Чего не хватает России

По распоряжению губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, в краевой столице началась серьезная работа по благоустройству и приведению города к единому архитектурному облику

28.07.2014

По распоряжению губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, в краевой столице началась серьезная работа по благоустройству и приведению города к единому архитектурному облику. Все мероприятия будут реализовываться на основе решений, выработанных специалистами федерального, краевого и муниципального уровня во время подготовки к Олимпиаде в Сочи. Эксперты сходятся во мнении, что благодаря такому подходу в ближайшие пять лет Краснодар должен значительно преобразиться. Своим видением ситуации поделились с «Вестником» представители муниципалитета и практикующие архитекторы краевой столицы.

Игорь Мазурок, директор Департамента архитектуры и градостроительства Краснодара:
— По решению главы региона для максимального использования наработок Сочи в Краснодаре начал действовать краевой штаб, который назначен координатором всех работ по благоустройству и развитию инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры города.
На реализацию первоочередных мероприятий по развитию городской инфраструктуры город получит финансирование из краевого бюджета. В частности, в рамках подпрограммы «Краснодару — столичный облик» в 2014 г. планируется направить порядка 2,3 млрд рублей на проектирование, строительство и ремонт дорог, продолжение обновления парка городского общественного транспорта, реконструкцию парков и скверов и т.д. Масштабное обновление начнется с исторической части центра, в структуре которого порядка 300 кварталов. Для каждой группы домов определены эталоны цветовой гаммы для кровли, стен, цоколя, дверных рам и оконных проемов, откосов окон и дверей, ограждений балконов. Причем для кровли рекомендованы несколько оттенков темно-коричневого цвета, для стен — светлые тона, в том числе белый или бежевый. Утвержден единый образец мощения тротуарной плиткой пешеходных зон. Будет использована плитка двух цветов: светло-серого в качестве основного и темно-серого — для контраста. Обозначенная диагональная технология мощения плитки не только облегчит ее укладку вблизи зданий, на поворотах, но и придаст индивидуальность внешнему виду города. Сегодня продолжаются подготовительные работы по замене существующих городских заборных ограждений на новые, которые планируется изготовить в том числе и в цветовой гамме природного камня и натурального дерева. Уже заметно преобразились улицы краевой столицы, на которых были ликвидированы вывески, избыточная реклама, незаконно установленные мелкие торговые точки.

Денис Аршинский, руководитель архитектурной мастерской D.A.Architects:
— Несмотря на высокую инвестпривлекательность Краснодара, его архитектурный потенциал не реализуется в полной мере, поскольку появляющиеся объекты не способствуют созданию и поддержанию качественной среды.
При застройке необходимо учитывать принципы формирования «устойчивой» среды, то есть городское развитие без ущерба будущим поколениям. Если гармонично не застроить какой-либо участок территории, то лучше сразу отказаться от задуманного — цена градостроительных ошибок очень высока. Однако при нынешнем строительном буме, спровоцированном реализацией государственных программ по увеличению квадратных метров жилья, идет погоня за статистическими показателями, а не за качеством сохранности и улучшения архитектурной среды. Буквально через несколько лет такого активного строительства у города могут возникнуть проблемы с транспортом и инженерными коммуникациями. Именно эти задачи требуют конкретных системных мер и нуждаются в оперативном решении. Для этого необходимо партнерство архитектора и заказчика, соблюдение принципов профессиональной культуры всеми участниками рынка. Конечным потребителем среды являются жители, которые пока несопричастны к процессу застройки и благоустройства. Зачастую они воспринимают застройку по факту, как насаждаемое бизнесом нарушение их прав на комфортную среду. Похожее отношение сегодня сформировалось у горожан и к формированию нового облика Краснодара. Для развития устойчивой городской среды, формирования и обсуждения целей и задач, устраивающих всех участников градостроительного процесса, необходимо создание независимой дискуссионной площадки.

Александр Кузнецов, заслуженный архитектор Кубани, координатор ОП по ЮФО, директор НП СРО «РОПК»:

— Формирование нового архитектурного облика Краснодара является логичным продолжением масштабной реконструкции, которая началась еще в 2005 году и была приостановлена из-за финансового кризиса.
Долгие годы внешнему облику города не уделялось пристального внимания. Изобилие кричащей рекламы, уличная торговля, разноплановое дорожное покрытие и многое другое нарушало не только единство архитектурного ансамбля, но и комфортную среду проживания. Сегодня центр города избавлен от рекламного мусора, ведутся работы по типовому озеленению, ансамблевому ограждению, освещению, благоустройству дорожного полотна, которые позволят при минимальном вложении средств придать краевой столице красивый, ухоженный облик. Реконструкции требуют и памятники архитектуры, за счет их владельцев придется финансировать работы. И это правильное решение, поскольку наш город по наличию малого и среднего бизнеса является одним из лидеров России.

Однако невозможно за несколько лет создать принципиально новый архитектурный облик, который формируется столетиями. Надо изменить подход к появлению новых застроек. Требуется привлечь внимание общественности, создать градостроительные советы с обязательным привлечением профессионалов архитектурно-проектного рынка, которые будут рассматривать возможности диссонансных отступлений новых объектов от единого архитектурного ансамбля территорий. Сегодня идут мероприятия по благоустройству «первой» архитектурной линии Краснодара. Сравнивая украшательство города с модным гардеробом, можно считать, что город приобретает роскошную обувь. Да, пока не хватает денег на шикарный костюм, но начало положено, и я уверен, что мы идем по правильному пути.

