Чего не хватает России

Эксперты сходятся во мнении, что реализация концепции комплексного развития левобережной зоны на качественном уровне расширит территорию донской столицы

06.05.2015

Эксперты сходятся во мнении, что реализация концепции комплексного развития левобережной зоны на качественном уровне расширит территорию донской столицы. К ЧM-2018 по футболу на левом берегу будет создан спортивно-рекреационный кластер, включающий в себя стадион, гребной канал, ипподром. В дальнейшем на этой территории могут появиться коммерческие и административные объекты. Донские участники архитектурно-проектного сообщества обсудили спорные вопросы по реализации концепции, которые возникают уже сегодня.

Виталий Колесник, и.о. председателя Совета партнерства СРО НП «Проектировщики Ростовской области», советник при ректорате ЮФУ по архитектурно-художественному образованию:
— Долгие годы территория левого берега Дона находилась в запущенном состоянии. Как ни пытались частные инвесторы благоустроить ее, выстраивая все новые рестораны, цивилизованного развития не получалось.
Реализация столь амбициозного проекта — концепции комплексного развития левобережной зоны, безусловно, потребует значительных капиталовложений. Однако серьезным препятствием к осуществлению задуманного являются слабые грунты левобережья. До сих пор геологи не пришли к единому выводу о том, как поведут себя подземные воды при укреплении мощным слоем песка. Песчаная подушка требуемой высоты — как минимум 3-5 метров — может спровоцировать затопление подвальных помещений Батайска. Поэтому принципы проектирования, как и дальнейшие строительные работы, должны обязательно базироваться на знании особенностей и структуры левобережной территории. Не менее серьезного решения потребует и вопрос обеспечения беспрепятственного транспортного сообщения. Реконструкция Ворошиловского моста никак не повлияет на транспортную напряженность, которая возникнет дальше, на узкой двусторонней дороге, ведущей от моста до будущего фешенебельного левобережья. Дорогу необходимо расширять, что также достаточно непросто в условиях пойменной зоны.
Архитектуру современной левобережной зоны я вижу в стиле модерн, но не классического стиля XIX века, а современного, с использованием инновационных конструкций и стройматериалов. Так неожиданно великолепно получился единый архитектурный ансамбль объектов олимпийского Сочи. Уверен, что архитектурные решения будущего центрального ансамбля на Дону — левобережной зоны — должны быть не менее эффектными и грандиозными. Британская компания Populous разработала интересный проект стадиона, согласно которому фасады спортивных объектов покроет мерцающая облицовка. Важным моментом при освоении левобережной зоны является обязательное сохранение леса, наличие которого не только играет положительную роль для сохранения поймы Дона, но и корректирует величину негативных испарений с поверхности воды. Поэтому реализация концепции развития левобережной зоны основана на сохранении леса и использовании его в качестве природной зоны для отдыха. Согласно проекту, чаша стадиона логично вплетается в часть природного ландшафта и будет размещена на холме, вдали от берега.

Владимир Перекрестов, главный архитектор ООО «Персональная творческая архитектурная мастерская»:
— Сегодня не умолкают дебаты о возможных последствиях строительства в пойменной части Дона. Однако это далеко не первый и не новый опыт. Строительство объектов на похожих территориях велось еще в советские годы, а с тех пор технологии шагнули далеко вперед.
Долгие годы развитие левого берега Ростова тормозило отсутствие требуемых для потребления мощностей коммуникаций. Сегодня эта задача будет успешно решена. Конечно же, столь замечательная природная территория донской столицы нуждается в активном развитии. Но вряд ли порадует гостей города размещенный вдоль дороги к будущему новому левобережному центру разноликий вид ресторанно-гостиничного комплекса. Здесь каждый собственник увеселительного заведения стремился превзойти своих предшественников-конкурентов по вычурности и блеску воздвигнутого объекта. В результате внешний вид левого берега стал ярким прообразом так называемой цыганской архитектуры. И если в темное время суток развлекательный комплекс изобилует светящими огоньками, то в дневное время представляет собой плачевную архитектурную картину, усугубленную неухоженной прилегающей территорией. Во избежание столь противоречивого диссонанса я считаю необходимым подвести ресторанно-гостиничный комплекс левобережья под единый архитектурный стиль современного центра донской столицы. И решать этот актуальный вопрос придется на законодательном уровне.

