He увидели градостроительства

Эксперты-урбанисты Forum Russia 100+ оценили проблемы развития современных российских мегаполисов

29.12.2016

Россия в плане культуры градостроительства сильно отстала не только от передовых стран мира, но даже и от самой себя времен СССР. Перестройка и лихие 90-е, заставлявшие города выживать, никак не сопоставляются с развитием городского пространства, а значит, измениться нужно всем — городским властям, бизнесу, сообществам и жителям. Ведь именно развитием больших городов определяется место государства и нации в современном мире.

На четвертый год своего существования Forum Russia 100+ сильно вышел за рамки первоначально обозначенной организаторами темы — возведения высотных объектов. Закономерно, что постепенно расширяя проблематику, форум в итоге вплотную взялся и за тему градостроительства и даже урбанистики в самом широком, иногда даже философском смысле. С этой точки зрения круглый стол «Тенденции развития современных территорий и городов» представлял большой интерес не только для узких специалистов, но и для СМИ и широкой общественности, поскольку тема эта напрямую касалась всех жителей более или менее крупных городов.

Forum Russia 100+.jpg

Развитие города — это свобода
Выводов экспертами было сделано немало, и большинство из них, к сожалению, нерадостные. Так, Святослав Мурунов, руководитель Центра прикладной урбанистики (Московская высшая школа социальных и экономических наук), уже в самом начале своего выступления безапелляционно заявил, что в России градостроительства сегодня вообще нет. «За 25 лет после развала Советского Союза мы как независимая страна построили или сделали попытку построить всего четыре новых города. Это новая столица Ингушетии Магас, Сколково и Иннополис, а также Губкин в Ямало-Ненецком автономном округе который, впрочем, начинал строиться еще в 1989 году. Хочу напомнить, что в СССР за всю историю страны было построено порядка 700 новых городов», — сказал он.

Что же заменяет стране градостроительство? Святослав Мурунов уверен что это просто бизнес или, говоря профессиональным языком, девелопмент. Причем, по мнению эксперта, бизнес в лице застройщиков может зарабатывать много и сразу либо понемногу и долго при этом сохраняя здоровую городскую среду. В нашей же стране, с грустью констатировал он, коммерсанты привыкли идти по первому пути, совершенно не заботясь о будущем. «Всему виной ситуация, сложившаяся в 90-х годах, которая принуждала города выживать, часто делать это приходилось по-хищнически. По инерции городские власти и сегодня стараются сосредоточить в своих руках максимум полномочий, но город — это саморегулируемый организм и обязательным условием его развития является свобода, а также риск, избыточность и другие факторы, которые выводят систему из равновесия. Сегодня та антикризисная модель управления городом, к которой муниципальные администрации привыкли, уже не работает. Да и сами наши чиновники, работающие по принципу «как бы чего не вышло», являются худшими субъектами развития», — констатировал Мурунов.
Известный урбанист, профессор Московского архитектурного института Вячеслав Глазычев когда-то охарактеризовал город как диалог городских сообществ, которых в России нет, и не известно, когда они появятся. Святослав Мурунов проиллюстрировал эту мысль такой цифрой: в крупных российских городах порядка 80% жителей вообще не чувствуют себя горожанами, то есть не понимают связей городских систем и не готовы нести ответственность за их развитие. Таких жителей еще принято называть «пассажирами» или «спящими горожанами». Именно они, кстати, по версии Мурунова, сформировали потребность в совершенно ущербном массовом жилье, изуродовавшем архитектурный облик большинства городов.

Forum Russia 100+.jpg

Сформировать каркас
Важнейший и даже критический фактор развития современного города — это транспортные артерии. По словам профессора Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, российские города — это не часть урбанизированного пространства, а острова в океане. Что же касается плотности сетки дорог, то мы, по словам Блинкина, находимся по этому показателю на уровне Африки, даже если говорить исключительно о европейской части страны. «Эпоха тотального приспособления застройки к массовому использованию автомобиля обошла нас стороной. И если в Екатеринбурге на один автомобиль приходится в 9 раз меньше площади улично-дорожной сети, чем в Нью-Йорке, это значит, что на опыт американских городов равняться нам вообще нет никакого смысла», — отметил Блинкин. Эксперт в ходе выступления показал две схемы. Одна из них относится к городу со сколь угодно плотной и высотной застройкой в центре с неуклонным уменьшением высоты зданий к периферии — она совместима с любым типом мобильности. Вторая отражает чередование участков многоэтажной застройки с малоэтажной и новыми многоэтажными кварталами на окраинах за промзонами — она вообще «несъедобна» для организации работоспособной транспортной системы.

25 лет назад России пришлось на ходу перестраиваться, пытаясь совместить советское наследие и те новые тенденции, которым следовало мировое пространственное планирование, отметил президент Союза архитекторов России Андрей Боков (сложил свои полномочия в октябре 2016 г.). «Другое дело, что в наших городах очень слабый коммуникационный каркас, который как раз-таки и определяет их развитие. Я говорю о сетке в виде дорог и узлов, в виде жилых и инфраструктурных объектов», — отметил Боков. По его словам, такие города, как Лондон, Токио, Нью-Йорк и другие, в 70-е годы прошли через коренную ломку, но сумели сформировать транспортную систему, интегрировать в нее городской и частный транспорт. В России же, по его словам, привычна ситуация, когда скоростная магистраль в городской черте прерывается перекрестком со светофором, и это не временная ситуация, просто так было задумано изначально. «Непродуманность, хаотичность, случайность — этого в российских городах в достатке, а вот продуманного планирования очень мало. Нам нужно срочно зафиксировать города в их существующих рамках и прекратить их дальнейшее расползание, иначе проблемы будут только усугубляться. Серьезно. Я своим друзьям-врачам недавно показывал чертежи того, как за последние годы менялась территория Краснодара. И они сказали, что эта схема в точности напоминает распространение раковой опухоли», — рассказал Святослав Мурунов. 
Авторы: Сергей Семенов