Питер Айрес: «У российских стадионов будет особый режим наследия»

Пятого сентября откроется еще одна российская футбольная арена, которая примет матчи чемпионата мира 2018 года

21.07.2014

Пятого сентября откроется еще одна российская футбольная арена, которая примет матчи чемпионата мира 2018 года. Стадион для ФК «Спартак» будет носить название «Открытие Арена» и соответствовать мировым стандартам. Директор проектов компании АЕСОМ, генерального проектировщика новой арены в Москве, Питер Айрес рассказал заместителю главного редактора журнала Ольге Лазуренко о мировых тенденциях в дизайне спортивных сооружений и специфике режима наследия для российских стадионов после чемпионата мира по футболу 2018 года.

Стадион «Открытие Арена» обещает стать уникальным по ряду параметров. Во-первых, проект предусматривает размещение необычно большого количества лож: на западной трибуне стадиона их будет 48 (классических — площадью 33,3 кв. м и элитных — 44,4 кв. м), также здесь будут размещены две большие клубные ложи, одна из них — президентская. Во-вторых, согласно проекту мэрии Москвы «Тушино-2018», вокруг стадиона планируется построить жилые дома и офисы, объекты социальной инфраструктуры, досуга и отдыха. Проживать здесь будут около 28 тыс. человек, почти столько же приезжать на работу. Генеральное проектирование и авторский надзор за строительством стадиона выполнила AECOM. Директор проектов компании Питер Айрес поделился своим мнением, зачем российским стадионам необходимо сокращать вместимость после ЧМ по футболу и как сделать посещение арен более привлекательным для болельщиков.

Как обеспечить заполняемость стадионов после крупных мероприятий
— Это ключевой вопрос, который больше всего сегодня волнует и проектировщиков, и заказчиков. В последние годы в дизайне стадионов акцент делается на режим наследия, а не на те игры, для которых он создается. Это началось с Олимпийских игр-2012 в Лондоне, где концепция наследия в целом лежала в основе всего дизайнерского процесса. Процесс продолжился при подготовке к Играм в Рио в 2016 г., где множество сооружений являются временными: они либо будут потом переведены в режим наследия, либо будут разобраны и использованы где-то еще. Так что принципы формирования режима наследия в приоритете для объектов Олимпийских игр, и, надеюсь, сооружения к ЧМ будут не менее продуманными. Говоря о российских объектах, важно понимать, какое соотношение временных и постоянных конструкций будет разумным для конкретного стадиона. Конечно, каждый город, каждая территория уникальны, и очень важно тщательно продумать все детали до того, как дизайн-проект будет утвержден. Только правильно подобранное соотношение, выверенные размеры объектов гарантируют успешное существование стадионов в режиме наследия. Кстати, если стадион планируется уменьшать после крупного мероприятия, то имеет смысл освещение и отопление частично подавать через временные сооружения.

Дефицит билетов может увеличить спрос на годовые абонементы на стадион
— Такая ситуация должна повторяться время от времени, не постоянно. Если люди знают, что бывают матчи, билеты на которые не достать, это побудит их покупать сезонные абонементы, становиться членами клуба. Им это будет необходимо, чтобы иметь билеты на лучшие игры.
Если посмотреть на среднюю посещаемость стадионов современной российской премьер-лиги, то вы увидите, что она довольно низка. Только несколько самых крупных клубов с хорошей финансовой поддержкой смогут собрать полный 45-тысячный стадион уже после ЧМ. Такие клубы, например, как «Шахтер» (Донецк), действительно могут собирать большие стадионы. Но даже в Москве или Санкт-Петербурге 45 тыс. фанов — нереальная цифра для клуба. До тех пор пока не будет сделано что-то глобальное, что изменит качество и количество фанатов, не стоит оставлять в режиме наследия 45-тысячные стадионы. Большинство даже крупных клубов могут рассчитывать не более чем на 25-30 тыс. человек, и то при условии, что стадион будет эффективно управляться. Так что, с нашей точки зрения, при проектировании стадионов следует сфокусироваться на последующем их уменьшении до более адекватного размера после ЧМ.

