Архитектурное шоу

Олимпийские объекты российских зодчих войдут в историю мировой архитектуры благодаря своей элегантности

03.06.2013
Яндекс.Дзен Instagram
Алгоритм олимпийских строек набирает обороты, один за другим вводятся новые спортивные объекты и на самом высоком уровне обсуждается постолимпийское использование ледовых арен Олимпийского парка — уникального объекта для зимних Олимпиад. По словам главного архитектора ГК «Олимпстрой» Олега Харченко, Олимпийские игры обычно проводились на севере Европы и Америки, в городах, исторически приспособленных для зимних видов спорта. Как правило, там мало нового строительства, но много проблем из-за удаленности объектов друг от друга.

— В Сочи строительство пришлось начинать с нуля, поэтому здесь все будет очень компактно, а эффективность совмещенной дороги между Красной Поляной и Имеретинской низменностью обеспечит и проведение Олимпиады, и будущее развитие единственного уникального курорта в РФ, — говорит Олег Харченко, отмечая архитектурные особенности олимпийской стройки. — История создания архитектурных образов и конструкций олимпийских объектов насчитывает несколько этапов развития. Начальный — создание эскизных проектов, которые попали в заявочную книгу. После торгов по известной схеме ФЗ-94 подрядчики приступили к первому этапу проектирования. Но по разным причинам практически все проекты пришлось делать заново. Главная из них заключается в том, что часть объектов — здание для фигурного катания, игры в керлинг, малая ледовая арена, два тренировочных комплекса для фигурного катания и хоккея — сначала проектировались в бетоне. Потом было принято решение перенести их в металл, и архитекторам практически заново пришлось создать объекты. Поэтому то, что вы сейчас видите, — это результат работы большого коллектива и авторов отдельных проектов.

Ледовый дворец «Большой»
Ледовый дворец для хоккея получился одним из самых выразительных объектов. Он прост по форме, но именно в этой простоте и скрыта его художественная ценность. Арена вызывает точную, красивую ассоциацию — это замерзшая капля. Именно эта идея программировалась архитекторами. Нам удалось избавить здание от разной мишуры. Надеюсь, в дальнейшем на него не навесят рекламу и не испортят его внешний облик. Здание стоит на пьедестале, на насыпном холме, что делает его еще более выразительным. Но Ледовый дворец для хоккея, отличающийся своей лаконичностью, не спорит со стадионом «Фишт», где пройдут все торжественные олимпийские церемонии.

Стадион «Фишт»
Можно было построить отдельное сооружение для церемонии открытия-закрытия Игр, но как его дальше использовать, было непонятно. Поэтому принято решение построить футбольный стадион на 40 тыс. зрителей. Право выиграли архитектурные бюро Populous и «Моспроект-4». Вот такой проект они задумали: две гигантские арки, 234 метра пролета. Они немного расходятся в сторону центральной площади. Впереди и сзади за пределами поля появятся большие павильоны.

Арена «Шайба»
Ледовая арена «Шайба» для хоккея с ее наклонными линиями и перетеканием цвета от синего к голубому и к белому похожа на снежный вихрь. Но если посмотреть на объект сверху, то он напоминает вращающуюся на огромной скорости шайбу. Чтобы арена была художественно выразительной и в темное время суток, устанавливаются приборы для наружного освещения. 700 светильников запрограммированы на определенные режимы подсветки. С наступлением сумерек стадион примет форму небосвода, на котором мерцают звезды. Центральными фигурами на этом звездном небе являются кометы, хвосты которых вихреобразным движением закручиваются вокруг арены.
арена_шайба.jpg

Арена «Шайба»

Конькобежный центр «Адлер-Арена»
Объект начинали проектировать итальянцы, перенеся сюда решения из туринского проекта. Затем над ним работали российские архитекторы, в том числе и краснодарские. Это гигантское сооружение 240 м длиной, 120 м шириной, с огромными пролетами. Нам удалось уйти от каких-то надуманных сложных и громоздких решений, придя к простому, образному, очень динамичному объему с гигантским открытым фойе, с идеально выполненными отделочными материалами по фасадам. В этом пространстве будут проведены все конькобежные соревнования, но впоследствии вся технология льда и трибуны будут демонтированы, и здесь будет главный выставочный центр Краснодарского края. Выставочная функция, которая сегодня усложняет жизнь жителям города, будет перенесена сюда.

