Ставка на миллион

Приоритеты развития мегаполисов страны

10.04.2017

В России статус мегаполисов сегодня присвоен 15 городам. Редакция «Вестника» обратилась к мэрам миллионников с просьбой рассказать о градостроительном развитии, а также поделиться опытом решения транспортных, экологических и иных проблем, с которыми приходится сталкиваться в сфере территориального планирования.

мегаполис.jpg

Возглавляют список мегаполисов Москва, где официально проживает более 12 миллионов человек, и Санкт-Петербург с 5-миллионным населением Эти города — «мультимиллионеры» Самыми маленькими в их окружении считаются Пермь, Воронеж и Волгоград, в каждом из которых зарегистрировано по 1 миллиону жителей. В список мегаполисов включены также Новосибирск Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа и Красноярск. Несмотря на то, что и по количеству жителей, и по площади эти города такие разные проблемы в них идентичны.

— Статус мегаполиса дает не только определенные преимущества, но и предполагает большую ответственность. За развитием крупнейших российских городов пристально наблюдают миллионы заинтересованных глаз. Расскажите о приоритетах градостроительного развития территории. Как бы вы оценили развитие города в последние несколько лет? Каким вы видите город в будущем?

Эдхам Акбулатов.jpg

Эдхам Акбулатов, мэр г. Красноярска: 
— Большим шагом в развитии города я считаю принятие в 2015 году генерального плана развития Красноярска который по праву можно назвать народным. Еще на стадии его обсуждения мы советовались с горожанами, от которых поступило более 500 предложений. Во-первых, мы сделали акцент на формирование экологического баланса в мегаполисе, вынося за пределы города предприятия, загрязняющие окружающую среду. Во-вторых, установили приоритеты системы общественного транспорта. В-третьих, создали связную систему общественных пространств, набережных и пешеходных зон.
Особое внимание мы уделяем развитию общественных пространств. С 2012 года в Красноярске поэтапно создается целая система зеленых уголков и территорий для отдыха, прогулок с детьми, проведения мероприятий За последние 5 лет в краевом центре реконструировано и создано более 120 скверов, парков и бульваров. Один из примеров — остров Татышев. Площадь острова — 637 га. Благодаря грамотному развитию инфраструктуры острова он стал любимым местом для спортсменов и любителей активного отдыха. Еженедельно его посещают порядка 200 тыс. человек.
Наша работа оценена на самом высоком уровне. В 2015 году опыт Красноярска по разработке генплана был включен в доклад ООН в числе 40 лучших практик городского планирования. По итогам 2015 года Красноярск занял третье место в общероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России», а на международном фестивале «Зодчество-2016» завоевал золотой знак и звание «Лучший в архитектурно-градостроительной практике». Это результат уже реализованных проектов и выбранного вместе с горожанами пути развития. В октябре 2016-го Красноярск стал победителем в конкурсе «Низкоуглеродный город» и получил грант на реализацию данного экологического проекта, который должен быть связан с активным применением современных технологий в области строительства, транспорта, IT-технологий и энергоэффективности. Например за месяц у нас в городе сжигается порядка 350 тыс. тонн угля. При этом Красноярск находится в котловине, что зачастую усугубляет экологическую обстановку. В связи с этим сокращение объемов выбросов в атмосферу — очень важная задача для нас. Также нам предстоит решить вопрос формирования транспортной модели Красноярска. Здесь важно как строительство новых магистралей, современных развязок, так и смещение приоритетов — от автомобиля на общественный транспорт и пешеходные пространства. В 2019 году в Красноярске пройдет Универсиада-2019. Это знаковое событие и для Красноярского края, и для страны в целом. Планируется построить спортивные объекты, отремонтировать дороги, сформировать комфортную городскую среду. Не менее важно обеспечить объектам жизнь после мирового спортивного форума.

