Чего не хватает России

Генеральный план — это документ, призванный обеспечить устойчивое развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры городов и сельских поселений

13.02.2017

Генеральный план — это стратегический градостроительный документ, призванный обеспечить устойчивое развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры городов и сельских поселений. Однако динамика развития некоторых городов иногда опережает прогнозы, и в таких случаях приходится вносить в разработанные ранее документы территориального планирования существенные коррективы. 

чего не хватает России.jpg

О том, с какими сложностями градостроительного регулирования приходится сталкиваться в разных регионах нашей страны, а также об основных направлениях развития «Вестнику» рассказали специалисты профильных ведомств ряда территорий.

Александр Кузнецов.jpg

Александр Кузнецов, заместитель министра строительства и архитектуры Республики Крым — главный архитектор Республики Крым: 
— Республика Крым — это единственный за всю градостроительную историю регион России, в который для разработки комплекса градостроительной документации в рамках двухлетней программы. 2016-2017 годов будет направлено свыше 900 млн рублей. Безусловно, сегодня на плечах главного архитектора лежит большая ответственность. Однако ситуация осложняется еще и нехваткой специалистов. В подчинении главного архитектора Крыма находится всего 10 человек, и это самый маленький в России коллектив на 1 млн населения. Фактически градостроительную деятельность полуостров начинает с чистого листа. По количеству самовольного строительства Крым опережает всю страну, поскольку долгое время строительство велось в огромных масштабах и с нарушением всех норм. Сегодня на полуострове порядка 45 тыс. объектов самозастроя. По указанию главы сносу будут подлежать лишь те, которые являются опасными для населения или вредят окружающей среде. Все остальные мы должны будем привести в соответствующее законодательству России состояние и узаконить. Работа предстоит колоссальная, и мы ее уже начали с ревизии зоны азовского и черноморского побережья. Так, на вершине горы Ай-Петри идет снос самозастроя — объектов, построенных с нарушением сейсмических норм и представляющих опасность для людей. Многие региональные законы пока идут вразрез с федеральными, но сегодня это позволительно, поскольку Крым еще находится в переходном периоде. Стратегическим направлением полуострова, безусловно, является развитие рекреации. И все населенные пункты азово-черноморского побережья будут приведены к единому сценарию: необычной архитектуре, призванной обеспечить удобство и качество отдыха. Это не означает, что все курорты республики должны стать одинаковыми по стилю и цветовой гамме объектов, но в их архитектурной составляющей будет прослеживаться единый средиземноморский стиль, свойственный архитектуре Италии, Франции и Германии.

Артур Крупин.jpg

Артур Крупин, заместитель главы администрации, председатель Комитета архитектуры и строительства г. Калининграда: 
— Традиционно в городе сложилась ситуация, когда значительная часть уникального внешнего облика сохранившейся исторической застройки Калининграда была заменена более простыми и утилитарными конструкциями. Это происходило из-за невозможности реставрационно-восстановительных работ в послевоенное время, а также по причине необходимости обеспечения большими объемами жилья городского населения. Часть застройки сформировала достаточно органичные городские пространства, а другая часть ожидает своего часа для возвращения первоначального облика. Например, здание Королевского сиротского приюта, являющееся объектом культурного наследия регионального значения, в довоенное время было одним из красивейших в районе Закхайм. Сегодня оно имеет неприглядный вид, что особенно заметно в сравнении с Закхаймскими воротами, являющимися одной частью единого комплекса застройки бывшей Приютской площади. Одной из серьезных ошибок следует признать и строительство торгового центра «Виктория» на площади у Южного вокзала. В июле 2016 года решением городского Совета депутатов Калининграда был утвержден новый генеральный план развития города. Приоритетом в развитии на период до 2018 года станет обеспечение проведения ЧМ-2018 по футболу. В планировочном отношении эти мероприятия включают в себя развитие острова Октябрьского — места проведения Игр, создание инфраструктуры — подъездной автодороги с мостовым переходом через р. Новая Преголя и с развязками движения. Если строительство стадиона и обслуживающей его транспортной инфраструктуры ведется в основном за счет федеральных и региональных средств, то реконструкция городской среды самого исторического центра будет проводиться с помощью средств местного бюджета и привлеченных частных инвестиций. Особое внимание будет направлено на застройку части территории Центральной площади, которая позволит сформировать новое лицо исторического центра. На период до 2018 года продолжится реализация проекта Балтийского индустриального парка, автомобильного кластера и других инвестпроектов.

