Чего не хватает России

Концепция формирования архитектурно-художественной среды исторического центра города на 2013-2017 годы была разработана департаментом архитектуры и градостроительства Ростова-на-Дону

17.02.2014
Яндекс.Дзен Instagram
Концепция формирования архитектурно-художественной среды исторического центра города на 2013-2017 годы была разработана департаментом архитектуры и градостроительства Ростова-на-Дону и утверждена решением коллегии администрации Ростова-на-Дону. Данный проект выполнен в рамках подготовки города к ЧМ по футболу 2018 года, а также к празднованию 265-летия города. Об основных направлениях концепции и о трудностях, которые могут возникнуть при ее реализации, рассказали «Вестнику» архитекторы донской столицы.

Владимир Гейер, главный архитектор города, директор департамента архитектуры и градостроительства Ростова-на-Дону:
— Актуальность концепции формирования архитектурно-художественной среды исторического центра донской столицы на 2013-2017 годы очевидна. План мероприятий данного проекта затрагивает приоритетные стороны развития инфраструктуры и дизайна городской среды и особенно исторической части Ростова-на-Дону.
На базе концепции подготовлен план мероприятий. Он включает в себя несколько ключевых направлений: восстановление и ремонт фасадов зданий и сооружений, формирование исторической предметно-пространственной среды; создание единого стилевого решения исторического центра с учетом экологических аспектов, состояния зеленых насаждений, фонтанов, пешеходных зон и элементов благоустройства; установку произведений монументального искусства, городской жанровой скульптуры, памятных и мемориальных знаков. Большое внимание уделено светопланировочной структуре города. Декоративная подсветка, декоративная иллюминация центральных улиц создадут эффект торжественности и праздничного настроения для жителей и гостей города. О полноценности проекта пока говорить сложно. В процессе работы могут возникнуть новые интересные идеи, которые, возможно, повлекут за собой некоторые изменения и поправки. Также нельзя исключать и человеческий фактор: могут возникнуть трудности с качеством выполняемых работ и с соблюдением сроков их выполнения, но мы надеемся на лучшее.

Лариса Золотарева, главный инженер ООО «Архитектурно-Строительное Ателье», доцент кафедры строительной механики и конструкций Академии архитектуры и искусств ЮФУ:
— Концепция поэтапного комплексного формирования архитектурно-художественной среды исторического центра донской столицы сейчас актуальна как никогда. Необходимость реставрации, реконструкции исторического центра города назрела давно. Состояние многих памятников архитектуры сегодня находится в плачевном состоянии.
Конечно же, жаль, что концепция развития затрагивает лишь небольшую часть застройки, а множество памятников архитектуры донской столицы так и останутся в ненадлежащем состоянии. Однако реализация концепции позволит сохранить часть истории, а значит, будущие поколения увидят отголоски прошлого донской столицы, ее историю, застывшую в камне. Если удастся добиться поставленных целей, наш город станет интересен и комфортен для посещения туристов. В свою очередь развитие туристического бизнеса позитивным образом повлияет на экономический потенциал, и, соответственно, появятся возможности на восстановление всей исторической застройки города. Радует, что будут разработаны проекты по озеленению главных улиц центра Ростова-на-Дону: в городе ощутимо не хватает зеленых насаждений, поскольку обновление посадок производилось давно. Единственной проблемой при реализации концепции может стать, пожалуй, вопрос финансирования проекта. Согласятся ли владельцы обозначенных в проекте зданий приводить в соответствие фасады? И будут ли приняты законодательные нормы, обязывающие собственника здания осуществлять его отделку, следить за его состоянием? Также, я считаю, необходимо принять закон о застройке исторического центра. Регламент был создан еще в 2008 году, но не был подписан. А без столь важного документа в донской столице не будет исторического центра застройки, а останутся единичные памятники архитектуры на фоне стеклянных высоток.

Владимир Перекрестов, главный архитектор ООО «Персональная творческая архитектурная мастерская»:
— Красота и уют города зависят от множества факторов, главным из которых я считаю создание единой архитектурно-художественной гармонии. Решить эти задачи и украсить донскую столицу к чемпионату мира по футболу 2018 года позволит разработанная концепция поэтапного комплексного формирования архитектурно-художественной среды исторического центра Ростова на 2013-2017 годы. Главное — это сохранить исторический центр города, его лицо и своеобразие.
Безусловно, реализация перечисленных мероприятий сделает архитектурно-художественную среду города гармоничной, ухоженной, комфортной для отдыха горожан и туристов. Но она не решит глобальные вопросы ремонта или реставрации старых зданий: согласно концепции их планируется просто закрывать красочными панно. Двоякое отношение вызывает и факт создания светодинамических городских фонтанов в местах двух историко-культурных памятников города — известного комплекса «Львы», находящегося на пл. Советов, и фонтана «Цапли» в парке им. М. Горького. Появление современных светодиодных конструкций полностью разрушит архитектурный стиль существующих ансамблей. Очевидно, что реализация концепции потребует решения многих задач. И я уверен, что богатый потенциал историко-культурного наследия нашего города позволит в ближайшие годы значительно украсить городскую среду, качественно восстановив большинство достопримечательностей донской столицы.