Марат Хуснуллин.jpg

Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы В правительстве Москвы по Вопросам градостроительной политики и строительства:
— Шесть лет назад Москва изменила градостроительный вектор. Главный принцип развития города сейчас — полицентричность. Это сбалансированное развитие территорий, когда рабочие места формируются не в центре города а на периферии — ближе к месту проживания горожан. Важный фактор — обеспечение транспортной доступности. Таким образом, сокращается маятниковая миграция. Москва развивается в соответствии с концепцией «Город для людей», сведена к минимуму точечная застройка, приоритет — в комплексном развитии территорий. Это важный шаг навстречу москвичам: сегодня в столице нет ни одного проекта строительства жилого комплекса без возведения в шаговой доступности детсадов, школ, поликлиник, без создания новых рабочих мест, дорог Яркие примеры комплексной застройки — реновация промзон «Серп и Молот» и ЗИЛ. Последний — это крупнейший проект не только в Москве но и во всем мире, так как строительство этого района сопоставимо с созданием нового среднестатистического города. Амбициозный проект предполагает более 30 тыс. человек, а число рабочих мест — порядка 40 тыс. ЗИЛ станет по сути ядром развития одним из стратегических проектов Москвы на ближайшие годы. «Серп и Молот» — еще один примечательный пример комплексного освоения заброшенной территории, причем практически в центре Москвы. Проект предусматривает создание масштабной социальной и природно-рекреационной инфраструктуры. После реновации там будут жить 19 тыс. человек, будет создано 16,3 тыс. рабочих мест В Москве эффективно удается решать и транспортную проблему. Достаточно сказать, что 70% средств адресной московской инвестпрограммы, в рамках которой выделяются бюджетные средства на финансирование крупнейших столичных строек, предусматривается именно на развитие транспортной инфраструктуры, в первую очередь метро. Благодаря этому за 6 лет Москве не просто удалось избежать транспортного коллапса, а добиться того, что мегаполис, годами стоявший в пробках, наконец-то «поехал». Москва перестала быть мировым лидером по пробкам, сместившись на 4-ю позицию специализированного рейтинга «Том-Том» — после Стамбула, Мехико и Рио-де-Жанейро.
Для решения транспортной проблемы столицы, а также для формирования абсолютно новой системы транспортной логистики, предусматривающей интеграцию рельсового транспорта (наземного и подземного) посредством ТПУ и увязки с улично-дорожной сетью в сентябре 2016 года запущен грандиозный проект — открылось пассажирское движение по Московскому центральному кольцу, это 54 км путей и 31 остановочная платформа. Этот проект — прорыв последних десятилетий.

— Какие сложности, связанные с реализацией градостроительной политики, возникают в городе?

Александр Якоб.jpg

Александр Якоб, глава администрации Екатеринбурга:
— С одной стороны, Екатеринбург — город уникальный, с другой — проблемы, которые имеются в строительной отрасли, являются общими для страны в целом. Это связано, во-первых со строительным бумом, который был несколько лет назад. Во-вторых, для Екатеринбурга существенной является проблема инфраструктурного дисбаланса, когда бюджет не успевает за возможностями бизнеса. Последний готов вкладываться и в развитие застроенных территорий, и в расселение ветхого фонда, но экономически не сумеет потянуть социальную инфраструктуру — школы, детские сады. Бюджет не может поспевать за бизнесом, создавать социальную, транспортную инфраструктуру в том качестве, в котором требуется И сегодня это является наиболее сложной задачей. Возможным решением может быть включение в региональные и федеральные программы софинансирования объектов инфраструктуры, использование института муниципально-частного партнерства. Не могу не отметить необходимость повышения качества в области архитектурно-градостроительных решений. Сегодня в погоне за экономией отдельные застройщики предлагают скучную монотонную застройку, не учитывая градостроительную ценность той или иной территории, где осуществляется строительство. Повышение качества архитектурных решений, усиление роли архитектора — те задачи, которые необходимо решать в настоящем времени.

