Чего не хватает России

В последние годы во многих исторических центрах появились благоустроенные пешеходные зоны. Однако, по мнению экспертов, этого недостаточно для качественного развития общественных пространств в городах

05.12.2016

Своим мнением о том, как интересно и комфортно организовать публичные места, поделились с «Вестником» специалисты! из разных городов Юга России.

Денис Аршинский, руководитель архитектурной мастерской D.A.Architecs:
— О необходимости создания новых комфортных общественных пространств в России, и в частности в Краснодаре, всерьез заговорили недавно, поэтому пока в городе не появилось ничего принципиально нового в этом направлении. Происходит лишь планомерное развитие и благоустройство уже существующих мест. Единственной территорией, где пока удается частично сохранить историческую среду столицы Кубани, является ул. Красная. Здесь в разное время были размещены объекты, нарушающие целостность и масштаб исторической застройки, однако сегодня они представляют историю нашего города. В то же время размещение в пределах исторического центра современных 18-20-этажных многоквартирных домов, уместных лишь для возведения в удаленных жилых микрорайонах, я считаю непоправимой ошибкой. Парковая инфраструктура Краснодара не всегда отвечает современным требованиям. Краснодарские парки продолжают эксплуатировать морально устаревшую модель,
зачастую прибегая к банальной продаже или застройке части территорий. В качестве отличного примера развития общественного пространства я хочу привести парк Бруклин Бридж в Нью-Йорке, который уникален во всех своих аспектах: историей создания (по инициативе жителей района), функциональным набором, возникшим благодаря всестороннему предпроектному анализу, финансовыми показателями парка. Безусловно, исторические центры городов нуждаются в сохранении, но не менее важным моментом является их деликатная интеграция в цельную ткань города. Следует понимать, что Краснодару необходимо комплексное переустройство более половины застроек, и приоритет в этой работе должен быть сделан в пользу качества вновь создаваемой городской среды и общественных пространств нового уровня. Современное общественное пространство должно не просто предоставлять людям комфортные условия для досуга, но и побуждать горожан к социальной активности, способствовать формированию городских сообществ. Невозможно получить качественно развитое общественное пространство без всестороннего исследования, результатом которого должны стать неочевидные изначально проектные решения. Горожане должны сами формировать запрос на позитивные изменения, а побудить их к этому могут открытые архитектурные конкурсы. Сегодня в Краснодаре группой архитекторов совместно со студентами факультета архитектуры и дизайна КубГу проводится исследование «Пути и пространства», посвященное данной теме, которое будет представлено в рамках выставки «Юг-билд 2016».

Владимир Кирьязиев, директор ООО «Новая Аттика»:
— Тема комфортного развития общественных пространств в последние годы активно обсуждается урбанистами. Весь мир давно пришел к осознанию того, что благоустроенное общественное пространство притягивает в город гостей, являясь своего рода плацдармом для привлечения инвестиций. К сожалению, Ростов-на-Дону не может похвастаться необычными и комфортными уличными территориями для пеших прогулок. Исключение, пожалуй, составляет улица Пушкинская, от пр. Ворошиловского до пр. Театрального, где почти закрыт проезд автотранспорта. Отсутствие транспорта в этом створе мгновенно стимулирует «обживание» этой территории под общественные функции — места для встреч, мероприятий, шопинга, общепита, в чем выражают заинтересованность не только местные предприниматели, но и даже городская власть. К недостаткам освоения этого пространства следует отнести прежде всего отсутствие архитектурно-дизайнерской составляющей, поскольку на ее основе должно быть выполнено и оборудование, и малые архитектурные формы, а также колористика и тематические мини-пространства. Сейчас эти аспекты, к сожалению, выполнены при отсутствии единой художественно-пространственной концепции.
В развитии, а именно в архитектурно-пространственном и художественно-дизайнерском освоении, на базе оригинальных концепций нуждается прежде всего историческая часть города, в которой сохранена архитектура первоначальной застройки донской столицы, в границах пр. Ворошиловский — пер. Халтуринский — ул. Станиславского до ул. Береговой. Эту историческую территорию можно частично освободить от транспорта, создав интересные общественные пространства, пешеходные зоны, максимально вписав историю города в контекст этих пространств. Для реализации этой идеи городским властям потребуется максимально отселить людей из старых кварталов, обратив освободившиеся пространства под музеи, галереи, клубы и кафе, придав тем самым территории историко-общественную направленность. Примером качественного развития подобной зоны можно считать Пражский град в столице Чехии.

