«Когда узнал про этот ваш мундиаль, сказал знакомым: выйдите попрощайтесь с Ростовом»

Архитектор по образованию, краевед по натуре и человек, безгранично влюбленный в наш город, имеет право говорить откровенно и даже жестко

31.10.2016

Любимым занятием ростовчан в последнее время стало разбиваться на два лагеря по разным урбанистическим вопросам. Поставить свой диагноз сегодняшнему облику Ростова мы попросили дизайнера Сергея Номеркова. В один из безжалостно солнечных дней мы прогулялись по маршруту «Парк Вити Черевичкина — Театральная площадь — Большая Садовая — Ворошиловский — Соборный».

— Что у нас за тема вообще? «Ростов шагает в прошлое»? А чего вы смеетесь? Он шагает. В Ростове две главные страсти — любовь к охристо-рейтузным тонам и мода на ретро. Страсть к ретро — вещь опасная, она доводит людей до маразма. Видел я этот ваш хваленый кусок Соборного переулка. Чугунные столбы не чугунные, а пластмассовые.

У реставратора должны быть знания, деньги и вкус. Если чего-то одного нет, ничего не получится. Отреставрируйте одно здание в год, но на отлично чем сотню в стиле тяп-ляп. Нет, надо обязательно до всего ручонками своими дотянуться, стереть память веков и замуздычить старый кирпич полухимической штукатуркой.

Парк имени Вити Черевичкина
— Хорошо, что я теперь нахичеванский, прихожу в этот ваш центр и быстро ухожу обратно. Про малые формы, все эти городские скульптуры не будем говорить. Лучше бы, как в парке Черевичкина, крокодилов и цыплят делали. Это мой знакомый делал, Александр Михайлович Субботин. Самоучка был, ветеран войны. Любил человек искусство. Буратино у него известный, крокодил, цыплята — пойдите пофотографируйте детей, пока все это еще есть. Сейчас же эти бездушные малые формы, городки для детей все одинаковые. Одну только видел необычную площадку — во дворе на пересечении Красноармейской и Кировского, ближе к Восточной, там что-то странное и интересное стоит. Говорят, какой-то город-побратим подарил. Больше ничего нет. С памятниками все плохо. Самый приличный памятник у нас — Пушкин. Да, вот он хороший. А то, что сейчас ставят... Попову бюст на постаменте поставили на Буденновском. Унылый, мягко говоря. С монументами очень хорошо в Израиле. Они всегда людей не очень любили изображать, так что научились выкручиваться, здорово у них получается. Из любого торжественного положения и кондовой темы без потерь выходят. Сильно развили абстрактное мышление. Попова бы у них не было — были бы какие-нибудь радиоволны. Без этого пафоса топорного. Посмотрите, жуть какая — голова на постаменте.

Сергей Номерков.jpg

Театральная площадь
— Здание драмтеатра пережило две оккупации, но, похоже, не переживет второго пришествия в Ростов капитализма. Это же единственное здание у нас, которое не постконструктивистское даже, а настоящий ар-деко. И по фасаду, и по отделке. Это я про шикарную довоенную версию, а не про сегодняшнюю так называемую вторую реконструкцию с полом из ламината и розовыми стенами. Для меня лично театр — главное здание Ростова, он на первом месте. А какая там роскошь была. Если полюбопытствуете, что там внутри до войны было, не поверите. Стоимость всего убранства, наверное, как все новостройки центра Ростова Теперь горе-реставраторы до фасадов добрались. Боковые пилоны они в прошлом году реставрировали. Чего все молчат, где крики «верните наши пилоны»? Сейчас я прямо сфотографирую: что это за дрянь серая растеклась по пилонам? Колонны тоже облезли, красота. На открытых верандах пилонов поставили по верху существующих ограждений какие-то могильные оградки уродливые. Все началось с вот этих темных тонированных стекол. Расстекловка, кстати, хорошая, восстанавливает довоенный рисунок. Но темными стеклами загубили идею открытого интерьера, невесомости стеклянных ограждений. Есть отличная фотография довоенная: идет семья, вся в белом на фоне театра. До войны все ходили в белом — убелялись, чувствовали плохое, примеряли саваны. Это ладно, главное — из этой фотографии сразу понятна современная ошибка, потому что там остекление прозрачное. И все на свои места становится сразу. Лестница внутренняя как будто снаружи, здание прозрачное, хребтом наружу — красивое конструктивистское решение. Ну, положа руку на сердце, здание такого уровня нашему городу не по карману. Может, пора уже перестать себя обманывать, на части гранитные разобрать театр — начальству на дачи. А к фонтану спуститесь, там тоже характерная история. Он был сделан так, что струи воды били из центра, направлены были в сторону гуляющих людей, центральная струя была мощная, метров на пять-семь. Все это создавало микроклимат этой территории. Теперь что? Струйки воды направлены внутрь фонтана, а в центре — питьевой фонтанчик с земноводными. 
А вот еще: Ростов — город контрастов. Над каскадом памятник святым Петру и Февронии поставили, а над ним — чертово колесо. И вашим и нашим получается.
Когда все цветет, Ростов пахнет. Катальпы — они же цветут круче, чем каштаны. Они вырасти могут гигантскими, если им не мешать. Я знаю одно место в конце теперешней Ереванской прямо перед зданием подстанции трамвайного депо, там растет катальпа-гигант — выше дома, экскурсии водить можно. Все вырубили, а что посадили — вот оно, ГМО-липки, дохляки какие-то. Когда старые липы цветут в Клиническом сквере, там цветов валом и запах сумасшедший, а на этих новых липках — десяточек соцветий и никакого запаха.