Владимир Кирьязиев, директор ООО Творческая мастерская «Новая Аттика»:
— Актуальность концепции трудно переоценить: до недавнего времени никто не формулировал в целостном и полном объеме задачи и направления по реконструкции и созданию полноценной архитектурно-художественной среды центра города. Декларировались лишь отдельные локальные мероприятия по конкретным участкам города, да и то в узком номинальном формате.
Концепция базируется на комплексном взаимодействии четырех основных направлений: восстановление фасадов зданий и формирование колористической среды (регенерация архитектурной среды), комплексное благоустройство территорий, активное включение в формирование архитектурно-художественной среды объектов монументально-декоративного искусства и создание так называемой светопланировочной структуры, что подразумевает создание светоцветовой среды вечернего и ночного Ростова-на-Дону. Насколько успешно позитивные перемены произойдут в донской столице после реализации концепции, будет зависеть от высокопрофессионального проектирования и выполнения намеченных задач. Предполагаю развитие двух сценариев: либо мы станем в один ряд с лучшими европейскими городами, либо «местечковость» одержит победу в борьбе за лучшую «потемкинскую» слободу. Безусловно, в методико-теоретическом плане концепция выглядит достаточно продуманной и полной. В ней не хватает ответа лишь на один главный вопрос: кто и как будет реализовывать намеченные планы? Причем из этого вопроса вытекает множество других. Где эти «ударные» отряды архитекторов, дизайнеров и скульпторов, которые будут разрабатывать отдельные фрагменты архитектурно-художественной среды города и выставлять их на обсуждение профессиональных советов и жителей города? Где упоминание о творческих конкурсах на разработку художественных концепций, выявление истинно лучших проектов с передачей архитектурным фирмам — авторам этих проектов заказов на разработку окончательной проектной документации? И, наконец, где высокопрофессиональные организации подрядчиков, которые будут претворять в жизнь отобранные лучшие проектные решения? Ведь глядя на аналоги «кладбищенских» скульптур, установленных в парке им. М. Горького, в профессионализме местных специалистов возникают большие сомнения. Мне кажется, что в концепции не хватает ответов на эти вопросы, что, соответственно, и вызовет основные сложности при ее реализации.

Норальд Нерсесьянц руководитель творческой архитектурной мастерской «Архстрой»:
— Разработанная концепция направлена лишь на украшение донской столицы для гостеприимной встречи прибывающих на чемпионат мира по футболу 2018 года болельщиков и гостей города.
Направления концепции затрагивают лишь внешний вид исторического центра: декорации и дизайн городской среды. Поэтому вести в данном случае речь об архитектурном формировании невозможно. Концепция предусматривает восстановление фасадов по ул. Большой Садовой, пр. Ворошиловскому и пр. Буденновскому. Однако здания, находящиеся в ветхом состоянии, предлагается закрывать красочными панно. К сожалению, такая практика далеко не нова для Ростова. Ярким примером служит архитектурный памятник — здание на углу ул. Суворова и пр. Кировского. Собственник объекта не пожелал вкладывать средства в его восстановление, предпочтя затянуть объект тряпочным фасадом. Таким образом, в городе будет наведен лишь внешний лоск, а назревшая проблема реконструкции старых фасадов останется нерешенной, так как требует огромных средств и времени. Конечно же, главной причиной такого отношения к архитектурным памятникам стали экономические условия рынка. При плановом хозяйстве было централизованное финансирование. Именно город определял концепцию развития территории, снос и строительство новых зданий. Сегодня городские власти практически лишены таких полномочий в отношении немуниципальной собственности. А как сделать лучше современное законодательство, увы, умалчивают. Абсурдно, но главный архитектор города не имеет полномочий согласовывать проект. Градостроительная политика сегодня «беспризорная». Нет качественных рычагов управления, которые позволили бы городу целенаправленно формировать архитектурную среду. Все находится в руках частных заказчиков, и именно от их желаний и возможностей зависит окружающая нас действительность. В свое время мы разработали несколько проектов застройки кварталов исторического центра, но в результате изменения законодательства о собственности они не могут быть утверждены городом. Так, на Красной площади в Москве когда-то была воздвигнута самая большая в стране гостиница «Россия», которая своим масштабом подавляла историческое наследие столицы. Однако московская мэрия проявила волю, изыскала возможности и средства для сноса гигантского объекта. Теперь на месте гостиницы будет устроен парк, который гармонично впишется в ансамбль изящного Кремля, храма Василия Блаженного, старых торговых рядов. Сегодня в качестве полноценного примера можно привести формирование единого ансамбля, в который входят новейшее здание Ростовского музыкального театра, гостиница «Интурист», Покровская церковь и строящиеся объекты торгово-делового центра и жилого комплекса «Покровский».
Хочу отметить, что архитектура возводимых зданий, по моему мнению, должна быть современной. А уж как вписать новое здание в старую застройку, решает мастерство архитектора, если, конечно, удается уговорить застройщика, интересы которого, к сожалению, не всегда совпадают с понятиями архитектурного искусства.
Авторы: Марина Коренец