Чего не хватает России

В этом году Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, который готовит кадры для всего Юга России, отпразднует свое 50-летие

04.08.2013
Яндекс.Дзен Instagram
В этом году Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, который готовит кадры для всего Юга России, отпразднует свое 50-летие. Как развивается архитектурное образование в эпоху перемен, комментируют представители архитектурных вузов Ростова-на-Дону и Краснодара, проектных институтов и СРО.

Виталий Колесник, советник при ректорате Южного федерального университета:
— В условиях рыночной экономики требования к количеству и качеству подготовки архитекторов крайне нестабильны, поэтому перед современной архитектурной школой неизменно стоит проблема быстрой адаптации к изменениям рынка. Заказчиками архитектурных услуг могут выступать государственные структуры и частные коммерческие организации, и процесс взаимодействия с каждой из этих сторон имеет свои особенности и сложности. Если мы говорим о государственном заказчике, то здесь проблемы начались в конце 80-х годов и до сих не достигли своего положительного решения. Во время реформ конца прошлого века территория области стала делиться на муниципалитеты, и требования к количеству архитекторов со знанием менеджмента резко возросло с 40 до 450, и даже после преобразований ростовской архитектурной школы мы все равно не можем сполна обеспечить область таким числом специалистов. А мы работаем не только на область, но и на регион — и цифры возрастают в несколько раз.
Значительную роль в востребованности выпускников архитектурной школы принадлежит инвестициям. Их спад приводит к сокращению рабочих мест и к существенным трудностям в трудоустройстве. Несмотря на отсутствие распределения в стране, высшая школа ответственна за своих воспитанников и решает проблемы их социальной защищенности, в частности через дополнительное образование. Так, например, архитекторы и художники получали дополнительную квалификацию учителя художественных дисциплин. С восстановлением денежных потоков потребность в молодых архитекторах возросла мгновенно, и у студентов, начиная с 3-го курса, работы было в избытке. В настоящий момент мы снова наблюдаем небольшой спад, однако, как свидетельствует статистика ЮФУ, профессия архитектора сегодня является одной из наиболее востребованных. Важным аспектом в архитектурном образовании является подготовка специалистов, которые смогут успешно и без препятствий включиться в практическую деятельность, и для этого необходим регулярный мониторинг требований рынка. В составлении учебных программ ростовская архитектурная школа старается ориентироваться на современные рыночные тенденции. Определить потребности работодателя не составляет труда, так как большинство архитекторов города являются ростовскими выпускниками этой же самой школы, и с ними поддерживается тесный контакт. Они делятся, с какими проблемами в работе с молодыми специалистами приходится сталкиваться, подсказывают, чего не хватает. Эта проблема сравнительно оперативно решается благодаря взаимодействию вуза с саморегулируемыми организациями проектировщиков и строителей.
Одна из основных кадровых проблем сегодня заключается в недостаточном числе конструкторов. Профессии конструктора строительных объектов невозможно научиться за годы обучения в вузе, так как здесь начинающие специалисты могут получить лишь базовые знания и методологию дальнейшего самообучения. Далее необходимо еще как минимум пять лет практической деятельности, за которые конструкторы формируют обширную базу знаний и данных по строительным конструкциям. И эта проблема может быть решена только совместно с практиками.

Александр Бояринов, заместитель директора ГАУРО «Региональный институт территориально-градостроительного проектирования» — главный архитектор, заведующий кафедрой градостроительства Академии архитектуры и искусства ЮФУ:
— Научное сообщество неоднозначно оценивает преобразования, связанные с переходом по Болонскому соглашению. Нет ясного понимания, что собой на практике представляет бакалавр: многие приравнивают этот статус к среднетехническому специалисту. С другой стороны, для современной молодежи неудобна магистратура из-за длинных сроков обучения — сейчас студенты стремятся как можно раньше приступить к работе. Хотя есть и плюсы: прохождение программы бакалавра при знании языка открывает возможность прохождения магистратуры в ЕС. Однако в Европе возникает сложность с определением специализации. Если у нас специальность архитектора всегда была всеобъемлющей, включающей широкую область знаний, то на Западе произошло дробление этой специальности на такие направления, как градостроитель, архитектор, занимающийся объемным проектированием, и ландшафтный архитектор. Из-за этих различий нашим специалистам порой нелегко там трудоустроиться. Для решения этой проблемы у нас начинают открываться такие направления, как «градостроительство», «ландшафтный дизайнер» и т.д.
В системе архитектурного образования на данный момент остро стоит проблема преподавательских кадров. Из-за низких зарплат молодых педагогов почти нет — происходит тотальная утечка специалистов всех уровней подготовки в коммерцию, оставляя за бортом науку.
Сегодня остро стоит вопрос об обучении сотрудников муниципальных образований, отвечающих за градостроительную деятельность, за форму качественной среды населения. Поэтому для реализации программ дополнительного профессионального образования на базе ААиИ ЮФУ организована переподготовка специалистов по направлениям «архитектура», «градостроительство» и «дизайн», что помогает преодолеть кадровый кризис в органах управления по всему Южному региону.