Привлекать новых зрителей важно всегда, независимо от способа развития стадиона

— Для России определенный вызов состоит в том, чтобы сформировать новый класс болельщиков — средний между традиционным сообществом фанатов, каким оно является сейчас, и более высоким — VIP-болельщиками. Сегодня между ними существует разрыв, и именно в этом пространстве должен сформироваться новый тип зрителей. В Европе серьезные изменения в культуре боления произошли именно тогда, когда мидл-класс пошел на футбол. Но если вы хотите привлечь этих людей, нужно создать привлекательную и безопасную среду с разнообразием удобств и сооружений для любых нужд. Они должны почувствовать себя важными и желанными гостями, независимо от исхода игры. Если будет хоть малейшее сомнение в безопасности, люди просто не придут на стадион.
Также им нужно предложить большое разнообразие услуг (еда, спортивное оборудование и т. д.) по разным ценам, причем услуги должны быть не просто дешевыми и дорогими, а именно разнообразными. Это тоже привлекает: человек чувствует, что здесь готовы прислушаться к любым его потребностям.
Также нужно присматривать за традиционными фанами. Если обычный болельщик садится на типичные фанатские трибуны, его может напугать их поведение. Поэтому надо быть очень внимательными ко всему, что там происходит, и желательно иметь секторы для разных типов болельщиков. В Великобритании в последние 30 лет статистика посещения футбольных матчей существенно выросла благодаря женщинам. И в целом мужчины обычно ведут себя лучше, когда рядом дамы. Но, если хотите, чтобы больше болельщиц приходило на стадион, вы должны убедиться, что для них созданы привлекательные условия. Ключевой момент в этом вопросе — организация достаточного количества туалетов. Для женщин это очень важно, среди всех жалоб на посещение матчей на первом месте у них всегда очереди в туалет.

Важен не столько дизайн, сколько наличие инфраструктуры
— Конечно, дизайн тоже имеет большое значение, стадион должен быть привлекательным для посещения. Но это не главное.
Из обязательных объектов на первом месте — зона общепита. Если вам удается привлекать на стадион семьи, можно организовать зону для детей. Но, как правило, с точки зрения экономики, наиболее эффективно размещать в здании стадиона спортивные клубы и велнес-центры. Еще, думаю, отель на территории стадиона — неплохая мысль, особенно для путешествующих во время ЧМ фанов. Но иметь отель именно в здании стадиона совсем необязательно и часто нецелесообразно. Потому что проживающие там гости будут испытывать дискомфорт во время проведения матчей. В мире не так много примеров отелей, встроенных в стадионы, поэтому мы не советуем это делать. Одно из ярких исключений — отель в здании стадиона Stamford Bridge (FC Chelsea в Лондоне). Это настолько статусный стадион, что гость отеля смирится с неудобствами, чтобы только проживать в таком месте. В остальных случаях вы точно прогадаете.

Брендинг зависит от типа стадиона
— Если его арендуют сразу две команды, очень важно, чтобы у каждой была своя часть. И чтобы забрендировать в таком случае, приходится применить фантазию. Например, Allianz Arena (домашний стадион для FC Bayern Munchen и TSV 1860 Munchen) использует для этого разные типы освещения. Или же в своей зоне клуб может использовать «домашние» цвета, развесить фото со своими героями. Это очень важно — дать игрокам и болельщикам почувствовать, что они «дома».Конструктивные особенности стадиона ФК «Спартак». В конце 2012 года о подробностях строительства и конструктивных особенностях стадиона для ФК «Спартак» Питер Айрес рассказал британскому журналу New Civil Engineer (www.nce.co.uk).
«Трехуровневые VIP-ложи, которые полностью занимают один из боковых секторов, — явление уникальное. По крайней мере уникальное для футбольных стадионов, потому что идея трехуровневого отделения, где расположены VIP-и корпоративные ложи, президентский номер, заимствована с ипподрома. В нашем случае это стало ответом на особый запрос особого заказчика. Мы начинали с проекта с одним или двумя уровнями лож по кругу. Однако, поговорив с клиентом, поняли, что изолированные, при этом связанные между собой VIP-ложи — то, что больше подходит российскому менталитету».
«Огромные размеры крыши стадиона — неизбежное следствие того, что она должна выдержать давление снега в 2,4 килоньютона/кв. метр. В Москве очень сильные снегопады, и шег может примерзнуть к крыше буквально на всю зиму. Давление возрастает, когда снег то тает, то вновь замерзает, да еще идут дожди. Поэтому нам пришлось применить некоторые интересные решения. Чтобы минимизировать вес конструктивных элементов и собственный вес крыши, мы пригласили канадскую компанию RWDI провести ряд тестов и определить схему стока воды и распределения снежных наносов. Это позволило сконструировать крышу таким образом, что на нижний уровень попадало меньше снега, а более высокие нагрузки пришлись на второй уровень».
«Каркас стадиона закреплен на 7,6-метровой сетке, что позволяет расположить сборные сиденья с максимальной частотой. Чтобы противостоять перепадам температуры от -40° до +40° С, чаша стадиона поделена на 12 сегментов с вертикальным соединением, которое крепится на расстоянии примерно 50 м между трибунами. Каждый из 12 сегментов имеет свою стабилизирующую систему, что делает их практически независимыми. Это хорошая новость для подрядчика: такая «многоступенчатая» схема удобна при строительстве».
Авторы: Ольга Лазуренко