Улица Большая Садовая
— «Б. Садовая» говорят, потому что это Бывшая Садовая. Где сады? Можно обратно в Энгельса переименовывать. Проплешины в квартал. Есть документальный фильм 70-х годов о Ростове. Там снят проезд от площади Карла Маркса до пригородного вокзала: раннее утро, дорога пустая совершенно. И машина едет в коридоре из крон огромных деревьев, буквально в зеленой трубе. Как только узнал, что в Ростов приедет этот мундиаль, прости господи, посоветовал всем своим знакомым: выйдите на улицы, попрощайтесь с родным городом. Снимайте на память, потом вы ничего не узнаете. Все будет бежево-розовое и персиковое.
Хотят у нас ярко жить. Подождите вот-вот откроют для себя фисташковый и вообще с ума сойдут от эстетического блаженства.

«Руины украшают города» — никогда что ли такого не слышали? Особняк Парамонова — зональная библиотека на Пушкинской — вот это были руины. Какая там была лестница живописная и остатки стены. Все замазюкали. А Парамоновские склады! Ну, о них в Ростове разве что коты не плачут. Если взяться, кирпич можно оттереть до первоначального состояния, средств профессиональных сейчас море. Но нет, лучше, как у нас, все замуздычить в три слоя, чтобы следов от кирпичной деталировки не осталось: ни арок плоских, ни рустов, ни пустошовки. В Краснодаре тоже страшные вещи творят: просто стесывают верхний слой кирпича, так что вровень со швами получается, совершенно гладкая плоская стена. Говорят: «Швы выветриваются», это в мозгах у них выветривается. Уж лучше, как у нас, все пообмазать в три слоя, глядишь, отвалится. Но сейчас же краска синтетическая, она десятилетия не смоется. Это же не старая клеевая, которая смывалась дождями и стиралась временем очень красиво. Рим — тот сплошь в живописных подтеках и лохмотьях выцветшей охры. Хотя, конечно, Краснодар уделывает нас по благоустройству. Вот мы на Садовой стоим — есть хоть одна непогнутая решетка ограждения? А в Краснодаре нет покосившихся ограждений и заросших газонов в центре города. Вот еще примета Ростова — перевернутые вверх тормашками решетки. Фасон был общий для многих городов-миллионников. Но только в Ростове они уже 30 лет меандром вниз стоят, а меандр — то, что греческой волной называют, — должен идти поверху. Зато понаставили кадок — это европеизация такая по-немецки: все красить, чтоб как новенькое, все деревья — в горшки.

Верх украшательского маразма расположен у нас на Садовой, 105. Вот боковая стена здания университета — взяли и прицепили на нее еще один «фасад» Ну, здесь же ученые сидят. Был бы мозг — было бы сотрясение. А хотите сойти с ума от «реставрации»? Посмотрите на здание ДФК, бывшего Коммерческого клуба, в Первомайском парке. Не для слабонервных. Там поставили мерзкие пластиковые окна а откосы облицевали сайдингом. Просто зверство. К российским бедам из дураков и дорог впишите евроремонт. Скульптурная композиция фонтана под ротондой этого парка не менялась в течение столетия, а теперь там уродливая ваза из какой-то дряни под камень и китайская сортирная мозаика.

