Приключения японских архитекторов в России

Восточные эксперты готовы поработать над улучшением городской среды

15.05.2017

В этом году Минстрой России активно продвигает свою новую инициативу — нацпроект «ЖКХ и городская среда», призванный решить две задачи — создание комфортной городской среды и обеспечение качества услуг ЖКХ.
К работе над концептуальной частью планируется привлечь хорошо известную японскую компанию Nikken Sekkei у которой уже немало проектов по строительству и благоустройству в России. Эксперты компании — доктор Фади Джабри, генеральный и региональный директор Nikken Sekkei по странам СНГ, БВСА и Индии, а также Ишикава Такаюки, главный научный сотрудник НИИ Nikken Sekkei, и Рюити Кидзуми, главный планировщик Nikken Sekkei — рассказали «Вестнику» о перспективах нового сотрудничества.

В России будет новая городская среда!
— Три года назад Министерство земли инфраструктуры, транспорта и туризма Японии и Министерство строительства и ЖКХ РФ создали российско-японскую рабочую группу по благоустройству городской среды. Сотрудничество двух стран должно решить проблемы городской среды в России. До сих пор, не считая продвижения проекта «умного города» в Красноярске, группа концентрировалась на проблемах городской среды Москвы, но с этого года она начнет работать и с регионами. Российская сторона остановилась на четырех кандидатах — Новосибирске, Казани Волгограде и Воронеже, и японское министерство, а также некоторые частные японские компании выбрали для пилотного проекта Воронеж. Это потребовало многих месяцев изучения ситуации, было сделано по два визита в каждый город. В целом наша концепция будет строиться вокруг улучшения стандартов, связанных с качеством жизни, комфортом и безопасностью жилых помещений Nikken Sekkei уже посчастливилось работать в таких российских городах как Красноярск, Волгоград, Нижний Новгород, Улан-Удэ, Санкт-Петербург и Москва. Сейчас рассматриваем возможность работы в Воронеже и Владивостоке.

нацпроект ЖКХ и городская среда.jpg

Японцы научились компенсировать «крошечность» жилья
— Один из самых крупных наших проектов — «LIFE-Ботанический сад в Москве». По нему мы начали сотрудничать с ГК «Пионер» почти четыре года назад. Тогда генеральный директор «Пионера» Андрей Грудин привлек нас и к созданию мастер-плана по транзитно-ориентированному проектированию (ТОП) для этого проекта, призванного объединить существующие и строящиеся станции МКЖД, а также автобусную станцию. Что же касается концепции «LIFE-Ботанический сад», то хотелось бы добавить небольшую преамбулу. Безусловно, Токио и Москва имеют много общего: оба являются крупнейшими городами, имеют очень развитую сеть метрополитена, население каждого мегаполиса превышает 10 млн человек. Кроме того, в обеих столицах эти миллионы человек живут достаточно плотно на небольших жилплощадях — примерно по 50-70 кв. м. Но в Японии прилагаются огромные усилия, чтобы обеспечить максимальное качество этого жилья, мест общего пользования и окружающей среды, чтобы компенсировать эту «крошечность». Не забывайте при этом, что российский рынок недвижимости как таковой начал формироваться примерно 20 лет назад, в то время как большинство японских компаний, работающих с недвижимостью, были основаны еще в XIX веке или ранее. Сегодня мы ничего не оставляем без внимания — от дизайна экстерьера до соединения входов, не забывая про «умное» расположение комнат, продвинутые кухонные системы, при этом используя «зеленые» технологии и, что важно, создавая вокруг дома пространство комфортное и удобное в использовании.
Так что концепция «LIFE-Ботанический сад» объединила в себе ТОП и целостный подход «жилья для дома» и тем самым принесла свежую волну в российский рынок недвижимости вообще и Москвы в частности.

Россия — самая большая страна на планете...
— По сравнению с Японией у вас хватает площадей для строительства. Земельные участки обширны, и важную роль в определении формы домов и внутренней планировки играет количество солнечного света.
В Японии, наоборот, земли очень мало, и форма здания определяется существующим набором проблем в зоне строительства и ограничениями по расстоянию между домами. Однако у нас прекрасно развита система общественного транспорта, поэтому не требуется так много парковочных мест. Если говорить о структуре города, то та же Москва, к примеру, очень отличается от Токио — ее планировка довольно сомнительна (за исключением центральной части вокруг Кремля). Город разрастается почти бесконтрольно, как maslyanое pyatno. В некотором смысле, у нее нет «лица»: ни выстроенного делового центра, ни явного коммерческого «хребта», ни строгой структурной оси. Более того, станции метро и железной дороги часто никак не связаны, что препятствует нормальной циркуляции пассажиропотоков. В результате и для работы, и для отдыха люди полагаются на личный транспорт, и центральные улицы загружены целыми днями. Исходя из японского опыта, думаем, что в Москве стоит пересмотреть функции городских пространств, частично перенести их, улучшить и соединить с транспортным ядром. Как, например, было сделано ТОП на станции «Ботанический сад».

нацпроект ЖКХ и городская среда.jpg

Нерациональные аспекты российского строительства
— Один из самых негативных аспектов — так называемая сhernaya оtdelka. Как нам объяснили, российские покупатели любят обустраивать интерьер квартир «под себя», так что стало довольно популярным предлагать жилье без отделки вовсе.
В Японии такое невозможно: вам попросту не позволят ввести здание в эксплуатацию, пока пожарная инспекция не обойдет все помещения (которые должны быть полностью отделаны) и не выдаст соответствующий сертификат.
Еще одна тенденция, которую мы заметили, — предусматривать коридор даже в маленьких квартирках, отчего комнаты неизбежно становятся еще меньше. С нашей точки зрения, это нерационально. Также нам кажется, что скоро вы оцените преимущества открытых кухонь. Поскольку в России довольно холодный климат, очень популярны лоджии. В проектах Nikken Sekkei лоджии — это часть жилого пространства.

Провинциальные города нуждаются в срочной модернизации
— Многие региональные центры имеют похожую структуру, которая пришла из СССР. Они часто построены на возвышенности на берегу реки, имеют городской центр или кремль-крепость. Также у них есть большой vokzal и zavod, являющиеся основой занятости рабочих и городской экономики. В сегодняшнюю эпоху свободного рынка многие из этих заводов уже отжили свое и теперь превратились в перспективную основу для развития браунфилдов. Сейчас больше, чем когда-либо, мегаполисы нуждаются в молодых талантах, чтобы привлекать и развивать бизнес, чтобы получать конкурентное преимущество. Провинциальные города в большей степени нуждаются в срочной модернизации, особенно это касается инфраструктуры. Япония очень удачно справилась с проблемой оттока населения из регионов и с созданием привлекательной среды небольших городов. Вместе со столицей они в значительной степени способствовали подъему страны. 
            bool(false)
        
Авторы: Ольга Лазуренко