советник губернатора Ростовской области, заместитель руководителя рабочей группы по реализации проекта благоустройства городов Светлана Мананкина, страна в целом к реализации той идеологии, которая заложена в проекте «Формирование комфортной городской среды», не была готова ни в прошлом году, ни в этом году. «Прежде всего потому, что нет специалистов на всех уровнях реализации этого проекта. А уровней очень много, например ключевой принцип проекта — ​общественное участие. Люди действительно должны участвовать. Но ни власть не умеет говорить с людьми, ни люди не умеют говорить с властью. Позиция недоверия не позволяет выстраивать конструктивный диалог. В итоге власть упрощает этот диалог, если не имитирует его, например дает три варианта забора, полагая что этим общественное участие и ограничивается. А диалог должен быть про сценарии времяпрепровождения, активности, которые хотели бы люди на этих территориях иметь», — ​подчеркнула Светлана Мананкина.

Вширь или вглубь?
Крупные города являются своего рода магнитом для более мелких территорий, находящихся поблизости. Институт экономики города совместно с ДОМ.РФ провели исследование состояния перспектив развития градостроительной сферы агломераций в 18 территориях с населением более 1 млн человек. В число исследуемых территорий вошла и Ростовская агломерация. Оценка потенциала недоуплотненных территорий показала, что таких в застройке агломерации — ​порядка 50% существующего жилищного фонда. Планомерную политику по реконструкции этих территорий в следующие 50 или 100 лет можно провести только за счет уплотнения застройки для повышения обеспеченности жильем до 35 кв. метров на человека. «Расползаться нет необходимости — ​можно использовать существующие территории», — ​так считает Татьяна Полиди.
С этим мнением не согласился генеральный директор АО «Южный региональный научно-исследовательский и проектный институт градостроительства» Дмитрий Павленко. «Мы хотим жить в современных кварталах, но при этом они должны быть похожи на советские недоуплотненные кварталы. Очень плотная городская среда интересна тем людям, которые хотят жить в сити, не хотят гулять с детьми, ездить на велосипедах. В нашей области идеология большого Ростова и транспортного каркаса построена хорошо — ​нужно растягивать центр притяжения, нужно одновременно развивать территорию всей области, уходить от идеологии спальных районов с точкой притяжения в центре. Лучше вкладывать вширь, а не вглубь. А проблемы переуплотненности больше связаны с такими крупными городами, как Москва и Санкт-Петербург», — ​подчеркнул эксперт.