Пьер Моро: «Задача архитектора — почувствовать дух места и создать проект, который гармонично впишется в городское пространство»

Современный мегаполис — это сложная математическая система планирования, исторического опыта градостроительства, культуры потребления, управления и безопасности граждан. О том, как должен выглядеть современный город, рассказал в эксклюзивном интервью журналу «Вестник» архитектор, директор компании Art Studio House Пьер Моро.

23.01.2018

Как должен выглядеть генеральный план современного города? Какие правила должны соблюдаться в первую очередь?
Для любого архитектора или градостроителя планирование города — настоящее приключение. Нужно обладать даром провидца, чтобы уметь предсказывать последующее развитие города в экономическом, культурном, социальном аспектах, даже в политическом. Хороший пример такого предвидения в истории градостроительства — так называемые легкие города в Нью-Йорке, роль которых выполняет знаменитый Центральный парк на Манхэттене. Или как построена система подземного общественного транспорта в Париже или Лондоне. Главное, чтобы планировка города была удобной. Дорожная сеть города должна иметь не радиальную структуру, а перпендикулярную, как в г. Ла-Плата в Аргентине, что позволяет уменьшить количество пробок, создать больше мест для парковки. Кстати, на законодательном уровне решение вопроса нехватки парковочного пространства в городе уже есть: каждый новый инфраструктурный объект должен быть обеспечен парковками еще на этапе проектирования.
Сложно представить город будущего без доступной глобальной сети Wi-Fi, покрывающей весь периметр города. И уж совсем из области научной фантастики: например, при широком развитии строительства высотных зданий миру пора подумать о разработке системы воздушного частного и общественного транспорта. Самолеты или что-то в этом роде.
Пьер Моро.jpg
Что должно стать визитной карточкой современного города?
Визитная карточка любого современного города — зеленые зоны, общественные пространства, где можно прогуляться, отдохнуть, насладиться городом. Скверы, бульвары, красивые парковые зоны с фонтанами и скульптурами. Любой такой проект — показатель того, что администрация города заботится о своих жителях.
Если брать во внимание расположение зданий, то здесь примером может служить Древний Рим. На пересечении двух главных улиц находился знаменитый Римский форум — самый центр полиса. Тут располагались все важнейшие здания. Почему бы и в современном городе не применить эту систему? Здесь должны быть сосредоточены театры, концертные залы — все, что позволяет городу ночью продолжать активную жизнь. Ведь сегодня обычно город ночью «умирает», а он должен жить, как и днем.

Какой стиль архитектуры наиболее подходит современному городу?
В Италии не принято говорить о стиле архитектуры. Чтобы новый объект красиво вписался в общую картину, мы называем это genius loci — «гений или дух места». Понятие стилизовать для нас означает скопировать нечто, что уже существует где-то. Хороший пример — в Лас-Вегасе, где египетские пирамиды соседствуют с Эйфелевой башней.
Задача архитектора — почувствовать дух места и создать такой проект, который гармонично впишется в заданное городское пространство так, что невозможно было бы представить это место без него. Как храм Святого Семейства в Барселоне, спроектированный Антонио Гауди в 1883 году. Его стиль до сих пор не определили, и слава богу!

А какая должна быть тогда оптимальная этажность зданий?
Все зависит от самого города и от необходимости строительства небоскребов вообще. Если Нью-Йорк — то не менее 50 этажей. Милан — от 30. Совсем недавно я был в Екатеринбурге, принимал участие в форуме 100+. Когда я задал участникам вопрос о необходимости строительства высотных зданий в пределах города, то однозначного ответа не последовало.
Высотное здание — показатель могущества, как это было принято у феодалов, которые строили высокие башни в средневековых замках, не имеющие практического назначения, но демонстрирующие высокое положение хозяина.
Однако будучи еще и специалистом по пожарной безопасности, я считаю, что оптимальная высота здания должна быть примерно 16 этажей (16 х 3 = 48 метров), с учетом того, что пожарная лестница имеет высоту 50 метров.

Сегодня в России активно реализуются программы городского благоустройства городского пространства. На ваш взгляд, чего сегодня не хватает городским улицам?
Качества! Когда оно есть, появляется уважение к месту. Проектов в стране много, но не все могут порадовать качеством исполнения. Особенно в придомовых территориях, где имеется очень много вопросов, для чего и почему так это сделано. Более того, особенно в небольших российских городах необходимо провести реконструкцию дорожного полотна. Это значительно улучшит состояние города, даст толчок развитию городского пространства в будущем.

А парки и скверы? На что в первую очередь нужно обращать внимание при их реконструкции или строительстве?
Одним из важнейших вопросов является несоблюдение норм по обеспечению безопасности детей на игровых площадках. В Европе есть строгие правила на этот счет, которые неукоснительно соблюдаются. Два нормативных документа — EN 1176 и EN 1177 — являются основным источником, регламентирующим вопрос безопасности и материалов, возможных к использованию на детских игровых площадках. В 2002 году я был организатором международной конференции на эту тему. Больше всего меня поразило заявление представителей финской фирмы LAPPSET, которое звучало так: «На наших площадках никто не умер!» После этого я всерьез задумался о том, что нормы безопасности необходимо разрабатывать в том числе и для общественных городских зон.

Насколько генплан города Ростова-на-Дону отличается от европейских и чем? Есть желание что-либо добавить или, наоборот, убрать?
Градостроительный план Ростова не соответствует потребностям жителей города. Слишком интенсивное движение транспорта, большая нехватка парковочных мест. Недостаточно и зеленых зон в городе, а то, что есть, не совсем качественно выполнено. Огромные проблемы с ливневой канализацией. Идет дождь, стока воды нет, обувь промокает насквозь, куда это годится? Это не просто «неудобно», это вопрос здоровья и безопасности жизни горожан. Я бы предложил решить данный вопрос, разработать план обслуживания дорог в части водоотведения во избежание возможных катастроф.

Вы бывали в Сочи? Как вы оцените новый облик города?
Я был в Сочи и до, и после Олимпиады. В город вложено много инвестиций для того, чтобы создать конкурентоспособную альтернативу заграничному отдыху в пределах своей страны. Сочи — это город с московским сервисом. Много гостиниц, ресторанов, большой выбор разнообразных развлечений... Однако само море — не самое лучшее. Здесь нужно продумать вопрос обустройства пляжей, уборки, сервиса.
Но все же у России есть огромный потенциал и возможности для развития, есть много интересных проектов и идей, их только нужно уже сегодня начинать воплощать в жизнь. 

Досье
Пьер Моро — архитектор, директор российско-итальянской компании Art Studio House. Специалист в области строительства, архитектуры и дизайна интерьеров. Имеет солидный опыт работы в России и за рубежом. Учился в Миланском политехническом университете, а также в Хельсинском политехническом университете. Автор множества архитектурных проектов для крупных международных компаний, частных резиденций, администрации Милана.
Авторы: Валерия Якимова