адлер_арена.jpg

Конькобежный центр «Адлер-Арена»

Ледовый дворец «Айсберг»
Проект тоже начинали делать в бетоне итальянцы, при переходе на металл проект целиком был изменен российскими архитекторами компании «Моспроект-4». Фасад собран из блоков по 2,5 м четырех цветов — синего, белого, серого, цветного стекла. Здание «подсечено»: совершенно уникальная композиция — читается образ моря, волн, Сочи. Вообще образная сторона для архитектуры спортивных сооружений — очень важное обстоятельство. С самого начала мы поставили перед собой задачу, чтобы каждый объект запоминался, чтобы каждый
объект легко укладывался в сознание гостей. Поэтому все сооружения Имеретинского пространства очень образные.

Олимпийский вокзал
Здание некрасивым быть не должно — к такому совместному решению мы пришли с главным архитектором Краснодарского края Юрием Рысиным. Новый интересный проект предложило АО «Архитектурная мастерская «Студия 44» из Санкт-Петербурга. У питерских архитекторов есть опыт строительства вокзальных сооружений, и они сделали совершенно удивительный и красивый проект — птицу, спустившуюся с гор. Все функционально и лаконично. Гости, выходя из поезда, попадают на платформу высотой 6,5 м, и впереди у них открывается пространство всего Олимпийского парка. В дальнейшем это будет еще один городской железнодорожный вокзал, может быть, с выходом на Абхазию.

Главный медиацентр
Это гигантское сооружение со своей собственной гостиницей. Начало проектированию положил известный архитектор Сергей Чобан, в дальнейшем проект претерпел небольшие изменения. Этот объект полностью финансируется и строится за счет бюджета Краснодарского края. В дальнейшем это будет огромный торговый центр, и сегодня есть предприниматели, готовые его эксплуатировать. А в период Олимпиады здесь будут работать представители всех ведущих СМИ мира.

Трасса «Формулы-1»
Само по себе весьма сложное сооружение, имеющее огромное количество ограничений, требований по техническим поворотам, радиусам и т.д., проектировалось очень трудно. Мы предлагали массу разных вариантов, так как было понятно, что это усложнит технологию строительства и изменит нашу архитектуру. Но нам удалось найти вариант интеграции этого объекта и получить следующую схему. Рядом с вокзалом расположено главное сооружение стадиона «Формулы-1», здесь огромная трибуна на 10 тыс. зрителей, спортивные объекты, сооружения для журналистов, медицины. Трасса будет пролегать вокруг Ледового дворца «Большой», конькобежного центра, сделает сложный вираж и въедет опять к стадиону. Кольцо (примерно 5 км) абсолютно точно вписано во все международные стандарты, полноценное. Много времени потратили на то, чтобы все это сделать, и в результате Сочи получит достойный объект для привлечения инвестиций. Но зрители, которые приедут на Олимпийские игры, этой трассы не увидят: размечена и ограждена она будет позже.

Центр санного спорта «Санки»
Мы получили совершенно удивительное сооружение. Уже после первых соревнований в центре пошли положительные отзывы и от спортсменов, и от журналистов; всем стало понятно, что в Сочи родилось великолепное спортивное сооружение — с уникальной архитектурой, очень красиво вписанной в ландшафт. За это лето будет завершено благоустройство. Думаю, что этот объект войдет в учебники, в мировую архитектуру благодаря своей элегантности. В мире около 20 олимпийских санно-бобслейных трасс. Наш трек расположен на склоне Кавказских гор, близ поселка Красная Поляна, в месте, закрытом от прямых солнечных лучей и защищенном от ветра. Трасса максимально повторяет существующий рельеф местности. Желоб для спуска запроектирован как объединенный трек для бобслея, скелетона и саней. На трассе пять стартовых зон, расположенных на разной высоте и удалении от финиша. Здесь три контруклона — участки для гашения скорости. Это и делает нашу трассу самой безопасной в истории Игр.
Авторы: Ольга Бершанская