По южным улочкам

По южным улочкам

Гордость малых городов — азовская крепость и Нарзанная галерея, музей «Горгиппия» и дом писателя Короленко, памятник козе и Петру Великому

Архитектурные символы столичных городов юга России более или менее известны и давно уже пребывают у всех на устах. Гораздо меньше жители ЮФО знают о своеобразных визитных карточках так называемых малых городов Южного федерального округа, которые порой обладают ценностями, способными удивить многие столичные города мира.

С английским акцентом

В курортном Кисловодске масса архитектурных сооружений, которые принято считать символами города, — дача Шаляпина, городской парк с колоннадой, Каскадная лестница, Свято-Никольский собор, Кольцо-гора, филармония, скалы «Замка коварства и любви», Главные нарзанные ванны. Однако без Нарзанной галереи его вообще представить невозможно. Построенная в 1848-1958 годах архитектором Самуилом Уптоном в средневековом английском стиле, ранее называлась Воронцовской и была предназначена для прогулок в ненастье во время питья нарзана. Весь архитектурный облик галереи выражает традиции «готического романтизма», имевшие распространение в Англии с эпохи наполеоновских войн, и гармонирует с огромными пирамидальными тополями.

Первоначально в северной двухэтажной части этого здания размещались комнаты для приезжих. Сегодня в северной части галереи расположена Центральная курортная библиотека с читальней. В южной части галереи находится «Кипящий колодец» нарзана, над которым в стеклянной крыше устроили световой фонарь. Оба крыла здания соединены большой галереей. Утром и вечером играл оркестр, а в промежутках между питьем воды можно было прогуляться или потанцевать. К 1880 году к галерее с восточной стороны сделали пристройку ванн военного ведомства, а в 1894 году был изменен и южный фасад. И уже в наши дни турлучную пристройку заменили с юга кирпичной кладкой, облицованной плитами доломита. Внутри, убрав перегородку и зрительный зал, продлили питьевой зал и украсили его стены мраморными плитами. Кафельный пол заменили гранитным. Теперь в северной ее части зрительный зал для концертов и демонстрации кинофильмов, во второй половине находятся пять питьевых бюветов доломитного и сульфатного нарзанов.

Богатырю с Невы

Так же сложно было бы определить какой-то один символ города Таганрога, при всей своей провинциальности столь много давшего мировой истории и культуре. Перечисление только одних великих людей, родившихся, умерших или побывавших в нем, заняло бы отдельную статью. Достаточно лишь Антона Чехова, Александра Пушкина, императоров Петра Великого и Александра I, Джузеппе Гарибальди. Символы города появляются и растут вместе с ним. Это и Каменная лестница, и домик Чехова, и дворец Алфераки, и недавно воздвигнутый памятник победителю Наполеона царю Александру.

Знаковым местом для Приазовья является памятник Петру I, изображение которого похоже на рисунок 500-рублевой купюры на отечественных рублях, хотя там и указано, что это Архангельск. Памятник создал скульптор Марк Антокольский по просьбе самого Чехова. Великий русский писатель потом писал городскому голове Павлу Иорданову: «Это памятник, лучше которого не дал бы Таганрогу даже всесветный конкурс, и о лучшем даже мечтать нельзя. У моря это будет и живописно, и величественно, и торжественно, не говоря уже о том, что статуя изображает настоящего царя». Лучше классика о символе города не скажешь.