Ильсур Метшин.jpg

Ильсур Метшин, мэр г. Казани: 
— Одно из приоритетных направлений — это сохранение и популяризация объектов культурного наследия Казани в их исторической среде. Уже утверждены проекты зон охраны ансамбля Казанского кремля и зон охраны объектов культурного наследия. Также подлежат обязательному сохранению исторически ценные градоформирующие объекты. В перспективе разработка документов, способствующая сохранению исторической застройки советского периода в качестве достопримечательных мест — по ул. Декабристов, пос Орджоникидзе и т. д. Для формирования инвестпривлекательности в городские нормативные акты внесены преференции для территорий, на которых действуют ограничения по условиям охраны памятников истории и культуры в части допустимых параметров разрешенного строительства.
Кроме того, специалистов разных отраслей и жителей волнует вопрос создания природно-рекреационного каркаса города. Речь идет о зеленых зонах, городских парках и скверах об ООПТ «Горлесопарк «Лебяжье» а также о сохранении водных объектов, создании набережных и в целом о стремлении раскрыть город к воде. И, конечно, о развитии велодвижения в нашем городе, что ведет к улучшению качества жизни населения, пропаганде здорового образа жизни и даже к улучшению экологической обстановки. Актуален вопрос возрождения Адмиралтейской слободы площадью 40 тыс. га, которая является исторически ценной рекреационной территорией с огромным потенциалом и хорошей транспортной связанностью.
Важнейшей темой для Казани является вынос промышленных предприятий из центра города на окраину. Она не раз поднималась управлением архитектуры и строительства исполнительного комитета г. Казани на совещаниях с представителями бизнес-среды. Отмечу, что в мастер-плане по пространственному развитию прибрежной территории реки Волга в районе грузового речного порта предусмотрен вынос промпредприятий.

Алексей Кондратьев.jpg

Алексей Кондратьев, заместитель мэра — начальник департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска:
— Резерв свободных территорий в Новосибирске, пригодных для размещения жилой застройки, близок к исчерпанию. В связи с этим приоритеты развития города смещаются к освоению территорий, занимаемых ветхим и аварийным жилищным фондом. Еще одной важной задачей является развитие социальной и дорожной инфраструктуры крупных жилых массивов. Разработана программа комплексного развития социальной инфраструктуры города на 2017-2030 гг. Всего в программе 318 объектов, строительство и реконструкцию которых предполагается производить за счет средств бюджетов всех уровней. Необходимо также активнее задействовать механизмы ГЧП в целях развития сети спортивных культурно-развлекательных и досуговых объектов города.

Ильсур Метшин:
— Есть в городе вопросы, которые требуют решения. Это дефицит свободных площадей на Уфимском полуострове для нового строительства. Недостаточное развитие транспортной системы, что влечет за собой строительство в новых микрорайонах улиц и искусственных сооружений: мостовых переходов развязок и путепроводов, особенно на пересечении с железнодорожными путями. Также в Уфе существует проблема самовольного строительства, в том числе появление в частном секторе многоэтажек.

— Какие мероприятия запланированы в городе в рамках программы благоустройства городской среды?

Александр Якоб:
— Вопросам повышения качества городской среды в Екатеринбурге уделяется особое внимание. Уже несколько лет мы работаем с набережной реки Исети — это наша жемчужина, наш голубой меридиан. Кроме того, объявлено несколько архитектурных конкурсов на создание концепции благоустройства городских территорий: парка Коммунаров и территории, прилегающей к стадиону «Центральный». Планируется проведение аналогичного конкурса по благоустройству площади 1905 года. Надеемся благоустроить акватории Верх-Исетского пруда в районе яхт-клуба «Коматек». Все эти проекты направлены на повышение комфорта городского населения. И, конечно, это соответствует тем приоритетам, которые Министерство строительства РФ транслирует на муниципальный уровень.

