Кристос Пассас: «Настоящая архитектура актуальна столетиями»

Исполнительный директор Zaha Hadid Architects Кристос Пассас на 100+ Forum Russia был, без сомнения, самым популярным спикером

31.12.2016

Исполнительный директор Zaha Hadid Architects Кристос Пассас на 100+ Forum Russia был, без сомнения, самым популярным спикером: его выступления и открытые лекции буквально брали штурмом, в очередь на интервью к нему выстраивались десятки СМИ. Тем не менее глава легендарного архитектурного бюро нашел время для общения с корреспондентом «Вестника».

Кристос Пассас.jpg

Господин Пассас, после трагического ухода из жизни Захи Хадид в этом году вы возглавили Zaha Hadid Architects. Какие изменения ждут это архитектурное бюро и сможете ли вы сохранить статус одной из лучших проектных организаций мира?
Мы все скорбим по этому поводу, Заха Хадид была одним из величайших архитекторов своего времени и создала
такие проекты, которые будут жить долгие годы после нее. В то же время хотелось бы подчеркнуть, что Zaha Hadid Architects — это сложившийся коллектив из более 400 человек, компания имеет хорошую репутацию в мире. И мы не собираемся отходить от тех принципов, которые сделали нам имя. Это высочайший уровень качества, умение понимать запросы и желания заказчика, способность сочетать красоту, функциональность и удобство для человека. Заха Хадид и Патрик Шумахер, главный дизайнер Zaha Hadid Architects, организовали компанию таким образом, что она сможет и дальше продолжать системно работать. При этом, опираясь на багаж уже существующего опыта, мы продолжим экспериментировать — и это тоже один из принципов Захи Хадид,
которая сама постоянно менялась, находилась в творческом поиске, искала новые средства выражения и площадки. Я бы сказал, мы продолжим познавать мир и двигаться вперед, чтобы сделать его еще лучше.

Заха Хадид сыграла важную роль в вашей жизни?
Конечно, мы проработали вместе 18 лет. Еще учась в архитектурной школе в Лондоне, мы вместе с Патриком Шумахером и Бреттом Стилом предложили проект по расширению терминала аэропорта Хитроу, а Заха Хадид входила в конкурсное жюри, еще через 2 года я пришел работать в ее компанию. Главное, чему я у нее научился, — это перфекционизм, способность видеть то, чего не видят другие, она всегда задавала планку очень высоко. Как-то я увидел ее рисунки по проекту одного здания в Гонконге и был поражен, уже тогда я понял, какой будет архитектура будущего. А Заха ее не просто видела, она ее создавала. У нее был особый дар, она была уникальна. В истории Zaha Hadid Architects был непростой период, когда мы больше работали, что называется, «в стол». Однако мы никогда не сомневались в конечном успехе и, как видите, оказались правы. Просто эти проекты немного опередили свое время.

проект офисного здания «Доминион».jpg

Вы не в первый раз в России и, судя по тому ажиотажу, который сопутствует вашим выступлениям на 100+ Forum Russia, вас здесь действительно любят.
О да, здесь потрясающая публика, и мне доставляет истинное удовольствие делиться своим опытом и общаться, здесь я вижу заинтересованных людей, которым очень интересна архитектура. Вы же знаете, что моя жена русская, у нас есть дочь — она тоже наполовину русская, они живут в России. Так что, как видите, меня связывает с вашей страной нечто большее, чем просто работа.

Тем не менее до недавнего времени по вашему проекту в России было построено всего одно здание, хотя вы активно работаете по всему миру.
Для нас Россия является очень важным рынком, мы очень хотим здесь работать. Действительно, наш проект офисного здания «Доминион» в Москве несколько растянулся по времени, но в этом нет нашей вины — скорее, это случилось из-за кризиса. Сейчас мы ведем проект частной виллы в Барвихе, а также офисного здания для Сколково. Дело в том, что есть определенные нюансы для работы в каждой конкретной стране. Прежде всего я бы выделил вопрос стандартов и правил строительства — мы должны быть полностью уверены, что соответствуем им в части экологии, энергоэффективности, пожарной безопасности и т. д.

Не с этим ли связано то, что от первых контактов с инвестором по поводу «Доминиона» и до его сдачи прошло почти 10 лет?
Я думаю, вы понимаете, что проекты Zaha Hadid Architects — это здания, трудно реализуемые с точки зрения инженерии. Это действительно сложные проекты, в чем-то даже прорывные. Поэтому они просто не могут быть реализованы быстро. В то же время для того, чтобы процесс шел наиболее эффективно, мы очень тесно работаем с местными инженерами, проектировщиками, конструкторами. При создании «Доминиона» с нами работали архитектор-проектировщик Михаил Вайнштейн и его коллеги, это большие профессионалы, и они помогли нам избежать многих подводных камней, тонко чувствовали, чего мы хотим добиться в итоге, что обеспечило результат. Но, как вы знаете, в 2008 году разразился кризис, который сильно ударил по строительной отрасли. И хотя нам предлагали упростить проект, отказаться от каких-то инженерных решений, мы говорили твердое «нет». Архитектору всегда приходится бороться за свой проект, это нормально, но приходится в такой ситуации жертвовать временем и ждать более подходящего момента.

У нас многие критиковали ваш проект, отмечая, что он уступает вашим признанным шедеврам, которые прославили Zaha Hadid Architects. Он действительно устарел?
Не соглашусь с этим мнением, потому что настоящая архитектура не может устареть ни за 10 лет, ни за 20 — она актуальна столетиями. В проект Dominion Tower мы попытались вложить наше ощущение того, как мы понимаем Россию, и я лично очень благодарен инвестору за этот опыт. Думаю, критики есть всегда и везде, но уверен, положительных отзывов об этом проекте гораздо больше. 

Справка
Кристос Пассас — исполнительный директор Zaha Hadid Architects. Получил профессиональное образование в Школе архитектуры Института Пратта в Бруклине (США). Выпускник Архитектурной ассоциации в Лондоне. Свою карьеру в Zaha Hadid Architects начал в 1998 году в качестве старшего дизайнера, затем стал директором проектов. Один из самых известных проектов Zaha Hadid Architects — научный центр Phaeno Science Centre в Вольфсбурге (Германия), реализованный в 2005 году.
Кристос Пассас руководил проектом БЦ Dominion Tower — первой постройки Захи Хадид в Москве. Также среди его работ — дизайн здания 33-35 Hoxton Square в Лондоне (Великобритания), проект многоцелевого комплекса Be ko Masterplan в Белграде (Сербия) и Eleftheria Square в Никосии (Кипр). Совместно с Захой Хадид архитектор принимал участие в проектах музея современного искусства Lois Richard Rosenthal Center for Contemporary Art в Цинциннати (США), научного центра Phaeno Science Centre в Вольфсбурге (Германия), торгово-офисного центра Opus Office Tower в Абу-Даби (ОАЭ) и моста шейха Заеда (Sheikh Zayed Bridge) в столице Объединенных Арабских Эмиратов, центра искусств королевы Софии Reina Sofia Museum Extension в Мадриде (Испания).
В настоящее время Кристос Пассас преподает параметрическое проектирование и градостроительство в Архитектурной ассоциации в Лондоне, часто принимает участие в университетских конкурсах в качестве жюри по всей Великобритании.