Самое несчастное здание — бывший кинотеатр «Победа». В 80-х годах его реконструировали очень стильно, в эдаком постмодернистском духе прямо новую жизнь в здание вдохнули. И вот — новейшая история. В рамках возвращения к фасадному наследию царского режима затеяли свою любимую ретрореконструкцию. То, что сейчас, — это просто нелепость, дурновкусие такое редкое и вызывающее, что вот этим кариатидам надо срочно румянец нарисовать. Стыдно. Очень не повезло зданию, сочувствую. Главный страх Ростова — серый цвет. Но, скажем, модерн вообще не предполагает крашеных стен. Классический модерн — это цвет цемента, штукатурки. Да, там возможны декоративные элементы — вставки из глазурованной плитки. Я обалдел еще в далеком 1980-м, когда увидел в Евпатории, что начали особняки модерна делать цветными. То есть люди вообще вне контекста, не видели в своей жизни ничего. А теперь все это в Ростове. Ну, ростовчане — яркие люди. Свои цвета, свой дресс-код.

Ворошиловский проспект
— Поставили «к дороге задом» новые остановочные комплексы — подглядели у кого-то, а оформить уже духу не хватило. Решили «ростовского юмора» добавить. Вот стоит будка на пересечении Горького и Ворошиловского Ну что это «верю — не верю», сидят там наши культурные деятели, сами на себя не похожие. Ну это же угол Горького и Ворошиловского. Специально же для вас картину еще в 30-х нарисовали «Товарищи Горький и Ворошилов в тире». Вот и повесили бы репродукцию.

Сергей Номерков в подземном переходе.jpg

Кугутню в Ростове полюбили из-за ностальгии. Мозаика эта в переходах — когда все это делали, слово «китч» не использовали, а называли просто кугутней. Все резко в это влюбились просто потому, что это перешло в разряд воспоминаний. В этом их обаяние. Дурновкусие, конечно. А эту новую серую плитку правильно ругают, у этой плитки нехорошая глубина, ненужная, отвлекает. Но вы на сами картинки посмотрите, у них же у всех лица одинаковые. Все люди на одно лицо, и снеговик такой же. Кстати, когда будете на железнодорожном вокзале, обратите внимание: слева и справа горельефы по фасаду идут. Сразу видно, левую часть один человек делал, а правую — другой. На левой все совершенно одинаковые и статичные, на правой — все совершенно разные, и композиции очень динамичные. Я не говорю, что одно лучше другого, просто это совершенно разные истории. Но это и хорошо, такой ростовско-нахичеванский дуализм.

Буденновский проспект
— Вот цирк у нас правильный — совершенно безбожный, языческий римский храм. Прекрасное здание. Рядом «Астор-плаза» — это уже из храмов нового бога — консьюмеризма. Два храма на одном перекрестке. Самое страшное — потерять исторический вид застройки ниже улицы Станиславского. Понимаете, чего мы вообще лишимся? Один немец знакомый приезжал, который долго жил в Канаде, я поводил его по району Старопочтовой, это и есть Станиславского. Так он говорит: слушай, у меня дежавю, это же старые районы Торонто и Квебека — невозможно отличить. 

Раздражает бутафория. На набережной нашей решетки как будто литые чугунные — присмотришься, рамы сварные. Шары, на которые решетки якобы опираются, отваливаются. Я один домой даже унес на память — они просто отрываются и валяются на дороге мячиками. Набережную устроили по типу Геленджик-Туапсе. Китч и провинциализм. Посмотрите на Батуми. При кровавом режиме неплохо у них набережная стала выглядеть. Модернистские светильники, прогрессивные малые архитектурные формы. Не надо ничего выдумывать, проще покупать, например, в Италии сейчас есть специальные фирмы, которые просто шедевры делают — на заказ, под определенный город стиль разрабатывают. Конечно, затратнее, чем пластиковые фонари понаставить.

Соборный переулок
— Вот он, Соборный ваш любимый. Начинается: памятник сантехнику — это чтобы было с чем обниматься. Давайте дальше делайте из Ростова Туапсе. Ну не получилось архитектурно. Цель такой улицы — создать ритм. Перспективный ритм здесь ослабленный, сплошная брадикардия. Потому что все элементы дохленькие. Фонарики эти пластиковые дохлые, растения чахлые. Чахлость во всем, пунктирные нити. Да давайте еще нищих с Соборной площади уберем. А где христианам проявлять свое милосердие по большим праздникам? Все, уходим отсюда, у клиента нитевидный пульс. 
Авторы: Екатерина Максимова (журнал «Нация», ИД «ЕвроМедиа»)