Кирстен Ричи: «Зеленые здания должны стать стандартом в строительстве»

Гармонизация отношений человека с природой предполагает не только рациональное отношение к естественным ресурсам, но и стремление максимально органично вписать здания и сооружения различного назначения в окружающую среду

13.02.2018

 Как нельзя лучше подходят для этого так называемые зеленые стандарты строительства. О проектировании экоустойчивых зданий в эксклюзивном интервью журналу «Вестник» рассказала директор по устойчивому дизайну американской компании Gensler Кирстен Ричи.

В России сегодня стали задумываться о том, что нужно делать акцент на строительстве экоустойчивых зданий. Насколько зеленое направление развито за рубежом?
Число построенных экозданий в США сегодня приближается к миллиону. Вообще зеленые здания должны стать стандартом в строительстве. Их популярность объясняется в том числе уровнем комфорта. Вы заходите в такое здание, и даже воздух ощущается иным образом: он идет не из каких-то кондиционеров или искусственных источников, а естественным образом со всех сторон.

Насколько дорого возведение таких зданий и каковы сроки их окупаемости?
Стоимость строительства экозданий может как сохраняться на уровне возведения классического сооружения, так и незначительно — всего на 5-7% — повыситься. Все зависит от того, насколько опытная команда занимается проектированием и строительством, а также от степени инновационности здания. Чем больше вы хотите уйти в инновации, тем выше будет цена.
Возврат капиталовложений варьируется в среднем от 3 до 7 лет, но если команда создала грамотный проект, то возврат инвестиций может произойти гораздо быстрее. Например, в аэропорту Сан-Франциско все было сделано настолько грамотно с точки зрения продаж, что деньги, потраченные на строительство, вернулись менее чем за год.

Есть ли для вас эталон аэропорта с точки зрения экологичности и комфорта?
Нет аэропортов, которые можно считать золотым стандартом. По всему миру, в том числе в Америке, есть прекрасные сооружения, куда хочется возвращаться. И это на самом деле главное. Аэропорт должен выглядеть и функционировать так, чтобы в него хотелось приезжать снова и снова. Некоторые люди говорят о втором терминале аэропорта Сан-Франциско: «Я буду приезжать туда за 6 часов до вылета, потому что там приятно проводить время». Проект второго терминала был создан 10 лет назад группой архитекторов, в которую входила и я. В то время мы не так много знали о том, как лучше позаботиться об окружающей среде, мы не имели той информации, которая у нас есть сейчас. Тогда мы думали исключительно о том, чтобы повысить безопасность пассажиров (если помните, это было уже после событий 11 сентября 2001 года). Стояла также задача повысить доходность аэропорта. С этой целью впервые в планирование были вовлечены не только специалисты в сфере авиалиний, но и представители сферы гостеприимства и розничной торговли.
Проект второго терминала оказался очень успешным. При этом нам удалось настроить процессы так, чтобы доходность была постоянной. И когда начался проект по первому терминалу, мы не только хотели сохранить эти показатели, но и поставили планку еще выше — использовать меньше расходного материала, чтобы впоследствии экономить потребление воды, электроэнергии и остальных ресурсов. Ведь аэропорт — настоящий обжора: объем потребляемой крупным аэропортом энергии сопоставим с объемом потребления 100-тысячного города.
Еще один момент, который являлся для нас первоочередным, — повысить уровень впечатлений, которые получают посетители аэропорта. Потому что аэропорт — ворота в город, играющие важную роль в создании комфортных условий жизни.

аэропорт.jpg

Скажите, пожалуйста, что такого можно было сделать в здании аэропорта, чтобы люди приезжали туда за 6 часов?
Все дело в комбинации всех факторов и тех удобств, которые предоставляет аэропорт. Здесь вы можете хорошо и недорого поесть, можете развлечься и поработать. И хотелось бы подчеркнуть, что в аэропорту находятся уникальные магазины и кафе, которых больше нигде нет. Это все продукты, которые каким-то образом отражают культуру Сан-Франциско, культуру этого района. И чтобы ее почувствовать, люди иначе планируют свое время.

Возвращаясь к теме зеленого строительства, насколько перспективным вы считаете использование дерева?
Конечно, древесина — это один из ресурсов, которые относятся к категории зеленых. Но все зависит от того, как мы подходим к использованию этого ресурса. То есть если мы просто вырубим лес, это не будет зеленым ресурсом. Но если мы подойдем к этому вопросу правильно, насаждая взамен использованных новые деревья, то это, безусловно, будет зеленым ресурсом. Существует множество технологий снижения потребляемости древесины. Один из способов заключается в использовании клея. Однако здесь есть риск влияния на здоровье людей. Сейчас разрабатываются новые методы более рационального использования древесины с минимизацией рисков от применения дополнительных химикатов. И если раньше мы могли построить из древесины здание от 4 до 6 этажей, то сегодня уже можно возвести безопасное здание в 10 этажей.

Учитывая растущую популярность зеленого строительства, что бы вы могли посоветовать российским коллегам, планирующим работать в этой сфере?
Если к архитектору приходит заказчик, который хочет, чтобы здание было построено в соответствии с зелеными принципами, нужно начать с понимания функционала здания. Для какого-то инвестора важнее наличие естественного света, для кого-то — ландшафтное озеленение, кому-то нужно и то, и другое. И уже в зависимости от этого использовать материалы и технологии, соответствующие стандартам экозданий.
Есть еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Все мы знаем, что людям нравится занимать первые места. В связи с этим можно попробовать составить рейтинг зеленых объектов, на который каждый будет смотреть и думать: а ведь мы можем сделать что-то подобное. Таким образом мы добьемся совершенно иных масштабов этой работы. 

Справка
Кирстен Ричи — архитектор с 30-летним опытом работы в области экологического строительства и городской инфраструктуры. Г-жа Ричи сыграла ключевую роль в развитии стандартов оценки зданий и строительных сооружений, а также программ сертификации, включая USGBC’s Leadership in Energy and Environmental Design (LEED), Collaborative for High Performance Schools (CHPS), SCS Indoor Advantage, Floorscore, and BIFMA, которые привели к принципиальным изменениям в индустрии
строительства и интерьеров. Она также активно участвует в разработке и внедрении программ на организационном уровне, специализируясь на улучшении пользовательского опыта и устойчивой производительности на уровне кампусов и международных девелоперских проектов. В число клиентов Ричи входят такие компании, как Bay Area Rapid Transit (BART), Fairmont Resorts, Google, Lockheed, Oracle, Salesforce, Аэропорт Сан-Франциско и Калифорнийский университет в Сан-Франциско.