Античность под открытым небом

В приморской Анапе главная достопримечательность связана, как и во многих других черноморских городах, с античностью. На ее месте два с половиной тысячелетия назад существовала колония Горгиппия, чьи развалины сегодня тщательно исследуются археологами. Музей под открытым небом «Горгиппия» — обширный участок раскопок одного из самых богатых античных древнегреческих городов, входивших в состав Боспорского царства, с памятниками и произведениями древнего искусства. В 1959 году, при рытье ямы хозяйственного назначения, обнаружили на глубине 1,5 м от поверхности слой обожженной глины, а ниже — много золы и сажи. Здесь же были найдены и очень интересные античные вещи, в том числе чернолаковый фигурный светильник в виде негритянки с корзиной фруктов на голове. Большой интерес представляют находки, например: маленькие бронзовые статуэтки, светильники, вазы, множество красивых стеклянных сосудов. Если учесть, что город был крупным по тем временам морским портом, то понятно, что он был и центром оживленной торговли. Через его гавань боспорские цари торговали хлебом, зерном, керамикой, вином, маслом, взамен везли рыбу, кожу и другие товары. Население Горгиппии в основном состояло из моряков, грузчиков, торговцев. Здесь же находился храм Деметры и Афродиты. Большую художественную ценность представляет мраморная головка Афродиты I века, найденная при раскопках в 1968 году на территории современного заповедника.

Бывший берег турецкий

К безусловным символам донского Азова следует отнести остатки крепости, в свое время считавшейся одной из сильнейших в Европе. Пять раз в истории ее с разным успехом штурмовали русские войска и дважды турецкие. Сегодня от крепости частично сохранились земляные валы по левому берегу Дона (высота на разных участках от 5 до 15 м, ширина у основания — от 10 до 30 м) с установленными на них пушками и крепостной ров. Из 11 ворот — Алексеевские ворота (18011805 гг.) и фундаменты Троицких ворот, пороховой погреб 1799 года (ныне в нем размещена экспозиция краеведческого музея). Построенная по всем законам фортификационного искусства крепость полностью замыкала движение по Дону (один из фортов находился на правом берегу) и лишала возможности беспрепятственного проникновения в Азовское море. Со взятием Азова в 1696 году (первый поход годом ранее был неудачен) Петр I начал свой победоносный путь к созданию государства нового типа. В Ростовской области это единственные хоть на что-то похожие остатки крепости, по которым можно понять масштабы бывшего сооружения и сложности ее осады и штурма.

Рыцарь правды

Рукотворным символом Геленджика можно, пожалуй, признать дом-музей писателя Владимира Короленко, который находится в курортном поселке Джанхот. Приехавший сюда в 1898 году по рекомендации атамана Кубанского казачьего войска Федора Щербины автор «Слепого музыканта» приступил к строительству дачи. Проект и эскизы двухэтажного особняка были сделаны самим Короленко. Непосредственно строительством занимался брат писателя — Илларион, который долгое время страдал туберкулезом. Возможно, именно его идеей было построить дачу в этом удивительном месте. Илларион проживал здесь постоянно, проходя лечение знаменитым на всю Российскую империю целебным «духом» пицундской сосны. Короленко часто приезжал отдыхать в Джанхот с семьей. Именно здесь, на даче, были написаны воспоминания об А. П. Чехове и Н. Г. Чернышевском и еще около 400 рукописей в различные журналы. После смерти брата в 1915 году писатель навсегда покинул это место. А в 1964 году его дача превратилась в музей. Сейчас это огромный архитектурный комплекс, обнесенный со всех сторон заповедным лесом, в котором растут кипарисы, инжир, каштаны и, конечно, сосны.

Круторогий символ

Один из самых одиозных в российской художественной литературе город Урюпинск не так давно прославился единственным в мире памятником козе. По мнению местных жителей, коза «в люди вывела, помогла встать на ноги и даже высшие учебные заведения окончить» многим жителям города, который прославился в Прихоперье как один из главных центров козеводства и пуховязания платков и шалей. В Урюпинском районе на 72 тысячи жителей приходится более 120 тысяч коз. Их пух, тонкий (до 18-19 микрон) и длинный (до 10 сантиметров), идеально подходит для изготовления модного трикотажа. Из гранитной глыбы весом в 20 тонн «все лишнее» для создания круторогого символа города отсекали волгоградские скульпторы Виктор Фетисов и Олег Дедов, известные в городе-герое как авторы монументов, посвященных Великой Отечественной войне.

Кстати, там же в Урюпинске в Год козы (2003) был открыт и музей этого благородного и полезного домашнего животного.

Логотип Вестник Строительство