Ильсур Метшин:
— На протяжении последних лет мы уделяем особое внимание созданию комфортной городской среды. В Республике Татарстан 2015 год был объявлен Годом парков и скверов. При поддержке мэрии реализованы проекты «100 скверов» и «Зеленый рекорд». В целом за последние два года в Казани реконструировано 36 зеленых зон. Сейчас ведется работа комплексного освоения рекреационных территорий города, где важнейшими элементами общей системы являются набережные и прибрежные территории. Но они, к сожалению, сегодня практически не используются. Благодаря руководству республики и городским властям решение этой проблемы сдвинулось с мертвой точки. Построен первый сегмент набережной вдоль левого берега р. Казанки, российско-китайским консорциумом Turenscape + МАП разрабатывается концепция развития набережных систем озера Кабан, а малазийской группой архитекторов — мастер-план по пространственному развитию прибрежной территории реки Волги в районе грузового речного порта. В итоге этой работы хочется увидеть единую систему благоустроенных общественных пространств.

Ирек Ялалов.jpg

Ирек Ялалов, глава администрации ГО г. Уфа:
— По итогам 2015 года столица Башкортостана была признана одним из самых благоустроенных городов России. Уфа получила второе место во Всероссийском конкурсе на звание «Самое благоустроенное городское поселение России». Уфа является самым зеленым городом-миллионником: на одного горожанина приходится 202 кв. метра зеленых насаждений.
В последние пять лет в Уфе уделяется большое внимание созданию и реконструкции зон отдыха, новых точек притяжения горожан, городских объектов благоустройства. В ходе работы в данном направлении появилась концепция «Город в парке». Сейчас в Уфе имеется 77 парков и скверов общей площадью 494 га. Площадь газонов — более 800 га, цветников — 4,9 га построено свыше 200 альпийских горок. С 2012 года было отремонтировано 28 существующих и создано 13 новых зон отдыха. В рамках реализации федеральной подпрограммы «Доступная среда» на 13 объектах улично-дорожной сети города проведены работы по адаптации путей следования пешеходов с нарушением опорно-двигательного аппарата и зрительных функций, уложена тактильная плитка. Также в городе имеются светофорные объекты, оборудованные устройствами звукового сопровождения для слабовидящих пешеходов. Всего такими устройствами оснащены более 380 светофорных объектов на 163 перекрестках дорог — это около 48% от общего количества светофоров.

Алексей Кондратьев:
— В нашем городе в рамках нацпроекта проводится перечень мероприятий предусмотренных местной программой «Ремонт дворовых территорий МКД проездов к дворовым территориям МКД г. Новосибирска». Благодаря ее реализации существенно расширен перечень выполняемых работ в рамках благоустройства, ремонтируются не только проезды и пешеходные зоны но и лестничные марши, подпорные стены, водоотводные лотки, устанавливаются детские игровые, спортивные элементы и комплексы. Так, в 2016 году был выполнен ремонт на 130 объектах города. Активное участие общественности, неравнодушных новосибирцев в вопросах городского хозяйства, тем более если дело касается такой проблемы, как благоустройство дворов, идет на пользу общему делу.

Андрей Косолапов.jpg

Андрей Косолапов, глава г. Волгограда: 
— В 2016 году на 87 дворовых территориях, охватывающих более 200 МКД, было проведено комплексное благоустройство. В 67 дворах установлены малые архитектурные формы общей стоимостью 40 млн рублей, в 58 выполнены ремонтные работы по асфальтированию внутриквартальных проездов. Чтобы полностью охватить все дворовые территории, нуждающиеся в обновлении была разработана муниципальная программа «Наш двор — наш дом» на 20172021 годы. Комиссия по отбору дворовых территорий МКД на участие в этой программе в 2016 году уже рассмотрела поступившие от горожан заявки. По итогам отбора в программу включено 175 дворовых территорий, объединяющих 353 МКД. В настоящее время заключены муниципальные контракты на изготовление проектно-сметной документации на ремонт 60 дворовых территорий включающих 146 МКД и проездов к ним планируемых к реализации в 2017 году. Преобразить город — вот наша цель.

К сожалению, в рамках одного выпуска журнала предоставить слово мэрам всех мегаполисов невозможно. В следующем номере читайте продолжение этого материала. 
            bool(false)
        
Авторы: Наталья Приходько  Алла Ленько  Валерия Якимова  Олеся Курышкина