Александр Кузнецов, заместитель министра строительства и архитектуры Республики Крым — главный архитектор:
— Республика Крым обладает самым большим количеством исторических мест, имеющих в том числе общероссийское и общемировое значение. На нашей территории находится крупнейший в Европе парк львов «Тайган», уникальное явление природы Белая скала, удивительная пещера «Ухо земли»... На одном небольшом полуострове собрана целая плеяда уникальных древних городов — Керчь, Евпатория, Феодосия... В советские годы для развития общественных пространств в этих городах было сделано немало. Однако длительный период «мягкой оккупации» оказал свое влияние на историко-культурный потенциал полуострова. Все объекты оказались в запущенном состоянии. Сегодня в республике ведется инвентаризация объектов историко-культурного наследия для включения их в общероссийский реестр. По моим данным, 198 объектов будут включены в схему территориального планирования полуострова, которая в ближайшее время будет утверждена.
Однако следует понимать, что для активного развития рекреационного потенциала республики недостаточно ограничиться лишь восстановлением общественных зон культурного отдыха. Необходимо максимально задействовать и развивать все возможности дорожной и транспортной инфраструктуры, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ всем желающим ознакомиться с уникальными достопримечательностями Крыма.

Роман Силиков, старший преподаватель кафедры архитектуры жилых и общественных зданий Академии архитектуры и искусства ЮФУ:
— Город Новочеркасск задумывался как столица донского казачества. Только два города в России — Санкт-Петербург и Новочеркасск — строились по уникальным проектам: с широкими бульварами и площадями, с проспектами, расходящимися лучами от центральной площади. Центральная часть Новочеркасска и сегодня имеет свою неповторимую, свойственную неоклассицизму, но по-своему строгую архитектуру. Здесь местный колорит гармонично переплетается с французским высокомерием, поскольку изначально город проектировал французский архитектор, инженер Франц де Воллан. К сожалению, сегодня казачья столица не может похвастать в полной мере сохранностью исторических памятников архитектуры, градостроительных, инженерных решений, не может похвастать и развитием рекреационных пространств. На мой взгляд, равнодушие или отсутствие возможности у местных чиновников комплексно решать вопросы по содержанию этих пространств привело к тому, что, например, центральный городской Александровский сад, детский парк «Казачок» оказались в достаточно заброшенном, неприглядном состоянии. В них отсутствуют многие элементы, необходимые для комфортного отдыха. При этом Новочеркасск является историческим средоточием культуры Дона и казачества. Среди великого множества памятников архитектуры можно отдельно выделить въезд и выезд из города, которые обрамляют триумфальные арки и Вознесенский собор, ставший вторым патриаршим собором в России.
Широким спросом у жителей и гостей города пользуются историко-культурные объекты, такие как музей истории донского казачества, краеведческий музей на пр. Платовском, донской казачий драматический театр. Именно в Новочеркасске я вижу богатый рекреационный потенциал, который при комплексном подходе мог бы стать отличным стимулом для развития и восстановления общественно-культурных пространств города.

Дмитрий Соколов, заместитель начальника управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации Астрахани — главный архитектор:
— Активная работа по развитию общественных пространств в Астрахани ведется давно. Еще к 450-летнему юбилею города, в 2008 году, была благоустроена часть набережной зоны реки Волги, которая стала излюбленным местом отдыха астраханцев и гостей нашего города. Сегодня продолжается благоустройство других зон набережной Волги. Хорошее подспорье для развития общественных пространств оказала Астрахани программа по переселению граждан из ветхого и аварийного фонда. В результате сноса старых домов будет расчищена территория для создания зеленых зон отдыха.
Однако, несмотря на наличие множества скверов, в нашем городе нет крупномасштабного парка культуры и отдыха (площадью более 4 га) с насыщенным досуговым функционалом, и это я считаю упущением. Астрахани необходим такой парк, который «зеленым коридором» объединит центр города с пригородной периферией. Не менее серьезной задачей, требующей оперативного решения, является и возведение объектов для размещения выставочных комплексов. Астрахань всегда была крупным узлом транзитной торговли, и сегодня в условиях импортозамещения эта сфера деятельности является эффективным механизмом для развития экономики региона.
Безусловно, одной из ключевых единиц архитектурного ландшафта и самой известной городской достопримечательностью Астрахани является историко-архитектурный комплекс кремля. Он формировался на протяжении четырех веков и насчитывает 22 здания-памятника, в числе которых присутствует один из самых красивых соборов России. Неординарность Астрахани заключается в эклектике — смешении древнего и современного зодчества. Здесь нет четких границ, разделяющих столь разноплановые архитектурные ансамбли. Этому способствовал тот факт, что Астрахань включена в перечень исторических поселений федерального значения. Сохранившееся историческое наследие города позволяет по праву считать его музеем под открытым небом. Однако наличие столь масштабной исторической площадки влечет за собой постоянное взаимодействие с министерством культуры Астраханской области, специалисты которого совместно с сотрудниками ООО ПИ «Астрахангражданпроект» разрабатывают проект охранных зон исторической части города. Этот документ позволит упростить процедуру согласования застройки, реконструкции и реставрации центральной исторической части Астрахани.
Авторы: Марина Коренец