Юрий Шмаров, директор ООО «Градостроитель»:
— Уверен, что при грамотном подходе к формированию общегородского центра в пойменной левобережной зоне никаких техногенных проблем не возникнет, тем более что высотные здания не предусмотрены проектом застройки.
Предстоит сложная, но выполнимая задача, которая потребует надежной подготовки основания спортивного объекта — намыва песком, укрепления слабого грунта свайными конструкциями... Подобная работа уже была успешно выполнена при возведении многоэтажных жилых домов на въезде в Батайск. Согласен, что на укрепление грунта потребуются серьезные капиталовложения. Однако этот вопрос является второстепенным перед существующей сегодня проблемой нехватки земельных пятен, особенно тех, что расположены в непосредственной близости от центра города. Концепция застройки левого берега Дона уже сформирована. Остается лишь один актуальный вопрос об обеспечении беспрепятственного передвижения к новому городскому центру. Мощности Ворошиловского моста даже после его реконструкции не выдержат нагрузку огромного потока транспортных средств. Еще в советские годы главный архитектор области муссировал тему о строительстве моста в створе улицы Соколова, и сегодня эта актуальная задача требует незамедлительного решения. Также предстоит и строительство новой магистрали, ведущей к современному левобережному центру. Началом магистрали должно стать разветвление автодороги на Батайск, а замкнется она на объездной дороге Аксая. Необходимо помнить, что Ростов-на-Дону — это южный город, нередко именуемый воротами Кавказа. К сожалению, сегодня донская столица утрачивает архитектурный стиль купеческого города с красивыми лестницами, ведущими на набережную. Хочется верить, что авторы проекта застройки левобережной зоны учтут традиции и колорит нашего края и на левом берегу Дона появится замечательная зона для спортивных побед и культурного отдыха, выполненная в архитектурном стиле красивого южного города!

Светлана Комарова, ассистент кафедры строительной механики и конструкций Академии архитектуры и искусств ЮФУ, ведущий архитектор ООО «Архитектурно-Строительное Ателье»:
— Реализация концепции развития левобережной зоны донской столицы принесет городу ряд перемен. Появится большое количество объектов, отвечающих современным требованиям. Новые сооружения преобразят город, сделают его более привлекательным для жителей и туристов.
Получит развитие и транспортная инфраструктура: появятся метро, канатная дорога, новые развязки и мост. Транспортную связь с левобережной зоной будут осуществлять два моста: существующий и дублирующий, составляющие шесть полос. На время ЧМ по футболу одну из полос проезжей части планируется сделать пешеходной, для того чтобы сократить поток транспорта и предотвратить скопление транспортных средств. Также запроектированы канатная дорога и метро. Возможно, в будущем появится необходимость сделать дополнительные связи левой и правой сторон донской столицы. Тем не менее наряду с позитивными переменами реализация концепции развития левобережной зоны сопряжена с рядом проблем. Следует учесть, что объекты будут располагаться в пойменной зоне реки Дон. Несмотря на меры по предотвращению затопления территории, угроза существует. Вода может обойти преграды в непредвиденном направлении. Не менее важна и экологическая сторона вопроса, поскольку вмешательство в лесную зону затронет среду обитания животных и птиц. Необходимо максимально сохранить природные условия левобережья, грамотно организовать отвод воды, осуществить посадку зеленых насаждений.
Вызывает недоумение и факт ограниченных временных рамок при запланированном строительстве целого комплекса объектов. Чтобы концепция получила качественное развитие, нужно как минимум провести инженерные сети, развить транспортную сеть, построить гостиничные комплексы для принятия гостей на ЧМ-2018, завершить строительство долгостроя в центре Ростова на пр. Крепостном и ул. Сиверса. В то же время необходимость некоторых объектов левобережной зоны вызывает большие сомнения. Мы живем не в горных условиях, чтобы тратить значительные финансовые средства на строительство канатной дороги. Это интересно в качестве дополнительного средства развлечения и дохода, но сегодня в городе найдется большое количество объектов, представляющих наибольшую ценность и требующих безотлагательного финансирования. Конечно же, существующая архитектура Ростова-на-Дону не образует единого комплекса с современными проектируемыми зданиями. Концепция подразумевает застройку в одном стилистическом направлении, которое задает строящийся стадион. И, конечно же, уже сегодня у ростовчан назрел социальный вопрос. Будет ли комплекс доступен для посещения граждан со средним уровнем дохода или это будет VIP-зона для ограниченного числа горожан?