Юрий Рысин.jpg

Юрий Рысин, руководитель Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края: 
— Генеральный план Краснодара был утвержден в январе 2012 года. За этот период в него были внесены изменения применительно к отдельным населенным пунктам и даже к единичным земельным участкам. Это было обусловлено быстрым развитием города, появлением крупных инвестиционных проектов, решением социальных вопросов. Динамика развития территории часто опережает прогноз, и реализация первоочередного этапа сжимается во времени, как произошло с олимпийским Сочи. Задачи развития инфраструктуры города как курорта мирового уровня, поставленные генеральным планом, решались в период олимпийского строительства, и разработанный проектным институтом «Гипрогор» генплан сегодня требует постановки новых стратегических задач. Совсем иной ситуацией является та, при которой появляются новые стратегические задачи развития территории, и генплан должен содержать пути их решения. Примером служит Краснодар, требующий в том числе серьезных инфраструктурных изменений. Выход в этих случаях может быть только один: разработка нового документа или его серьезная корректировка с серьезным анализом всех проблем, поиск реалистичных решений, обсуждение этих решений с профессиональным сообществом и населением, получение экспертных мнений по наиболее сложным и важным для города проблемам.

Сергей Попов.jpg

Сергей Попов, первый заместитель директора Департамента градостроительного развития Нижегородской области, главный архитектор области:
— В Нижегородской области департамент градостроительного развития территории работает как самостоятельное подразделение правительства региона, обладает исчерпывающими полномочиями по реализации градостроительной политики, вырабатываемой под руководством губернатора Валерия Шанцева. Действующий генеральный план Нижнего Новгорода был принят городской думой в 2010 году. С этого времени изменения в генплан вносились, как правило, с целью уточнения документа по вопросам, связанным с фактическим использованием земельных участков. При этом корректировки были небольшими по объему и производились на основе компенсационного метода. Это означает, что даже локальное изменение какой-либо зоны компенсировалось за счет другой. Период приведения правил землепользования и застройки в соответствие генеральному плану технически несколько затянулся, но с момента перераспределения полномочий в градостроительстве от администрации города в компетенцию области процесс активизировался и вступил в завершающую стадию. При этом в городе существует примат генерального плана в местах еще пока существующих разночтений. Приняты параметры застройки, региональные нормативы проектирования, ПЗЗ приведены в соответствие классификатору видов разрешенного использования. Актуальные направления четко прописаны в генплане, согласно которому обновление города идет и с комплексным освоением новых территорий, и с развитием существующей застройки, и с децентрализацией на основе создания новых центров притяжения на развивающемся транспортном каркасе, и, конечно же, с максимальным сохранением и приспособлением под современное использование богатого исторического наследия.

Сергей Косенко.jpg

Сергей Косенко, и.о. начальника Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации г. Екатеринбурга:
— Роль генерального плана города в стратегическом планировании достаточно дискуссионна. К сожалению, если проследить градостроительное законодательство за последние 12 лет, то заметно, как последовательно роль генплана из документа стратегического регулирования превратилась в документ тактического планирования. Сегодня по Градостроительному кодексу РФ генплан упрощенно состоит из трех схем: схемы населенных пунктов, объектов местного значения и функционального зонирования. Откуда что появляется и почему именно здесь — на эти вопросы генплан и материалы по его обоснованию не отвечают. Законодатель методично подводит всех к тому, что генплан — это документ оперативного управления. Сегодня его ценностную «политическую» роль компенсирует Стратегия пространственного развития (СПР) Екатеринбурга, которая станет предтечей к разработке нового генплана. СПР — это новый документ для российской градостроительной политики. И если у нас был и есть стратегический план развития города и набор стратегических программ и проектов, то СПР призвана связать в единое целое все эти направления и программы, установить и устранить между ними противоречия. Самое главное, что этот документ является своеобразным договором общественного согласия, поскольку он разрабатывается при непосредственном и активном участии городского сообщества. В течение года в столице Урала проходят семинары, обсуждения, круглые столы с привлечением и экспертов, и горожан. Соответственно, СПР заложит основу для разработки принципиально нового генплана.

Владимир Кудряшев.jpg

Владимир Кудряшев, заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан:
— В столице республики — Казани действует генеральный план, принятый в 2007 году, однако в него вносятся корректировки, обеспечивающие его актуальность. В частности, последние изменения были внесены в связи с проектированием ВСМ-2 (высокоскоростной пассажирской магистрали). Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) для города были подготовлены за счет гранта с участием консультантов из США. Это были первые правила для миллионника. ПЗЗ — это «живой» документ, поэтому в них также вносились корректировки. Комиссия по землепользованию и застройке Казани регулярно рассматривает предложения по совершенствованию зонирования, а гордума вносит соответствующие изменения в закон местного уровня. Сегодня в Казани работают над новым пакетом документов градорегулирования. Одновременно разрабатываются правила застройки, местные градостроительные нормативы, правила землепользования и застройки. Основная задача нового генплана — перейти на рельсы. интенсивного использования территориального ресурса, обеспечить экологичность развития города. Наиболее перспективным направлением является развитие так называемого среднего пояса Казани — промышленных зон с очень низкой плотностью застройки. 
Авторы: Марина Коренец