Александр Кузнецов, заслуженный архитектор Кубани, директор НП СРО «Региональное объединение проектировщиков Кубани»:
— Архитектурное образование идет по такому же гибельному пути, как и все российское высшее образование. С переходом на Болонскую систему сроки обучения изменились, и вузы в большом количестве стали выпускать недоученных специалистов. Потому что специальных программ для 4 лет обучения не было разработано. По окончании вузов бакалавры в большинстве своем сталкиваются с проблемами трудоустройства. С магистрами ситуация уже не такая катастрофичная. При увеличении срока образования у студентов есть возможность получить более глубокие знания о своей будущей профессии. Существует также извечно актуальная проблема недостаточной вовлеченности студентов в реалии практики. Выпускники вузов в основном не готовы к реальной работе, не знают используемых в производстве программ. Одной из причин несоответствия является нежелание преподавательских кадров регулярно совершенствовать свои знания и навыки в условиях реальной практики, а также в целом редкое внесение поправок в составленные некогда программы. На периферии все сложности и проблемы ощущаются острее, чем в крупнейших архитектурных вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Столичные школы более совершенны в учебных программах, менее скованны в финансировании. Путь решения видится один: необходимо вернуть полноценную систему образования, которая была прежде. Профессия архитектора сложная и трудоемкая, обучаться ей необходимо не менее 5,5-6 лет, чтобы специалисты могли получить обширные знания в разных областях. Современная система не способна выпускать такого уровня специалистов, и это необходимо признать.

Александр Кузьменко, заведующий кафедрой архитектуры факультета архитектуры и дизайна КубГУ:
— Сегодня очевидно, что государственная образовательная система не вполне готова к дифференцированному восприятию образовательных программ разного направления, в том числе и архитектурного. Данная проблема стала явной в начале учебного года, когда многие творческие вузы, среди них и МАрхИ, были признаны неэффективными по показателям, не учитывающим их специфику. Кафедра архитектуры КубГУ готовит архитекторов, следуя классической методологии обучения и рекомендациям преподавателей, большинство из которых являются практикующими архитекторами. Это позволяет студентам разбираться не только в теоретических аспектах архитектуры, но и в требованиях современного проектного рынка. Одной из проблем в образовании является отказ от колоссального наследия нашего прошлого. В какой-то момент стало принято порицать достижения нашего образования и полностью ориентироваться на западный опыт. Он имеет свои достоинства, однако наша молодежь не только не отстает, но и в определенных аспектах превосходит зарубежных коллег. Достаточно обратить внимание на результаты международных конкурсов и фестивалей, где наши студенты получают высокие оценки опытных специалистов, занимают призовые места. Красноречивы наши показатели по трудоустройству: 90% выпускников-архитекторов КубГУ после окончания вуза приступают к работе по специальности. Острой становится проблема так называемого социального проектирования — адаптации построек к социальной среде. К сожалению, наш рынок совершенно равнодушен к подобным исследованиям, сложившаяся за последние 20 лет практика пока не готова к системным изменениям. Однако готовить почву для преобразований нужно путем введения такой дисциплины, как урбанистика. Ее изучение позволит молодым архитекторам разбираться в системе создания комплексного городского пространства и внедрять это знание в практику строительства.

Дмитрий Павленко, генеральный директор ОАО «Южный региональный НИиПИ градостроительства»:
— Существует общая проблема нормативного регулирования градостроительной деятельности, которая отражается на возможностях преподавателей готовить квалифицированного специалиста в условиях устаревших, а зачастую и противоречащих друг другу нормативных актов. Поэтому молодой специалист в начале своей трудовой деятельности фактически не адаптирован к реалиям и не может эффективно работать. Этот пробел заполняется практикой внутреннего наставничества, когда более опытные специалисты берут под опеку молодых. Умные, талантливые и целеустремленные люди всегда востребованы.
У нас нет договора о сотрудничестве с вузами, хотя мы готовы рассмотреть такую возможность, так как наш институт может стать отличной площадкой для подготовки и дальнейшего развития архитекторов-градостроителей. Наша компания входит в группу «Патриот» и занимается в том числе и подготовкой градостроительной документации, необходимой для комплексного освоения новых территорий и реконструкции застроенных. При этом есть возможность достаточно в короткие сроки увидеть результат своей работы как градостроителей.