Анатолий Субботин, к.т.н., завкафедрой «Технология строительного производства и строительных материалов» ЮРГТУ, генеральный директор ООО «СПУ»:
— Развитие левобережья даст толчок к освоению большого пространства, где возможно создание донского архитектурного колорита.
На левом берегу Дона много заброшенных владений. Для быстрого и планомерного освоения левобережья такие угодья следует изымать и отдавать для освоения с жесткими требованиями по назначению и срокам освоения. Необходимо также создать новую сеть сквозных дорог, которые разгрузили бы второстепенные, проложенные непосредственно у ресторанов и гостиниц, чтобы снизить интенсивность движения в зоне отдыха. Некоторые проектировщики сходятся во мнении, что строить на пойменной территории невозможно. В основном такой точки зрения придерживаются специалисты, делающие капитал на работах, эффективность которых на практике сложно проконтролировать. Против они выступают потому, что закреплять обводненные грунты запрещено, все будут строить на сваях или плитных фундаментах. Хочу напомнить, что все культовые сооружения, построенные в Старочеркасске, Ростове-на-Дону, Новочеркасске и других населенных пунктах нашей области, характеризующейся залеганием просадочных грунтов, стоят на плитных фундаментах. Трудно представить доводы таких «специалистов» при начале строительства Северной столицы в начале XVIII века, а ведь мы любуемся творениями зодчих тех времен до сих пор.

Павел Костин, директор ООО «Персональная творческая мастерская архитектора Костина П.И.»:
— Считается, что архитектура — это история в камне. Зародившись как торгово-транспортный узел и оборонительный форпост, донская столица и сейчас развивается по этому пути, а архитектура как элемент, соответствующий купеческой культуре исторического развития, продолжает отражать эту роль.
В советские годы город интенсивно развивался как производственный и интеллектуальный центр Северного Кавказа, что позволило стать Ростову экономически самодостаточным. Многонациональность также нашла отражение в многочисленных стилях застройки. Сложнее ситуация с природой, которая подарила нам уникальный ландшафт. Через реку напротив города находится восстановительная среда. В сложные предвоенные и послевоенные годы был высажен на левом берегу лес, была благоустроена набережная, и дальнейшее продолжение в благоустройстве левобережья город получит в связи со строительством спорткомплекса к ЧМ 2018 года. Здесь потребуется жилая и торговая застройка, но главное не переусердствовать в этом направлении. Не хотелось, чтобы из окон жилых домов правобережья и его набережной жители города видели каменные джунгли жилой застройки. В освоении левобережья, я думаю, должна доминировать облагороженная до паркового уровня лесостепь.

Павел Костин ушел из жизни в апреле 2014 года. Редакция Отраслевого журнала «Вестник» выражает соболезнования близким и всем, кто знал талантливого ростовского архитектора.