«Южный хаб» летит в будущее

Принципы устойчивого развития станут приоритетными при проектировании и возведении нового аэропортового комплекса под Ростовом

18.11.2013
Яндекс.Дзен Instagram
Многоэтапный конкурс на определение концепции нового ростовского аэропорта — «Южного хаба» — подошел к концу 10 октября. Проект-победитель от компании Twelve Architects призван стать не только лучшим аэропортом в современной России, но и визитной карточкой Ростова. На объявлении победителя губернатор области Василий Голубев отметил, что «это должен быть проект будущего, но он должен учитывать специфику нашего региона, его имидж, который сложился за многие годы. Прежде всего он должен быть практичным для наших пассажиров. Проект достаточно креативный, но его реализация в этой зоне нашей области позволит создать новый комплекс развития». Рассказать о деталях проекта Отраслевой журнал «Вестник» попросил директора компании Twelve Architects Мэтта Картрайта.

— Как донская география и ландшафт повлияли на создание архитектурной концепции нового аэропорта?

— Исторически Дон всегда играл важную роль в культурной и деловой жизни региона, и сегодня выгодное географическое положение Ростова на пересечении торговых путей способствует его экономическому развитию.
Эта река — главная судоходная магистраль, соединяющая Россию с другими странами. Наш мастер-план, вдохновленный этой незабываемой «текучестью» ландшафта, призван соединить железнодорожную станцию, стоянку автомобилей, деловой центр, отель, площадь и собственно терминал аэропорта. Продолжая тему реки, терминал аэропорта сформирован из элегантных арок, напоминающих мост, которые протягиваются в небо и тем самым создают культовый образ «моста в небо». Терминал разделен на зоны международных и внутрироссийских вылетов.
Это разделение представлено расположением арок крыши и застекленным восьмиметровым атриумом. Три самые большие арки «приветствуют» пассажиров, прилетающих или вылетающих по самым популярным направлениям, создают для них незабываемые впечатления. Наша архитектурная концепция аэропорта — дань уважения истории Ростова и в то же время объект, формирующий его будущее.

— Как будет защищена от снега крыша?

— Главные характеристики покрытия крыши — устойчивая, прочная, надежная и визуально привлекательная. Сейчас мы рассматриваем в этом аспекте профилированные алюминиевые листы и другие вдохновляющие покрытия, которые побуждают нас создавать инновационные, долговечные ограждающие конструкции с высокими эксплуатационными характеристиками и низкими расходами. Большая часть снега с крыши будет выдуваться благодаря аэродинамической форме арок крыши, что уменьшит нагрузку на нее. Также мы планируем высокоэффективную защиту от снега, которая предотвратит его схождение. Проект полностью соответствует особенностям климата в Ростове.

— Из каких материалов планируется сделать стены?

— Мы предлагаем эффективное застекление со специальным покрытием, предотвращающим проникновение яркого света и солнца. Важно добиться того, чтобы архитектурные решения обеспечивали максимальный обзор как внутри, так и снаружи терминала. Это важно для архитектуры аэропорта, поскольку это помогает пассажирам ориентироваться и оставляет у них хорошее впечатление.

— Что вы имели в виду, говоря о возобновляемых источниках энергии, которые появятся в аэропорту? Как это будет работать?


— Такой проект, как «Южный хаб», оказывает существенное влияние на окружающую среду, близлежащие населенные пункты и в процессе строительства, и в ежедневной работе. Чтобы уменьшить это вредное воздействие, мы ставим принципы экологичности во главу угла, еще в самом начале проектирования мы закладываем ряд возобновляемых технологий. Однако их все необходимо проверить, прежде чем я смогу говорить более конкретно. Мы будем оценивать их по техническим характеристикам, скорости и качеству монтажа, финансовым вложениям (капитальным и на протяжении срока службы), экономической отдаче и энергосбережению. Фотоэлектрические панели на куполе крыши могут быть прекрасными источниками возобновляемой энергии. «Умная» система контроля за освещенностью может уменьшить энергозатраты. Например, выключать электричество, когда часть терминала не используется или достаточно дневного света. Также здание может освещаться энергоэффективными светильниками. Важно отметить, что в здание терминала проникает довольно много естественного света. Солнечный свет, проникающий через крышу, распространяется на все зоны — от регистрации до непосредственно подъема на борт. Застекленные фасады также уменьшают потребность в искусственном освещении. Терминал не перегревается от солнечного света: для этого фасады могут быть покрыты солнцезащитным стеклом или оснащены угловыми жалюзи, в то время как навесная крыша создает тень над окнами, выходящими на южную сторону. Эффект дымовой трубы (естественная тяга. — Прим. ред.) создается за счет того, что нагретый воздух поднимается под крышу, а оттуда выходит через управляемые вентиляционные отверстия.

— Как будет отапливаться здание?

— Пространство будет организовано таким образом, чтобы отапливать только используемые помещения.
В помещениях с большой высотой потолка мы пустим отопление понизу, чтобы не отапливать воздух под крышей. Также мы рассматриваем возможность использовать для бойлеров в терминале возобновляемое топливо — древесную щепу или биомассу. Мы можем использовать экологичные способы отопления для производства электричества и способствовать охлаждению, используя абсорбционные охладители.

— Будет ли объект сертифицирован по экостандартам BREEAM или LEED?

— Это остается на усмотрение клиента. На стадии проекта у нас есть возможность внедрить устойчивые технологии, которые помогут сертифицироваться по этим стандартам. Например, что касается использования воды: водосберегающие фитинги помогут уменьшить потребление питьевой воды. Чтобы еще больше сократить использование питьевой воды, возможно, стоит использовать техническую воду из скважин для холодильных установок и промывания туалета.

Другой пример — мусор. Грамотное обращение с отходами и сортировка мусора помогут уменьшить эксплуатационные расходы. Секционированные урны заставляют людей сортировать мусор. Торговые упаковки могут быть спрессованы и переработаны. На лучших примерах мы можем убедиться, что до 70% отходов в аэропорту могут быть переработаны, для этого нужно соответствующее оборудование для мусора и необходимые службы сбора мусора на всей территории аэропорта и в самом здании.

— Как будет организована транспортная доступность?

— Расширенный мастер-план предполагает достаточное пространство и многоэтажные гаражи, так же, как и скоростную железную дорогу, которая соединит Москву, Ростов-на-Дону и Адлер. Автостоянка на площади перед терминалом обеспечит надежное разделение общественного и личного транспорта, что облегчит доступ к нему. Здесь важно отметить, что хорошее транспортное сообщение, такое как рейсовый транспорт и железнодорожный экспресс, побудит большее количество пассажиров добираться до аэропорта и из него именно на общественном транспорте. Как результат, уменьшатся загрязненность воздуха, шум и пробки. На всей стадии проектирования наша команда работает над оптимизацией архитектурных решений, чтобы убедиться, что в окончательный проект будут внедрены самые эффективные решения из всех возможных.
Авторы: Ольга Лазуренко