Федор Мирошников, индивидуальный предприниматель, член Союза архитекторов России:
— Ошибки в градостроительстве и архитектуре остаются на века. Поэтому, требуя формирования нового столичного облика Краснодара, местные власти в первую очередь должны быть сами заинтересованы в этой кропотливой работе.
Начать формирование нового облика Краснодара надо с элементарных решений: разработать проекты реконструкции магистральных и гостевых улиц, определить красные линии, стоянки, убрать или заменить на новые лишние столбы, провести ревизию зеленых насаждений и наконец-таки разобраться с самоизолированными несущими проводами «Торсада», проложив кабели под землей. Но есть и задачи посложнее. В первую очередь столичный облик предполагает конкурсное отношение к застройке, как минимум в центральной части. Предлагаю как краевому, так и городскому руководству проводить ежегодные конкурсы на разработку элементов столичной среды и части его территории. Вся градостроительная планировочная документация должна разрабатываться только по заказу городской и краевой администраций на бюджетные деньги, без права корректировки инвесторами. В краевой и городской администрации, помимо существующих служб, должны работать 4-5 экспертов высокого класса для принятия ответственных решений, формирующих облик города. И эти решения должны приниматься властью на основе гласных письменных мотивированных заключений экспертов. Рядом с Яблоновским мостом сейчас планируется строительство нового мостового перехода. Сомневаюсь, что это станет конструктивным шагом для решения транспортных проблем, поскольку подводящая дорожная структура к двум мостам останется прежней и не задействует сети дополнительных дорог и магистралей. Не лучшим решением я считаю и строительство храма на ул. Красной, где располагается развлекательно-прогулочный бульвар, уникальный в дендрологическом плане. Изначально проектировщики не планировали по оси бульвара никаких значимых объектов, за исключением одной из знаковых достопримечательностей города — кинотеатра «Аврора».

Юрий Щербинин, профессор, почетный архитектор России, индивидуальный предприниматель:

— Современное развитие Краснодара должно продолжать имидж теплого, уютного города, сомасштабного человеку. И формировать его надо, максимально сохраняя его самобытность, адаптируя и развивая ее в соответствии с задачами нового времени.
Для эффективной работы штаба по формированию нового облика Краснодара необходимо разработать программу, определив этапы работ по части благоустройства, ремонта и реконструкции существующих и строительства новых зданий жилого и общественного назначения. Нужно конкретизировать задачи по реконструкциям улиц, кварталов, районов и на основании этого выполнять проектные работы. Однако перечень задач по формированию нового облика Краснодара возглавляет доминирующая транспортная проблема. В соответствии с генеральным планом в первую очередь следует завершить автодорогу от Садового моста до улицы Московской, на продолжении ул. Кубано-Набережной до ул. Думенко в ЮЖР и соединить ее с ул. Лукьяненко — Калинина. И третья магистраль, на которую необходимо обратить первостепенное внимание, — продолжение ул. 40 лет Победы до Восточного обхода в район пос. Знаменский. Конечно, застройка города, его градостроительная политика во многом зависят от главного архитектора города. Но о каком качестве работы главного архитектора можно говорить, если за последние неполные девять лет в Краснодаре работает уже шестой главный архитектор? Результатом такой нестабильности стало появление неудачных, на мой взгляд, построек в городе, таких как кафе в парке 30 лет Победы, построенное вплотную к вантовому мосту (мост новобрачных), АЗС на берегу реки Кубань у Тургеневского моста, гостиница на углу ул. Красная и Мира и др. Хочется верить, что планируемые архитектурно-строительные преобразования города принесут свои позитивные плоды и город обретет новый качественный уровень: в нем будет удобно и комфортно жить, творить, развиваться!

Владимир Малюк, председатель правления Краснодарской региональной организации Общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России»:
— В сравнении со многими городами России Краснодар находится в великолепном состоянии. Но если посмотреть на него через призму Сочи, то, безусловно, он меркнет на этом великолепном фоне.
Намерение властей о формировании нового облика краевой столицы считаю позитивным началом. На первых порах нужно проработать развертки улиц, начиная с центральной части города и гостевых трасс, убрать многочисленную пеструю рекламу. Далее необходимо внести дополнения в программу «Краснодару — столичный облик», в правила землепользования и застройки муниципального образования, в части доступности для маломобильных групп населения не только объектов, но и городской среды: пешеходных переходов, остановок, городского транспорта, а также определиться с цветовым решением строящихся и реконструируемых объектов. Это не значит, что все здания будут одного цвета. Хорошим примером может служить купеческий Ейск в сохранившейся дореволюционной застройке. Еще в 1851 году городской архитектор разработал 20 типовых проектов жилых домов и 24 проекта заборов, арочных въездных ворот и калиток. Весь город застраивался по этим проектам. И надо отметить, что получилась очень приятная и гармоничная застройка, не кажущаяся монотонной.

Для реализации уникальных объектов, выполненных в иной стилистике, проекты должны рассматриваться архитектурно-градостроительным советом с привлечением профильных специалистов. Еще более правильным решением было бы широкое проведение архитектурно-градостроительных конкурсов, итогом которых стало бы выявление лучших решений, идей и концепций, направленных на совершенствование городской среды, решение острых проблем развития Краснодара. Соответствующее предложение на имя главы администрации Краснодарского края Александра Ткачева уже поступило от президента САР Андрея Бокова. В этом и во многих других вопросах Краснодарская региональная организация Союза архитекторов России готова к сотрудничеству.