Томас Шрадер: «Реконструкция стадионов после соревнований — это утопия»

Начавшийся в России кризис не мог не затронуть подготовку городов к ЧМ по футболу 2018 года

01.06.2015

Девальвация рубля привела к удорожанию смет на строительство стадионов почти на четверть, в связи с чем Правительство РФ рассматривает возможность оптимизации затрат и упрощения сложных технических процессов. Так, уменьшено количество тренировочных площадок с 48 до 37, вместимость стадионов в Калининграде и Екатеринбурге сокращена с 45 до 35 тыс. мест. Однако Томас Шрадер, вице-президент arenaCom, в эксклюзивном интервью поделился с «Вестником» сомнениями относительно перспектив реконструкции российских стадионов для режима наследия.

Пожалуй, самые серьезные перемены ожидают ростовский стадион «Левбердон-Арена». Его проект уже прошел все этапы экспертизы, но из-за роста курса валют, поскольку значительная доля оборудования для строительства стадиона является импортной, федеральные власти вынуждены оптимизировать затраты почти на 3 млрд рублей. Генеральный директор генпроектировщика арены ФГУП «Спорт-Ин» Дмитрий Попов сообщил «Вестнику», что решение об упрощении принятых проектов было рассмотрено еще в начале года. И сегодня уже власти Ростовской области согласовали с генподрядчиком ростовского стадиона ЗАО «Крокус интернешнл» предложения по удешевлению стоимости строительства. Так, кровля стадиона может быть сделана не в виде двух сходящихся бумерангов, а стать простой и замкнутой. Также монтируемые кресла (их число сократится на 5 тыс., останется всего 10 вместо 15 тысяч) могут быть установлены на дорогой металлической основе, а постоянные — на более дешевой бетонной. После ЧМ два верхних ряда кресел можно будет снять, а остальные расположить шире. Кроме того, будет проведено не полное обвалование стадиона с подземными входами, а применено террасирование. Таким образом, вход на стадион будет располагаться не под насыпью. а по специальным лестницам и террасам. Окончательное решение по всем пунктам изменений в проекте стадиона еще не принято.

«Нельзя забывать, что стадионы строятся на бюджетные средства»
— В последнее время для крупнейших спортивных мероприятий в мире реконструировано или построено более 80 стадионов в 23 странах мира, — рассказал «Вестнику» вице-президент arenaCom Томас Шрадер. — Средняя стоимость подобных проектов — 8235,5 млн. Но большинство из этих объектов не стали коммерчески успешными, 56 из них перешли в категорию так называемых «белых слонов», став финансовым бременем для своих муниципалитетов. Кстати, сегодня в Западной Европе идет острая дискуссия о целесообразности проведения крупных спортивных мероприятий. Последние опросы показали, что 70% немцев не хотят проведения у себя Олимпиады в силу огромных затрат, с ней связанных. Поэтому мы все время должны помнить об одном: спортивные арены строятся в основном на бюджетные деньги, средства налогоплательщиков. И мы не можем позволить себе плодить «белых слонов». Какова ситуация в России? Помимо тех стадионов, которые уже работают,  планируется построить еще семь арен, бюджет проекта составляет более 152 млрд рублей. Но, по сообщениям СМИ и сложившейся практике, в действительности выйдет больше. Минимум четыре стадиона РФ рискуют стать «белыми слонами» — в городах, где нет клубов высшей лиги, — в Нижнем Новгороде. Самаре. Волгограде, Калининграде. Кто будет приходить сюда после ЧМ? Уверен, что необходимо уже сейчас продумать планы по увеличению людского потока вблизи стадионов и по проведению различных мероприятий, чтобы они использовались как можно чаще: это позволит хоть немного снизить операционные затраты.

Нужна ли реконструкция?
— Мы много говорим о необходимости реконструкции стадионов после ЧМ, снижении количества посадочных мест... Но это будет стоить порядка 50-70 млн евро. Кто все оплатит? За время своей работы я не видел ни одной арены, где это бы произошло. Поэтому мы в arenaCom стремимся разработать такую концепцию стадиона, которая была бы изначально экономически обоснована, чтобы объект мог работать семь дней в неделю, став не просто футбольным (или баскетбольным и т.д.), а многофункциональным. Ведь игры проходят не так уж часто, и по пальцам можно сосчитать артистов, способных наполнить огромный стадион: они ездят редко и только по крупным городам. Возьмем стадион в Калининграде. Проектом предусмотрено расположить в его углах администрацию арены и администрацию ФК «Балтика». Кроме того, предполагается, что оператор создаст здесь дополнительные службы и сервисы, например, была идея сделать гостиницу (их в Калининграде не хватает) или медицинский центр — со штатом врачей, современным оборудованием, фитнес-клубом и спа. Для этих целей есть свободные 15-20 тыс. кв. м.

В Волгограде также необходимо как можно тщательнее продумать концепцию, чтобы минимизировать потери. Может быть, стоит переоборудовать трибуны со стороны Волги под отель: там прекрасный вид. а в городе всего одна трехзвездочная гостиница. Правда, прибыльным этот стадион не станет все равно, это совершенно исключено. В вопросе рентабельности, кроме того, крайне важно учитывать и момент ценообразования: в Германии на обычный матч Бундеслиги за стоячие места вы заплатите порядка 15 евро, за обычные места на трибуне — 40-50 евро, за VIP — 350 евро. В России цены гораздо ниже — 200-300 рублей за обычное место на трибуне, 800 — за VIP. С этой стороны совершенно нереально ожидать прибыль (учитывая, что на матчи немецкой Бундеслиги в среднем приходит 45 тыс. зрителей, а в России средняя посещаемость — 13 тыс. человек). Поэтому для всех стадионов РФ жизненно важно найти солидного якорного арендатора и разработать жизнеспособную концепцию коммерческой эксплуатации стадиона.

Операторская работа
— Чтобы стадион был максимально эффективным, важно как можно раньше найти оператора с бизнес-концепцией по управлению.
Муниципалитеты часто пытаются снять с себя ответственность за дальнейшую судьбу арены и нанимают «частника» для управления. Проблема в том, что крупнейшие частные УК, которые управляют стадионами в Европе и Америке, должны иметь определенный гарантийный фонд, чтобы насколько возможно минимизировать свои риски, а это затратно. Но у них есть сильное преимущество — множество идей как вдохнуть жизнь в стадион.

Я бы рекомендовал нанимать муниципального управляющего, поскольку он будет более тщательно контролировать все цены. При этом, поскольку профильные компании в России пока еще неопытны. необходимо консультироваться с более сильными игроками (коммерческими компаниями) хотя бы на протяжении первых полутора лет.
Авторы: Ольга Лазуренко